Синдром аспергера
Синдромом Аспергера называют расстройство, относящееся к высокофункциональному аутизму, при котором, однако, способность детей к социализации остается относительно сохранной.
В соответствии с классификацией, принятой в современной психиатрии, это заболевание входит в пятерку нарушений аутистического характера, наряду с синдромом Ретта, детским дезинтегративным расстройством, аутизмом Каннера и атипичным аутизмом.
По данным некоторых зарубежных авторов, определенные признаки синдрома Аспергера отмечаются у 0,37-0,71% детей школьного возраста, причем примерно у половины таких школьников это нарушение остается не диагностированным.
Среди населения мужского пола синдром Аспергера встречается в 2-3 раза чаще.
Причины развития синдрома Аспергера у детей
К сожалению, точные причины этого расстройства до сих пор не установлены, но изучение продолжается по сей день.
В качестве одной из гипотез выдвигается предположение об аутоиммунной реакции организма матери, которая вызывает повреждение головного мозга ребенка внутриутробно.
Много разговоров ведется о комплексной вакцинации и негативных последствиях профилактических прививок, якобы перегружающих иммунную систему детей. Существует теория гормонального сбоя у плода, но научного подтверждения она пока что не нашла. Изучается связь между этим заболеванием и другими аутистическими расстройствами и недоношенностью, гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.
Вероятными факторами, влияющими на формирование синдрома Аспергера, называют генетическую предрасположенность, мужской пол, внутриутробные и постнатальные вирусно-инфекционные заболевания (в частности герпес, токсоплазмоз, краснуху, цитомегалию и др.), а также воздействие на плод токсических веществ в первые месяцы беременности.
Симптомы синдрома Аспергера у детей
Синдром Аспергера – это сложное первазивное (т.е. общее) нарушение, откладывающее отпечаток на все грани личности ребенка. Расстройство включает в себя трудности социализации, интенсивные, но узконаправленные интересы, особенности поведения и речевого профиля.
1. Социальные трудности
В младенческом возрасте симптомами синдрома Аспергера могут быть нарушения сна (частые пробуждения, затруднение засыпания, чувствительный сон), раздражительность ребенка или, напротив, повышенное спокойствие, избирательность в питании.
Специфические признаки синдрома Аспергера, проявляющиеся нарушением общения, обычно проявляются к 2-3 годам, когда дети идут в детский сад. Они плохо адаптируются к новым условиям, тяжело расстаются с родителями, не вступают в дружеские отношения, не играют с другими детьми, предпочитают держаться обособлено.
Расстройства социального поведения проявляются равнодушием к чувствам и эмоциям других людей, которые они выражают жестами, мимикой и оттенками речи. Также такие дети неспособны выражать и собственное эмоциональное состояние. Именно поэтому они кажутся черствыми, эгоцентричными, эмоционально холодными и бестактными.
2. Особенности интеллекта и вербального общения
В отличие от детей с классическим аутизмом, при синдроме Аспергера отмечается средний или даже выше среднего интеллект. Однако при обучении выявляются неспособность к осмыслению, недостаточное развитие абстрактного мышления, отсутствие навыков самостоятельного решения задач. Даже при наличии энциклопедических знаний и феноменальной памяти большинство детей не могут применять свои знания в нужный момент. Тем не менее, дети-аспергеры часто добиваются значительных успехов в областях, которыми интересуются особенно, обычно это программирование, математика, философия, история и география. И, хотя круг их интересов ограничен, отдаются они им страстно и даже фанатично.
Речевое развитие детей с синдромом Аспергера к 5-6 годам обычно опережает формирование речи сверстников. Они говорят грамматически правильно, но монотонно, в медленном или ускоренном темпе.
Зачастую такие детки не могут первыми начать разговор и не в состоянии поддержать беседу, если тема выходит за область их интересов. Другими словами несмотря на потенциально высокие навыки речи, они не умеют использовать язык как средство коммуникации.
3. Особенности сенсорного и моторного развития
Одним из симптомов синдрома Аспергера является расстройство сенсорной чувствительности, проявляющееся повышенной восприимчивостью к тактильным, звуковым и визуальным стимулам (прикосновениям к телу, звуку капающей воды, яркому свету, уличному шуму и т.д.). С самого детства аспергеры отличаются стереотипностью поведения и излишней педантичностью. Они изо дня в день выполняют рутинные ритуалы, и любое изменение порядка действий или условий вызывает у них беспокойство и тревогу.
Видео: руководство по выживанию для людей с синдромом Аспергера
Еще одним характерным признаком синдрома Аспергера являются определенные гастрономические пристрастия, из-за чего ребенок категорически отрицает любое новое блюдо.
При этом расстройстве у детей, как правило, нарушены координация движений и моторные навыки. Они дольше учатся застегивать пуговицы и т.п., в школе имеют неаккуратный почек, достаточно часто страдают от навязчивых страхов (боязни ветра, дождя и др.).
Видео: Синдром Аспергера. PDD NOS. Поведение в коллективе.
Диагностика синдрома Аспергера
Некоторые черты данного синдрома могут быть замечены у ребенка его родителями, воспитателями или учителями, педиатром, логопедом. Однако окончательный диагноз может поставить только психолог, для чего он использует нейропсихологические тесты на синдром Аспергера и методы анкетирования, наблюдает за ребенком. Критерии диагностики, разработанные ВОЗ, позволяют оценить способность детей к социальным контактам.
Лечение синдрома Аспергера
Специальных методов лечения этого заболевания не существует. В индивидуальных случаях пациентам назначаются психотропные препараты, всем детям рекомендуются занятия с логопедом, тренинги социальных навыков и когнитивно-поведенческая психотерапия.
Успешность социальной адаптации аспергенов во многом зависит от правильной организации их психолого-педагогического сопровождения на разных этапах их жизни, в частности от помощи родителей и педагогов. Полностью преодолеть нарушение невозможно, однако треть больных способны создавать семьи и работать в коллективе. И только у 5% детей во взрослом возрасте проблемы социальной адаптации полностью компенсируются, и выявить их можно только с помощью нейропсихологического теста на синдром Аспергера.