тут:

Ступени зрелости - нервная система ребенка

Оглавление
Нервная система ребенка
Особенности нормального развития
Ступени зрелости
О проявлениях и причинах заболевания нервной системы
О двигательных нарушениях
О судорогах у детей
Черепно-мозговая трава
Головные боли у детей
Функциональные (невротические) нарушения
О ранней профилактике нервных нарушений
Массаж и гимнастика на первом году жизни
Как сохранить изначальную одаренность детей

Ребенок в своем развитии проходит поистине грандиозный путь. От слабого, беспомощного существа, наделенного ограниченным набором защитных реакций, до всемогущего, наделенного разумом человека — такова возрастная эволюция мозга.
Для контроля за развитием двигательных и психических навыков у детей (до 1 года) приводим таблицу, в которой по месяцам жизни приведены характеристики поведенческих реакций, речевого развития, сенсорного восприятия, психического и двигательного развития ребенка. По ней можно сориентироваться, соответствует ли ваш малыш возрастной норме, и если нет, то его следует проконсультировать у врача-невропатолога.

См. таблицу развитие ребенка в первый год жизни.

От ощущения к мысли

Итак, у новорожденного имеется сложная система рефлексов: при соответствующих раздражениях он может кашлять, чихать, сосать, глотать, хватать и совершать другие двигательные реакции.
Принято считать, что до появления ребенка на свет плод способен воспринимать механическое и термическое раздражения кожи и слизистых, в то время как восприятие зрительных, слуховых, обонятельных или вкусовых раздражений снижено или же полностью отсутствует. За счет опережающего развития бездействующие до рождения рефлексы могут включаться при первой же необходимости, поэтому при преждевременных родах ребенок остается жизнеспособным. Совсем другое дело мозг новорожденного, не способный к речи, пониманию символов или к управлению сложными двигательными актами. Он не может обеспечить новорожденному сложную психическую деятельность, подобно тому как обеспечена функция сосания, глотания, мочеотделения, пищеварения. Хотя, как выяснилось, мозг новорожденного морфологически еще незрел, не это определяет темпы психического развития ребенка. В случае рождения раньше положенного срока (например, в семь месяцев) поведение ребенка уже через два месяца как у любого двухмесячного.
Нервная система активно развивается под воздействием раздражителей, поступающих из окружающего мира. Если у ребенка по какой-то причине страдает, например, орган зрения из-за врожденной катаракты, то и развитие коры головного мозга, обеспечивающей зрительное восприятие, также задерживается. При восстановлении зрения в возрасте 12—14 лет дети только после длительного обучения и тренировки могут адекватно узнавать зрительные образы.
Дело в том, что способность узнавать видимое в конечном итоге является приобретенной на основании накопленного опыта. Приток разнообразной сенсорной информации из внешней среды важен не только в периоды новорожденности и раннего развития, но и на протяжении всей жизни ребенка. Зрелый мозг, несмотря на накопленный опыт, не способен даже бодрствовать, если он лишен контакта с окружающим его миром.
Исследования, проведенные на обезьянах, показали, что приток сенсорной информации в раннем возрасте оказывает решающее влияние на развитие поведенческих реакций у животного. Если детенышей обезьян изолировали от матерей и сверстников, то их способность приспосабливаться к жизни в сообществе необратимо нарушалась. Наиболее критическим в этом смысле оказался период между 3-м и 6-м месяцами жизни. У лишенных общения в этот период появились нарушения поведения, сохранявшиеся в течение всей последующей жизни. Эти обезьяны обычно неподвижно сидели, устремив взгляд в одну точку, совершали однообразные стереотипные движения: обхватывали голову руками, раскачивались взад и вперед, действия их были импульсивны, наблюдалась склонность к самоагрессии и членовредительству.
Важность раннего периода развития в формировании психики ребенка хорошо иллюстрируется на примерах детей-маугли. Если дети до 8—10 лет развивались вне человеческого общества, то в дальнейшем они не могут овладеть речью и другими человеческими навыками. Такой ребенок, лишенный человеческого общения, отличается неразвитым умом, передвигается на четвереньках, ест с земли, лакает, а не пьет, и усваивает формы поведения и общения тех животных, в среде которых он вырос.
Вместе с развитием нервной системы совершенствуются органы чувств. Восприятие кожных раздражителей у новорожденных развито хорошо. Болевые ощущения вызывают реакцию беспокойства и плач. Вкусовые ощущения появляются рано, но их дифференциация становится возможной с 2—3 месяцев жизни. Реакция на сильные запахи выражена с рождения, но способность к их различению и выработке условных рефлексов появляется на 3-м месяце.
До 1 —1,5 месяца у ребенка может сохраняться то сходящееся, то расходящееся косоглазие, затем движения глаз принимают упорядоченный, содружественный характер. В 4 месяца формируется бинокулярное зрение, а к 6-му месяцу ребенок может различать белый диск диаметром 8 мм, к 8-му месяцу — диск диаметром 6 мм. К году ребенок начинает прислушиваться к музыке, может отворачиваться от неприятных звуков, локализовать место наносимых болевых раздражении, различает диск диаметром 4 мм.
В последующие 12 месяцев функции восприятия продолжают совершенствоваться, но только к 2 годам получают достаточное развитие анализаторные функции у ребенка. К концу первого года или несколько позже, когда ребенок осваивает ходьбу, начинается важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, ребенок знакомится с новыми предметами, ощупывая их, пробуя на вкус, овладевает чувством трехмерности пространства. При этом активно совершенствуются навыки и приемы познания с помощью органов чувств.
Очень часто успехи в развитии двигательных навыков, степени двигательной активности малыша сочетаются с хорошими темпами психического и речевого развития, хотя возможны и некоторые отклонения. Формированию чувства «я» ребенка способствует его непосредственный контакт с окружающим миром. До 2—3 лет ребенок достаточно общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми взрослыми, у него не развито чувство страха.
Таким образом, первые 2—3, года жизни являются наиболее ответственными этапами развития психики ребенка. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. Несмотря на то что грудной ребенок больше спит, чем бодрствует, для него огромное значение имеет восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром.
Дефицит раздражений, их монотонность заметно сказывается на его дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в этот период происходит первичное обучение, то есть формируются те «нейронные ансамбли» мозга, на основании которых становится возможным более сложное обучение.
Роль церебральных (мозговых) механизмов заключается в том, чтобы принимать, перерабатывать, объединять и хранить полученную информацию. Строение человеческого мозга не изменилось сколько-нибудь заметно за последние тысячелетия, а изменилось только количество информации и умение с ней обращаться. Различие между пещерным человеком и современным обусловлено не генетическими причинами, а создается под влиянием окружающей среды и культуры.
Теперь известно, что слова кодируются в мозгу и как сложные звуковые сигналы, и как сигналы смысловые, имеющие информационное значение. Кодирование словесных сигналов происходит не в одной клетке — нейроне, а в сложных нейронных ансамблях. После надлежащего отбора информации вступает в действие долгосрочная память. Древним память казалась восковой дощечкой, на которой записывалось все, что мы видим и слышим. Поиск «кладовой памяти» мозга на сегодня все еще остается открытым.
Потенциальная способность ребенка научиться говорить означает обучение функционирующего мозга накапливать, видоизменять и использовать информацию для осуществления такой специфической функции, как речь. Потенциальная способность к словесному общению еще недостаточна для того, чтобы научиться говорить. Ее можно сравнить с хорошей шоссейной дорогой, которая не может функционировать сама по себе, а предназначена для осуществления разнообразных транспортных функций, без которых она представляет всего лишь бесполезное полотно асфальта. Мозг ребенка не изобретает язык, более того, какой учить язык — целиком зависит от языковой среды, в которой он находится, и от материала, который усваивается в процессе развития.
Речевое развитие ребенок получает в семье в первые годы жизни. Это одна из главных основ для перехода к систематическому школьному обучению. Недостаточно развитая речь часто оказывается тем слабым звеном, которое тормозит всю учебную деятельность школьника. Нарушение речевого развития отражается и на формировании детского характера. Не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, раздражительным, замкнутым.
В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может измениться, появляются упрямство, тяга к самостоятельности. Если ребенок спокоен, малоподвижен, инертен, отстает от сверстников, особенно в подвижных играх, родителей нередко это устраивает, они даже довольны — хлопот с таким ребенком меньше. Когда же он подвижен, возбудим, у него отсутствует всякая выдержка, он доставляет беспокойство не только своим родителям, но и всем окружающим. Зато укрепляется чувство «я», накапливается уже небольшой, но личный опыт, он хорошо осваивает речь. Ребенок быстро растет и может появиться некоторая рассогласованность функций нервной системы.
В возрасте 5—7 лет у ребенка хорошо развиты моторика и речь, он умеет точно анализировать ситуацию, формируется «чувство психологической дистанции» в отношениях со взрослыми, однако чувство самокритики и самоконтроля развито еще недостаточно. В его деятельности преобладают игровые элементы, отсутствует способность к длительному сосредоточению. Нередко это может значительно осложнять адаптацию при поступлении в школу. Если недостаточна психологическая подготовленность ребенка к систематическим занятиям, к пребыванию в коллективе, это приводит к различным функциональным расстройствам. Разобраться в них может только врач.
В возрасте 12—16 лет наступает период, сопровождающийся значительными изменениями в поведении подростка. Движения становятся неловкими, резкими, излишне порывистыми. «Порывистость» обнаруживается и в психологических процессах. Появляется стремление к самоутверждению, потребность подражать взрослым, желание низвергать авторитеты, активное сопротивление любым мерам принуждения.
На фоне акселерации отмечается заметное опережение физического развития у подростков над нервно-психическим, что может приводить к функциональным расстройствам нервной системы. В этом возрасте возможны различные вегетативные нарушения, такие, как повышенная потливость, колебания артериального давления, кожно-трофические нарушения, слабость сосудистых и эмоциональных реакций.
Окончательное формирование нервной системы завершается, по-видимому, к 18—20 годам, когда окончательно формируются сложные механизмы управления нейроэндокринными и вегетативными функциями организма.

Видео: Музыка для беременных. Классическая музыка для развития ребенка в утробе матери. Весна


Видео: Неадекватное поведение ребенка. Что делать? - Доктор Комаровский

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее