Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей
(А. Б. Мазурин, И. М. Воронцов)
Возраст | Голосовые реакции и развитие речи |
1 1/2 мес. | Гуление: а-аа, е-ее и т. д. |
2—3 мес. | г-у, и-и, бу-у, з-м и т. п. |
4 мес. |
Свирель: але.ле-е-лы-аги-аы и т. п. |
7—8 1/2 мес. | Лепет: произносит слоги (ба-ба, да-да-да и т. д.). |
8 1/2—9 1/2 мес. | Модулированный лепет: повторяет слоги с разнообразными интонациями. |
9 1/2—18 мес. | Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам (есть) ит. д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-тик (часы), му-му (корова) и т. д. Все существительные употребляются в единственном числе, именительном падеже. |
18—20 мес. | Попытка связать два слова во фразу (мама, дай!), усваивается повелительное наклонение глаголов (иди-иди! дай-дай! и т. д.), поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение. |
20—22 мес. | Появляются формы множественного числа. |
22—24 мес. | Словарь доходит до 300 слов. От 18 до 24 месяцев первыйпериод вопросов: «Что это?» |
3 года | Появляется родительный падеж, затем другие. Полноеовладение надежными формами происходит значительно позже. Появляютсямногословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. |
4—5 лет | Длинные фразы. Монологи. Заключительная фраза в развитииязыка. Второй период вопросов: «Почему?». |