Развитие ребенка в первый год жизни
Возраст ребенка, | Поведенческие | Особенности | Особенности сенсорного восприятия и психологического развития | Особенности |
1 неделя | Спит спокойно, просыпается для кормления или когда мокрый. Быстро засыпает | Крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом | Жмурится и беспокоится при ярком свете. Поворачивает глаза к источнику света. Ребенок вздрагивает при громком звуке | Лежа на животе, поворачивает голову в сторону, руки и ноги согнуты и приведены к туловищу, тонус их повышен, преодолевается при пассивных движениях |
1 месяц | Просыпается, если голодный или мокрый. Быстро засыпает. При общении ротовое внимание | Крик громкий, чистый с коротким вдохом и удлиненным выдохом | Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание. Слуховое сосредоточение. На голос взрослого прекращает или изменяет плач | Лежа на животе, кратковременное приподнимание головы. Симметричное повышение сгибательного тонуса, преодолеваемого при пассивных движениях Видео: Развитие ребёнка: первый год. Воспитание детей. Мамина школа |
2 | Четкий ритм сна и бодрствования. Засыпает сразу. Спокойное бодрствование (если сыт и сухой). Улыбка при общении | Крик интонационно выразительный. Начальное гуление | Следит за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой. Слуховое сосредоточение | Лежа на животе, удерживает голову в вертикальном положении, но не постоянно. Спонтанное симметричное отведение рук в плечевых суставах и поднимание до горизонтального уровня. Легкое сопротивление пассивным движениям ног |
3 | Активное бодрствование, оживляется при общении | Крик с отчетливыми интонациями, певучее гуление | Плавно следит за игрушкой во всех направлениях. Поворот головы и глаз к источнику звука. Ребенок направляет руки к объекту | В вертикальном положении хорошо удерживает голову. Спонтанное симметричное отведение рук в стороны. Легкое сопротивление пассивным движениям ног |
4 | Ориентировочная реакция на общение предшествует оживлению | Певучее гуление и смех | Тянется к игрушке. Рассматривает свои руки. Ищет и находит источник звука в пространстве | Лежа на спине, при потягивании за руки приподнимает голову. Поворачивается со спины на бок. Хорошо удерживает голову и плечи лежа на животе. Полный объем пассивных и произвольных движений. |
5 | Ориентировочная реакция сменяется оживлением или реакцией страха | Певучее гуление с цепочками звуков, смех, хныканье | Переводит взгляд с предмета на предмет. Тянется к игрушке и захватывает ее, чаще двумя руками. Тянет руку или игрушку в рот. Адекватные реакции на голос матери, на интонацию ее голоса | Лежа на животе, опирается на вытянутые руки, на одну руку. На спине при потягивании за руки тянется за руками. Уверенно поворачивается со спины на бок. Полный объем пассивных и произвольных движений |
6 | Четкая ориентировочная реакция, при виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей | Короткие звуки лепетания | Захватывает игрушку с любой стороны. Держит в каждой руке по предмету. Поворачивается на звук. Активное внимание | Лежа на животе, опирается на вытянутые руки, на одну руку. Лежа на спине, садится или подтягивается за руку. Поворачивается со спины на живот. Удерживает ноги на весу в положении на животе Видео: Первый месяц жизни! Развитие ребенка в 1 месяц |
7 | Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в общение. Реакция страха сменяется познавательным интересом. Различает «своих» и «чужих» | Активный лепет | Узнает голос близких. Захват игрушки сопровождается генерализованными активными движениями, перекладывает предмет из руки в руку. Похлопывает рукой по игрушке Видео: Ребенок до года. Развитие ребенка по месяцам. | С помощью взрослых садится, сидит, опираясь на руки, ползает на животе, стоит при поддержке. Поворачивается с живота на спину. Удерживает ноги на весу, лежа на спине. |
8 | Игровой контакт со взрослыми. Общение через жест и лепет. Хорошо различает «своих» и «чужих» | Активный интонационно - выразительный лепет | Отталкивание предмета. Кидает, стучит предметом о предмет, манипулирует 2—3 предметами, различает лица людей, знает свое имя | Садится и сидит, не опираясь. Становится на четвереньки. Ухватившись за опору, становится на колени. В положении на животе удерживает ноги на весу |
9 | Игровой контакт со взрослыми. Различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста | В лепете разнообразие звуковых сочетаний, интонационно-мелодическая имитация фразы Видео: Ребенок 4 месяца: Воспитание ребенка до года. | Отвечает действием на словесные инструкции. Ищет спрятанную игрушку. Ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами | Сохраняет равновесие сидя при манипуляциях с игрушками. Встает, ухватившись за опору. Переступает, поддерживаемый за руки |
10 | Проявление реакции неудовольствия на различные ситуации. Голосом сигнализирует о нуждах. Игровой контакт со взрослыми, подражает жестами | Подражание звукам и слогам. Разнообразие звуковых сочетаний, лепет слов | Подражательные движения рук — «ладушки», «до свидания». Вкладывает пальцы в отверстия под контролем глаза. Показывает части тела другого человека. Пальцевой захват игрушки | Стоит самостоятельно. Ходит, держась одной рукой |
11 | Реакция торможения при слове «нельзя». Выполняет некоторые просьбы. Избирательное отношение к окружающим. Понимает названия отдельных предметов | Подражание слогам и звукам. Выговаривает лепетные слова. Говорит «ма-ма», «да-де», «ба-ба» и др. | Выбрасывание игрушки из кровати, вкладывание пальцев в отверстия (на ощупь). Подражательные движения — перелистывание страниц, запуск машины. Показывает части своего тела | Уверенно стоит без опоры. Приседает, ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры |
12 | Избирательное отношение к окружающим. Ребенок общается со взрослыми голосом, при помощи звукосочетаний. Подчиняется некоторым просьбам. Обращает внимание на лицо говорящего | Говорит 5—6 лепетных слов, выражена интонация просьбы. Соотнесение лепетных звуков с лицами и предметами | Вкладывание одного предмета в другой. Открывает коробку, ящик. Узнает картинки. Пользуется ложкой по назначению. | Ходит без поддержки, приседает и встает |