тут:

Нервная система ребенка

Видео: Нервная система ребенка Безусловные рефлексы

Оглавление
Нервная система ребенка
Особенности нормального развития
Ступени зрелости
О проявлениях и причинах заболевания нервной системы
О двигательных нарушениях
О судорогах у детей
Черепно-мозговая трава
Головные боли у детей
Функциональные (невротические) нарушения
О ранней профилактике нервных нарушений
Массаж и гимнастика на первом году жизни
Как сохранить изначальную одаренность детей

Видео: Нервные тики у детей: причины и лечение при проблеме "нервные тики"

Е. Нестеровский

Нервная система ребенка: когда болезнь нарушает развитие

Еще утром, отправляя сына в детский сад, мать заметила, что мальчик был какой-то несобранный, плаксивый. Как сказала воспитательница, в течение всего дня ребенок больше предпочитал сидеть и в подвижные игры с другими детьми не играл, просился домой, плакал.К вечеру он стал вялым, его не интересовали больше игрушки. Любимая вечерняя сказка по телевизору осталась без внимания, мальчик попросился спать. Такое необычное поведение встревожило родителей, и мать перед сном измерила ему температуру. Термометр показывал тридцать восемь и две десятых градуса. Мать дала ребенку полтаблетки аспирина и напоила его горячим чаем с малиновым вареньем. Мальчик уснул быстро, но спал беспокойно, во сне часто вскрикивал, звал маму. Через два часа температура поднялась до сорока градусов. Поведение ребенка стало еще более беспокойным, он перестал узнавать близких, жаловался на головную боль, появилась рвота. Еще через полчаса возникли судорожные подергивания в руках и ногах. Была вызвана «скорая помощь», и мальчик с диагнозом «грипп, судорожный синдром» был госпитализирован в больницу.
Конечно, заболевание произошло в результате контакта, ребенок, как говорят, заразился гриппом, но тяжесть состояния в данном случае, необходимость экстренной госпитализации связаны с развитием неврологических осложнений. Часто ли мы сталкиваемся с ситуацией, подобной той, которая приведена в данном примере?
Дети нередко болеют самыми различными инфекционными заболеваниями, но не всегда течение болезни сопровождается симптомами поражения нервной системы, нарушением ее функций. В чем же причина того, что в одних случаях наблюдается неосложненное течение инфекционного процесса, а в других происходит тяжелое поражение нервной системы ребенка?
Попадание в организм инфекционного возбудителя, обладающего способностью поражать нервную систему, почти всегда сопровождается неврологическими симптомами, и в таких случаях развиваются нейроинфекционные заболевания с вовлечением в патологический процесс головного или спинного мозга. Другая широко распространенная причина связана с особенностями самой нервной системы ребенка, с ее недостаточной зрелостью и несовершенством защитных механизмов.
Было бы неверно думать, что нервная система столь беззащитна перед возбудителем — вирусом, бактерией — при попадании их в организм: она достаточно надежно защищена специальным барьером, ограждающим от попадания возбудителей с током крови. Такой барьер формируется еще внутриутробно, до рождения ребенка. Значит, создаются условия, при которых защитная функция барьера может нарушиться?
В первую очередь активность этой защиты определяется возрастом ребенка: чем меньше возраст, тем быстрее может произойти срыв защитных механизмов. Возрастные «ступени» зрелости нервной системы прежде всего определяют возможности защиты от воздействия неблагоприятных факторов, так же как и скорость восстановления нарушенных функций. Однако вследствие отставания в развитии зрелость нервной системы может не соответствовать возрасту ребенка. Отклонения в развитии нервной системы в любом возрасте могут определяться действием болезненного начала (первичного поражения), и тогда возникают болезни нервной системы. Неврологические нарушения могут являться следствием других перенесенных заболеваний или же отражать неблагополучия в возрастных изменениях организма в переходные периоды.
На темпах развития и становления функций нервной системы существенно сказываются и условия внутриутробного развития, течение родов и периода новорожденности. Отставание в развитии может быть связано с влиянием на нервную систему плода патологически протекающей беременности, неблагоприятных условий в виде хронических заболеваний будущей матери. Сам родовой акт при неблагополучном его течении может стать причиной травматического повреждения нервной системы, а следовательно, и причиной задержки ее последующего развития. Такие дети отстают от сверстников в становлении двигательных и психических функций. Возрастная незрелость или задержка развития нервной системы и будут определять тот порог защитных возможностей, превышение которого уже исключает компенсацию практически, когда изменения в нервной системе проявляются уже симптомами патологии (болезни).
Ребенок рождается с достаточно зрелой нервной системой, чтобы в ответ на воздействие внешних раздражителей реализовать наследственную программу индивидуального развития. Каждый новорожденный в начале своей жизни имеет в какой-то мере равные со всеми другими возможности, реализовать которые в полной мере удается не каждому. Знание возрастных закономерностей нужно не только для того, чтобы совершенствовать и ускорять индивидуальное развитие ребенка, но и для того, чтобы оно происходило в рамках допустимого, с учетом возрастных особенностей. В этом суть охраны здоровья.
Вот почему прежде всего родителям так важно разобраться в возрастных закономерностях развития нервной системы ребенка, в том, что является нормой, чтобы знать, как предупредить патологию. Вопросам этим и посвящен наш рассказ.


Предыдущая страница - Следующая страница »
Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее