Дислалия
Дислалия – это нарушение правильного звукопроизношения, которое при этом сопровождается сохранностью слуха и нормальной иннервации артикуляционного аппарата, а также полным отсутствием нарушений речедвигательной функции головного мозга. Дислалия является самым распространенным среди всех расстройств произносительной речи и проявляется в избирательном нарушении ее звукового оформления.
Статистика показывает, что каждый третий-четвертый (а по некоторым данным даже каждый второй) ребенок-дошкольник в возрасте пяти-шести лет, каждый пятый ребенок младшего школьного возраста, а также приблизительно один из ста детей старшего школьного возраста имеют те или иные признаки дислалии.
В последние годы значительно увеличилось количество полиморфных нарушений звукопроизношения, так называемой сложной дислалии, которые препятствуют нормальному овладению письмом. Они же провоцируют дисграфию (частичное расстройство процесса письма, обусловленное недостаточной сформированностью или распадом психических функций, отвечающих за этот процесс) и дислексию (избирательное расстройство навыков чтения, имеющее неврологическую природу).
При сохранности всех остальных операций высказывания у детей с дислалией могут отмечаться:
- Искаженное звукопроизношение;
- Отсутствие в речи какого-либо звука или звуков;
- Замена одних звуков в слове другими;
- Смешение звуков;
- Пропуски звуков (дефект встречается несколько реже).
Искажение звукопроизношения выражается в виде произношения отсутствующего в фонетической системе русского языка звука вместо правильного.
Отсутствие звука может выражаться в его «выпадении» в начале слова, в конце или в середине.
Достаточно часто дети с дислалилей заменяют правильный звук другим, который принадлежит к фонетической системе русского языка.
Наблюдаются следующие замены звуков:
- Одинаковых по способу их образования, но отличающихся в зависимости от места артикуляции (например, взрывных заднеязычных звуков «г» и «к» взрывными переднеязычными «д» и «т»);
- Идентичных по месту артикуляции, но отличных по месту образования (например, фрикативного переднеязычного «с» переднеязычным взрывным «т»);
- Одинаковых по способу их образования, но разных по участию органов артикуляционного аппарата (например, «с» губно-зубным «ф»);
- Идентичных по способу и месту их образования, но отличных по голосовому участию (например, звонких глухими);
- Одинаковых по способу их образования и участию активнодействующего органа артикуляционного аппарата, но разных по признаку твердости/мягкости (например, ребенок произносит «ряз» вместо «раз»).
Причины дислалии
Дислалия может быть механической (органической) или функциональной.
Механическая дислалия у детей является следствием тех или иных органических дефектов периферического речевого аппарата (языка, зубов, губ, челюстей), а также нарушений его костно-мышечного строения.
К основным причинам дислалии этого типа относятся:
Видео: Дислалия. Как определить, что у ребенка дислалия? Нарушения речи.
- Укороченная подъязычная связка (уздечка языка);
- Дефекты строения неба: высокое узкое (готическое) или, напротив, низкое плоское верхнее небо;
- Укороченная уздечка верхней губы;
- Слишком толстые губы;
- Дефекты в строении челюстей (например, неправильный прикус – глубокий, перекрестный, открытый, прогенический или прогнатический);
- Отвисшая нижняя губа;
- Чрезмерно массивный (макроглоссия) или же слишком узкий и маленький (микроглоссия) язык (как правило, подобный дефект сопровождается также отставанием общего физического и умственного развития);
- Укороченная слабо подвижная верхняя губа.
Функциональная дислалия – это неправильное звукопроизношение, которое не обусловлено какими-либо недостатками строения речевого аппарата. То есть органическая основа для ее развития как таковая отсутствует.
Причинами дислалии этого типа у детей могут стать:
- Неправильное воспитание культуры речи в кругу семьи;
- Подражание чьему-то неправильному звукопроизношению;
- Использование в кругу семьи двух языков;
- Педагогическая запущенность;
- Недоразвитость фонематического слуха;
- Неумение удерживать язык в правильном положении;
- Быстрые переходы от одного движения языком к другому.
Видео: Курс логопедических занятий "Рычать подано". Вводное занятие.
Формы дислалии
В зависимости от количества дефектных звуков у ребенка выделяют простую и сложную дислалию.
Простая дислалия характеризуется наличием в произносительной речи не более чем четырех дефектных звуков. При сложной дислалии – таких звуков пять и более.
В зависимости от характера дефекта произношения звука выделяют следующие формы дислалии:
- Ротацизм. Характеризуется неправильным произношением твердого и мягкого «р»;
- Сигматизм. Проявляется недостатком произношения свистящих и шипящих (эта форма дислалии считается одной из самых распространенных);
- Ламбдацизм. Выражающийся неправильным произношением твердого и мягкого «л»;
- Нарушения произношения небных звуков. Каппацизм (дефекты выговаривания твердого и мягкого «к»), гаммацизм (недостатки произнесения твердого и мягкого «г»), хитизм (расстройства произношения твердого и мягкого «х»), йотацизм (нарушения выговаривания звука «й»);
- Дефекты озвончения и оглушения. Первые выражаются в виде замены звонких согласных звуков парными глухими, вторые – наоборот;
- Дефекты смягчения и твердости. В первом случае ребенок заменяет мягкие согласные звуки парными твердыми, во втором – наоборот.
Лечение дислалии
Весь принцип лечения дислалии основан на коррекции речи, которая проводится в три этапа:
- Подготовительный (зависит от формы дислалии, например, при механической эта стадия подразумевает устранение анатомических дефектов);
- Этап формирования первичных навыков произношения;
- Период становления коммуникативных навыков.
Заниматься с ребенком должен логопед, причем не реже 3-х раз в неделю, но и дома следует выполнять выданные им задания. Курс коррекции может длиться до 6 месяцев.