тут:

Методы психологической коррекции - диагностика и коррекция нарушений развития высших психических функций у детей

Оглавление
Диагностика и коррекция нарушений развития высших психических функций у детей
Методы психологической коррекции
Методические подходы к нейропсихологической диагностике и коррекции
Приложения и литература

Видео: Развитие логического мышления у детей с ЗПР с помощью интерактивных и настольных игр

Разработка наиболее эффективных методов лечения и коррекции детей с аномальным психоневрологическим развитием является актуальной проблемой современной медицины, дефектологии, педагогики и психологии. Особую категорию составляют дети с ранним поражением ЦНС, которое имеет обычно следствием более или менее дисгармоничное развитие психических функций, а также пеструю картину причудливого и трудного поведения. Основными факторами недостаточного получения зрительной, слуховой, тактильной, вербальной информации у таких детей являются специфические перцептивные (связанные с восприятием) и двигательные расстройства.
Эти расстройства приводят к тому, что ребенок выбирает из данной среды и из нормальных в остальном внешних условий лишь некоторые стимулы, тогда как другие от него ускользают. Такой ребенок воспринимает свое окружение иным образом и в определенной мере более бедно, чем здоровый ребенок.
За десять лет в НТЦ ПНИ проведено лечение более 10 тысяч больных с нарушениями развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных, речевых и коммуникативных функций. Степень тяжести нарушений развития варьировала в широких пределах. Например, в группу нарушений двигательного развития вошли пациенты как с детским церебральным параличом, так и с минимальной статико-моторной недостаточностью, в группу с нарушением интеллектуал ьно-речевого развития - как больные с тяжелой умственной отсталостью, олигофренией, дисфазиями, так и дети с минимальной психоречевой недостаточностью, дефицитом внимания.
Особую группу составляют дети с нарушением коммуникативного развития - от легких форм отклонений в общении (в виде поведенческой расторможенности, малой контактности или конфликтности) до тяжелых форм аутистических проявлений. В этих случаях коррекция включает стимуляцию всех направлений психоневрологического развития - двигательного, перцептивного, интеллектуального, речевого и коммуникативного.
Лечение проводится по оригинальной комплексной методике стимуляции статикомоторных и психоречевых функций (Скворцова И. А. с соавт., 1989), и включающей метамерную фармакотерапию гидролизатами мозга и другими биологически активными препаратами в сочетании с целенаправленной «образной» сенсорной стимуляцией по основным афферентным каналам.
Психо-коррекционная работа в Центре строится на следующих положениях:

  1. Учет «зоны ближайшего развития», что позволяет при проведении коррекции ориентироваться на индивидуальные особенности и уровень развития ребенка.
  2. Учет основного типа ведущей (игровой) деятельности (манипулятивная предметная игра, игра с предметами по правилам, сюжетная игра), связанного с возрастными особенностями развития ребенка. Манипулятивная предметная игра, характерная для раннего этапа развития ребенка, позволяет малышу с помощью ярких игрушек (разноцветные кубики, пирамидки) познакомиться с определенными свойствами предметов.

Видео: лекторий

Предметная игра по правилам является основой дидактической коррекционной игры, с ее помощью ребенок может овладеть различными как мыслительными, так и социальными навыками обращения с различными предметами. Сюжетная игра является важным средством для усвоения правил поведения и социальных отношений, адаптации ребенка в окружающей среде, и приобретает особенное значение при наличии проблемного поведения, отклонений в формировании коммуникативной и психоэмоциональной сфер ребенка.
Тесное взаимодействие с родителями ребенка и их обязательное включение в процесс реабилитации является важным и необходимым залогом успешности коррекционноразвивающей работы. Большая роль в этом комплексе отводится методикам психокоррекции, в том числе с применением психофизиологической компьютерной аппаратуры.
Так, для восстановления отстающей в развитии мелкой моторики кисти используется специальная установка с компьютерной обратной связью, позволяющая (после снятия флексорной спастики кисти с помощью методики метамерной фармакотерапии) выработать у ребенка правильный захват, научить его тонкому манипулированию с мелкими предметами. Этот прибор для тренировки кисти позволяет добиться не только большей подвижности и гибкости кисти, но и большей осмысленности и целенаправленности ее движений.
Для коррекции пространственных нарушений, в перспективе затрудняющих формирование навыка письма, применяется тренировка трех основных аспектов двигательной активности: направленность движения к цели, простейшая координация движений (в пространстве и времени), контроль в процессе выполнения движения. При этом используются специальные компьютерные программы: «Глаз», «Гусеница», «Паровоз» и др. (МГУ).
В дальнейшем, когда у ребенка начинают складываться различные виды движений и действий, перед зрением возникает новая задача: оно должно направлять и регулировать не только целенаправленное хватание, манипулирование предметами, но и поведение в целом.
Для тренировки зрительно-моторной координации в НТЦ ПНИ используются специальные психофизиологические приборы, разработанные во ВНИИ приборостроения РАМН, - «Атакситест», «Ритмотест» и «Комплекс для психофизиологических исследований - КПФК- 99». С использованием указанных методик в НТЦ ПНИ проведено исследование простых и сложных сенсомоторных реакций у детей с нарушениями психоневрологического развития.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что данные методики могут служить как диагностическим инструментом, так и инструментом коррекции двигательных нарушений у детей. Комплекс КПФК-99 с успехом позволяет развивать и формировать у детей точность движений, используя различные стимулы (звуковой, цветовой, световой, образный, вербальный), а также может служить тренажером для обучения ребенка различению цветов, пространственной ориентации на различные стимулы.
Для развития интеллектуальных способностей и памяти у ребенка нами используются компьютерные программы «Малыш», в которые включены задачи различной степени сложности и формирующие различные навыки.
Для того чтобы добиться более успешного результата в ходе лечения специалисты Центра работают в тесном взаимодействии с родителями:

  1. Психологом проводится разъяснительная работа с родителями. Они получают объективную информацию об актуальном состоянии ребенка.
  2. Психолог проводит с родителями беседу и выдает подробные инструкции по проведению реабилитационной работы с ребенком.
  3. Психолог работает с родителями по созданию психологической установки на успех, так как это является залогом эффективного лечения. Психолог отдельно останавливается на тех положительных сдвигах у ребенка, которых удалось добиться на фоне лечения и коррекционной работы в Центре.
  4. Психолог проводит рациональную психотерапевтическую беседу с матерью ребенка (или другим близким человеком), останавливается на ее проблемах, объясняет особенности ее характера, обращает ее внимание на особенности поведения в стрессовых ситуациях. По показаниям врачей (психиатра, невропатолога) для мамы возможно проведение медикаментозной поддерживающей терапии. Проводятся релаксационные (расслабляющие) мероприятия.

Видео: Вебинар "Речь ребенка: онтогенез и дизонтогенез"

Все рекомендации, который дает психолог после проведения диагностической процедуры и выявления уровня развития ребенка, идут с учетом личностных особенностей матери и типа взаимодействия в диаде «мать-дитя». Цель психокоррекционных мероприятий заключается в том, чтобы отношения матери и ребенка были здоровыми, нормальными и создавали условия для полноценной реабилитации неврологически больного ребенка.
Таким образом, реабилитация детей с нарушениями психоневрологического развития по своей сути является и коррекционной, и обучающей (кондукционной), ведущей больного ребенка к последовательному, поэтапному и постепенному освоению двигательных, перцептивных, интеллектуально-речевых и коммуникативных навыков.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее