тут:

Функциональные пробы, выявляющие состояние коллатерального кровообращения - клиническая реоэнцефалография

Оглавление
Клиническая реоэнцефалография
Особенности кровообращения в головном мозгу
Основные принципы метода реоэнцефалографии
Развитие метода реоэнцефалографии
Основы реоэнцефалографии
Методика исследования
Реографические установки
Отведения, применяемые при реоэнцефалографии
Артефакты
Характеристика нормальных реоэнцефалограмм больших полушарий
Дифференциальная реоэнцефалография
Частотно-амплитудный анализ реоэнцефалограмм
Изменения венозного кровообращения в мозгу
Гипервентиляция
Повышение напряжения углекислоты в крови
Наркоз
Динамика РЭГ во время ангиографии
Влияние изменения положения тела на РЭГ
Функциональные пробы, выявляющие состояние коллатерального кровообращения
Реоэнцефалография при гипертонической болезни и атеросклерозе сосудов головного мозга
Особенности РЭГ при гипертонической болезни и гипертонических церебральных кризах
Изменения РЭГ при закупорке внутренней сонной артерии
Изменения РЭГ при стенозе внутренней сонной артерии
Изменения РЭГ при патологической извитости внутренней сонной артерии
Изменения РЭГ при нарушениях кровообращения в системе позвоночных и основной артерий
Изменения РЭГ при сочетанных поражениях сонной и позвоночной артерий
Отражение на РЭГ оперативного восстановления кровотока в сонных и позвоночных артериях при их окклюзии
Изменения РЭГ при окклюзирующих поражениях средней мозговой артерии
Изменения РЭГ при поражении передней мозговой артерии
Изменения РЭГ при кровоизлияниях в мозг
Изменения реоэнцефалограмм при опухолях головного мозга
Изменения реоэнцефалограмм при закрытых травмах мозга
Изменения реоэнцефалограмм при инфекционных и хронически прогрессирующих заболеваниях ЦНС
Изменения реоэнцефалограмм при гепато-церебральной дистрофии
Изменения реоэнцефалограмм при эпилепсии и мигрени
Вопросы регуляции мозгового кровообращения
Заключение

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ, ВЫЯВЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ КОЛЛАТЕРАЛЬНОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ В ГОЛОВНОМ МОЗГУ
Перевязка или пережатие магистрального сосуда шеи влечет за собой резкое снижение амплитуды реографической волны, Вплоть до полного ее исчезновения. В последующем кровоснабжение восстанавливается за счет развития коллатерального кровообращения, что выражается в появлении реографической волны с постепенным увеличением ее амплитуды до исходной величины (см. рис. 58). Поэтому динамика РЭГ под влиянием функциональной нагрузки может служить надежным показателем степени проходимости магистральной артерии и возможностей развития коллатерального кровообращения при различных сосудистых заболеваниях головного мозга. Изучение изменений РЭГ, возникающих в условиях искусственно созданного затруднения кровотока через магистральные сосуды шеи, имеет большое значение для выявления поражения той или другой магистральной артерии и для определения основных путей коллатерального кровообращения.
Наибольшее распространение получила проба с прижатием непострадавшей сонной артерии. Ее сдавление ведет к ишемии мозга и появлению комплекса симптомов, который Paillas и Bonnal (1959) обозначают как «признак здоровой каротиды» («signe de la carotide saine»). Подробное описание этой пробы дал Вагге (1959), произведший ее более 600 раз во время записи ЭЭГ. Во время исследования больной находится в сидячем положении (если больной лежит, проба дает менее отчетливые результаты).
Общая сонная артерия прижимается к телу шейного позвонка непосредственно над грудиной или у бифуркации- прижатие проводится до полного прекращения кровотока, что подтверждается исчезновением пульсации поверхностной височной артерии.

Учитывав отмеченные Barre (1959), Е. В. Шмидт (1963) и др. отрицательные стороны этой пробы, мы изучали, как сказываются на РЭГ затруднения кровотока в магистральных артериях, возникающие при различных положениях головы и при осторожном прижатии общей сонной артерии, не прекращающем полностью кровотока по ней. Если больной не испытывал никаких неприятных ощущений и на РЭГ не наступало резкого уменьшения амплитуды кривой, то производилось более энергичное прижатие сонной артерии.
Исследование больных проводилось нами в лежачем или сидячем положении, в зависимости от их состояния. Прежде чем приступить к исследованию больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга, мы изучили влияние прижатия сонной артерии на РЭГ у 43 здоровых людей (контрольная группа), которые исследовались в сидячем положении. Общая сонная артерия подвергалась сдавлению в течение 30—40 сек. У 36 из 43 обследованных сдавление сонной артерии вызывало резкое уменьшение амплитуды полушарных и височных реограмм на одноименной стороне в среднем на 75 ±6,3% (/р — 0,05). При этом на ЭКГ не отмечалось никаких изменений (см. рис. 21), что указывает на отсутствие раздражения синокаротидного аппарата. У 8 человек наряду с уменьшением реографической волны в отдельных исследованиях сдавление сонной артерии сопровождалось заметным увеличением амплитуды РЭГ на фоне урежения сердечного ритма, фиксируемого на ЭКГ, что является следствием раздражения синокаротидного аппарата и указывает на его гиперсензитивность.
Из изложенного выше следует, что сдавление общей сонной артерии у здоровых людей сопровождается резким уменьшением амплитуды РЭГ только на одноименной стороне, т. е. значительным снижением кровенаполнения гомолатерального полушария. Это совпадает с данными Gentili, Garbini (1957), Perez - Borja и Meyer (1964), которые у подавляющего большинства исследованных здоровых лиц наблюдали резкое уменьшение амплитуды РЭГ на стороне сдавления.
После пробы со сдавливанием сонной артерии у всех 43 здоровых лиц в этот день или через несколько дней записывались РЭГ при максимальных поворотах головы в стороны и при разгибании шеи до угла в 45°. Как показали экспериментальные исследования Toole и Tucker (1960), а также клинико-ангиографические наблюдения (Bauer, Sheehan, Meyer, 1P6I), при разгибании шеи сдавливаются обе позвоночные артерии на уровне атланта, а при поворотах головы происходит их сдавление боковой поверхностью атланта преимущественно на стороне, противоположной направлению головы.

