О двигательных нарушениях - нервная система ребенка
Радуясь, глядя, как грудной ребенок осваивает свои первые шаги, умиляясь «шустрости» дошкольника, удивляясь возможностям освоения им хитроумных гимнастических упражнений, мы редко задумываемся над тем, как сложно устроена двигательная сфера ребенка. А между тем, для обеспечения правильного движения необходимо полноценное развитие опорно-двигательного аппарата, состоящего из костей, в местах соединения которых образуются суставы. Их крепление осуществляется с помощью связок и суставных сумок, без которых костный скелет просто рассыпался бы. Но без мышц движение скелета невозможно, а для мышечных сокращений нужны команды, которые подает и контролирует нервная система.
Законченный двигательный акт представляет собой сложный рефлекс, формирующийся при участии многих образований нервной системы: коры головного мозга, проводящих путей, подкорковых ядер, спинного мозга и периферических нервов, оканчивающихся на мышцах туловища и конечностей. Двигательная команда на сокращение мышцы возникает в клетках коры головного мозга, а реализуется клетками спинного мозга. Эти клетки соответственно называются центральными и периферическими двигательными нейронами, образующими двухнейронный проводящий двигательный путь для обеспечения движений. Когда нервный импульс достигает мышцы, то она сокращается. Однако важна не только количественная сторона движения, но и качественная, а в ее обеспечении участвуют такие образования нервной системы, как мозжечок и подкорковые ядра, которые обеспечивают точность и координированность, плавность и соразмерность движений.
Расстройство движений как целостной функции нервной системы может наступать при повреждении ее образований. Невозможность выполнения движений обычно привлекает к себе внимание на самых ранних стадиях заболевания. Так, отказ от ходьбы, невозможность подъема по лестнице, различного рода ограничения подвижности в руке, ноге или мышц лица достаточно демонстративны у детей и обычно заставляют родителей обратиться к врачу.
Кроме снижения силы и ограничения движений, к двигательным нарушениям относятся также изменения мышечного тонуса и сухожильных рефлексов.
Мышечный тонус обеспечивает готовность мышц к сокращению. При патологии он может нарастать, ограничивая свободные движения. Такой тонус называют спастическим. В то же время снижение или отсутствие тонуса делает мышцы вялыми, а конечность — свободно свисающей, с избыточной подвижностью в суставах.
Сухожильные рефлексы тоже могут изменяться. Они вызываются при нанесении, например, механического раздражения достаточной силы. При параличах с повышением мышечного тонуса сухожильные рефлексы резко усилены. Вялые же параличи характеризуются угнетением или полным отсутствием сухожильных рефлексов.
Ограничение движений сочетается с уменьшением объема мышцы, что отражает нарушение их трофики (питания), при этом для вялых параличей трофические нарушения выражены заметнее. Грубое повышение мышечного тонуса
при спастических параличах приводит к ограничению подвижности в суставах за счет формирующихся контрактур (сгибательных или разгибательных).
Острые параличи в детском возрасте обычно возникают как последствия тех или иных инфекционных или сосудистых заболеваний нервной системы, травматических повреждений. Медленное нарастание параличей встречается и в случаях прогрессирующих патологических процессов: новообразований, инфекционно-аллергических поражений, наследственно-дегенеративных заболеваний.
Наследственные нервно-мышечные заболевания проявляются мышечной слабостью, атрофическими изменениями мышц. Эти нарушения со временем прогрессируют. Заболевание начинается с того, что у детей дошкольного возраста снижается двигательная активность, походка приобретает «утиный характер», нарастает утомляемость при нагрузке. Детям трудно подниматься с пола без помощи рук. Нарастают общие мышечные атрофии. Сухожильные рефлексы снижены или отсутствуют. Для отдельных форм заболевания характерно ложное увеличение мышц (псевдогипертрофия), чаще наблюдающееся в икроножных мышцах ног или дельтовидных — рук.
В ряде нервно-мышечных заболеваний ведущим проявлением оказывается нарушение мышечного тонуса. В одних случаях выражено его снижение в сочетании с мышечной слабостью, при этом в грудном возрасте на фоне гипотонии (в сочетании с отсутствием сухожильных рефлексов) наблюдается резкое отставание в двигательном развитии при хорошей психической активности.
В других случаях мышечный тонус нарастает, мышцы на ощупь плотны и напряжены, дети отличаются атлетическим телосложением. Однако движения их скованны, замедленны, сила снижена, походка неуклюжая. При мышечном сокращении могут возникать спазмы мускулатуры, например жевательной.
Видео: Реабилитация детей в Днепропетровске
Миастения. Приобретенные заболевания с появлением мышечной слабости встречаются и в детском возрасте. Ведущей жалобой больного миастенией является повышенная утомляемость при физической нагрузке, приводящая к снижению силы и нередко полной обездвиженности. Иногда мышечная слабость проявляется изолированно, со стороны глазных мышц (веки опущены, а движения глазных яблок ограниченны). Эти жалобы могут усиливаться при физической нагрузке и на фоне общих инфекционных заболеваний.
Встречается такая форма двигательных нарушений, когда у ребенка может остро развиться состояние мышечной слабости, связанное с нарушением обмена калия в организме. Состояние обездвиженности развивается внезапно, часто во время или сразу же после сна. Сознание не теряется, но отмечаются выраженные вегетативные расстройства — обильная потливость, повышенная жажда, чувство жара, тошноты, иногда сонливость.
Гиперкинезы. Двигательные нарушения у детей могут проявляться разнообразными насильственными движениями. Гиперкинезы непроизвольны, могут охватывать отдельные мышцы конечностей или туловища, иметь разную амплитуду и скорость. Наиболее простыми гиперкинезами являются тики, часто встречающиеся у детей дошкольного и школьного возраста. Эти движения однообразны и часты, обычно повторяют естественные движения в виде мигания, наморщивания лба, «шмыгания» носом, высовывания языка, облизывания губ, подергивания головой, пожимания плечами. Такие гиперкинезы появляются у детей с ослабленной нервной системой (провоцируют их конъюнктивит, насморк, ношение неудобной рубашки и т. п.).
Тики могут видоизменяться, самостоятельно исчезать или усиливаться, принимая характер генерализованных. Быстрые гиперкинезы, такие, как сокращение различных групп мышц лица- туловища и конечностей, встречаются при ревматических поражениях нервной системы в форме хореи. У детей чаще всего выражаются гримасничанием на лице, изменением почерка (у школьников), подпрыгивающей походкой, подергиванием в руках и ногах. Гиперкинезы сочетаются с пониженным мышечным тонусом и могут проявляться в конечностях только односторонне.
При поражениях подкорковых образований головного мозга гиперкинезы принимают форму медленных тонических движений в пальцах рук и стоп (червеобразных, вычурных), мускулатуры лица. Иногда приобретается вращательный, штопорообразный характер движений в конечностях или мышцах туловища.
Тонические гиперкинезы могут также проявляться в виде спазма мышц лица, кисти, как, например, писчий спазм, или принимать характер спастической кривошеи. В последнем случае гиперкинез захватывает кивательную мышцу шеи, что приводит к ее гипертрофии и вынужденному положению головы с поворотом в сторону и наклоном к плечу.
Нарушение координации движений. В детском возрасте при выполнении двигательного акта обычно многое происходит автоматически, без активного осознавания в процессе самого движения. При ходьбе не замечают, как ставят ногу и размахивают руками, силу толчка и длину шага. Обеспечение координации движений, контролирование равновесия тела, регуляция согласованной деятельности различных мышц осуществляются мозжечком, имеющим большое количество связей со всеми образованиями нервной системы, участвующих в организации движений: корой головного мозга, подкорковыми ядрами, вестибулярной системой и спинным мозгом. Нарушения координации движений возможны как при поражении мозжечка, так и тех образований, с которыми он связан.
Внешнее проявление этих расстройств — атаксия — выражается нарушением равновесия и устойчивости в покое или при ходьбе. При этом больной стоит или ходит пошатываясь, широко расставляя ноги и может падать в сторону. Выполнение точного целенаправленного движения становится невозможным, появляются несоразмерность движений, попадание мимо цели, крупноразмашистое дрожание рук, туловища, а при движении глазных яблок отмечается подергивание, речь становится прерывистой, толчкообразной.
Причиной нарушения координации движений в детском возрасте могут быть как острые инфекционные заболевания, травмы, интоксикация, отравления, так и воспалительные или объемные процессы в области задней черепной ямки, а также наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы.
Очаговые нарушения и задержки двигательного развития детей раннего возраста. Двигательные нарушения могут проявляться как очаговыми выпадениями, связанными с родовой травмой (повреждением) нервной системы, так и с общей задержкой двигательного развития. Очаговые нарушения выражаются в развитии вялых или спастических параличей в одной или нескольких конечностях, могут сочетаться с общей мышечной гипотонией или с повышением мышечного тонуса. При этом движения в пораженных конечностях у ребенка ограниченны или полностью отсутствуют. В первые месяцы жизни у новорожденного возможна асимметрия движений, которая иногда впервые бывает обнаружена внимательными родителями (при проверке безусловных рефлексов). В этих случаях ребенка следует показать невропатологу — причина такой асимметрии должна быть уточнена.
Если причина очаговых двигательных нарушений в младенческом возрасте чаще всего родовая травма, то для задержек двигательного развития причин гораздо больше. Помимо чисто травматического повреждения и нарушений кровообращения, на мозг новорожденного могут существенное влияние оказать и развивающаяся гипоксия в результате затяжных родов или обвития пуповиной шеи ребенка. Недостаток потребления кислорода головным мозгом в легких случаях приводит к обратимым, а в тяжелых к необратимым изменениям (в нейронах). Следствием этого развитие двигательных и обязательно психических функций ребенка происходит с задержкой или отставанием.
Иногда развитие детей замедлено по причине плохой прибавки в весе или частых общих заболеваний. Однако и здесь уместно посоветоваться с врачом, так как такой ребенок нуждается в помощи. Задержка психомоторного развития может быть и первым симптомом наследственного заболевания нервной системы (началом его в раннем возрасте). В этом случае задержка возникает в период с момента рождения до нескольких месяцев, может сопровождаться судорожными припадками, и прогрессирующая задержка приводит в последующем к тяжелому поражению нервной системы.
Во всех случаях при оценке темпов развития ребенка, когда оно не укладывается в физиологические сроки, необходима консультация специалиста как можно раньше, поскольку лечение более эффективно на ранних стадиях заболеваний.