Позже Chrast и Korbicka (1962) привели несколько иные данные: в экспериментах на трупах отклонение головы назад лишь незначительно влияло на ток жидкости в позвоночных артериях- повороты головы сопровождались уменьшением тока жидкости в противоположной позвоночной артерии на 90% и в одноименной на 80%.

Влияние функциональных нагрузок на динамику реоэнцефалограмм


Примечание. Цифры без скобок обозначают среднее значение изменения амплитуды РЭГ- цифры в скобках — количество наблюдений.
Как видно из табл. 3, использованные нами функциональные пробы (разгибание шеи, наклон головы вперед и поворот головы в стороны) у 14 из 43 обследованных не вызвали никаких изменений затылочных РЭГ (рис. 34 и 35). Максимальный поворот головы в правую сторону вызывал у 21 из 43 исследованных заметное уменьшение амплитуды затылочных РЭГ слева (28,5%), тогда как справа у 14 человек наблюдалось увеличение амплитуды кривой на 23,6%.


Рис. 34. Динамика полушарных (FM) и затылочных (ОМ) РЭГ здорового исследуемого К., 21 года, во время
функциональных нагрузок.
а — при повороте головы налево- б — при максимальном разгибании шеи (стрелками отмечены начало и конец функциональных
проб).

Рис. 35. Незначительное увеличение амплитуды реоэнцефалограмм и отсутствие изменений височных реограмм у здорового испытуемого У., 20 лет, при повороте головы направо.

Поворот головы налево вызывал у 19 человек заметное уменьшение амплитуды затылочных РЭГ справа (25,3%), в то время как на левой стороне происходило некоторое увеличение амплитуды реографической волны (25,4%), наблюдавшееся у 16 обследованных.
Разгибание шеи сопровождалось менее выраженным уменьшением амплитуды затылочных РЭГ как справа (21%), так и слева (18,5%). Увеличение амплитуды затылочных РЭГ при разгибании также было незначительным (16,7—19%). Из этих данных видно, что изменения амплитуды затылочных РЭГ при разгибании шеи колебались около верхней границы фоновой асимметрии РЭГ в норме.
Таким образом, почти у половины обследованных нами здоровых людей при поворотах головы в стороны происходило небольшое уменьшение амплитуды затылочных РЭГ на стороне, противоположной направлению поворота головы, тогда как на стороне поворота отмечалось некоторое увеличение амплитуды затылочных РЭГ. Результаты наших исследований в известной степени согласуются с приведенными выше литературными данными. Разгибание шеи у здоровых людей оказывает меньшее влияние на кровообращение в системе позвоночной артерии, чем максимальный поворот головы в сторону.
Сонные артерии, как отмечает Е. В. Шмидт (1963), прижимаются при поворотах головы к боковому отростку атланта, но в меньшей степени, чем позвоночные артерии. Еще нет ясности, где это сдавление больше—на стороне, куда поворачивается голова, или на противоположной.
У половины обследованных здоровых людей, как видно из табл. 3, при поворотах головы в стороны и при разгибании шеи не происходило никаких изменений полушарных РЭГ. У другой половины контрольной группы исследуемых изменения полушарных РЭГ, наблюдавшиеся при этих функциональных нагрузках, не превосходили даже верхней границы фоновой асимметрии РЭГ в норме (20%). Таким образом, ни разгибание шеи, ни повороты головы в стороны не вызывают у здоровых людей существенных изменений полушарных реоэнцефалограмм.
Прослеженная выше динамика полушарных и затылочных РЭГ под влиянием различных функциональных нагрузок у здоровых людей служила контролем при анализе результатов этих проб у больных с сосудистыми и другими поражениями головного мозга.
Фармакологические тесты. Многие авторы для оценки функционального состояния мозговых сосудов применяют различные фармакологические пробы.
Исследования динамики РЭГ под влиянием вазодилататоров (папаверин, амилнитрит, нитроглицерин, никотиновая кислота и т. д.) дают возможность выяснить, преобладают ли в том или ином случае функциональные (обратимые) или органические, склеротические изменения мозговых сосудов. Значительное увеличение амплитуды реографических волн после введения вазодилататора, сопровождающееся нормализацией формы кривой, указывает на функциональный характер изменений эластичности и тонуса мозговых сосудов. Отсутствие изменений РЭГ или небольшое увеличение только амплитуды реографических волн указывают на преобладание склеротических изменений мозговых сосудов.
В наших исследованиях для оценки функционального состояния мозговых сосудов применялось внутривенное введение папаверина (20—40 мг), эуфиллина (240 мг), никотиновой кислоты (25—50 мг), а также сублингвальное назначение нитроглицерина (0,00012).


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее