Диагностика и коррекция нарушений развития высших психических функций у детей
Научно-терапевтический центр профилактики и лечения психоневрологической инвалидности
И.А. Скворцов, Г.А. Адашинская, И.В. Нефедова
МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ
В учебном пособии отражен большой опыт по реабилитации и социальной адаптации детей с различными врожденными и наследственными заболеваниями нервной системы, включая разные формы детского церебрального паралича, детский аутизм, задержки развития речи, умственную отсталость, накопленный за 10 лет Научно-терапевтическим Центром профилактики и лечения психоневрологической инвалидности под руководством И.А. Скворцова.
Анализ результатов большого числа диагностических исследований послужил основанием для разработки адекватных и объективных методических подходов для дифференцированной поэтапной диагностики детей, а также для поиска более эффективных способов коррекции нарушений.
Пособие предназначено для невропатологов, психоневрологов, психиатров и медицинских психологов, повышающих квалификацию в учреждениях Минздрава РФ.
Введение
Нарушение психоневрологического развития у детей - одна из актуальных медикосоциальных проблем. Тяжесть функционального дефекта в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах, в восприятии окружающего мира и навыках общения с ним может варьировать от тяжелой инвалидизирующей церебральной патологии до минимальной мозговой дисфункции, затрудняющей обучение ребенка в школе.
За 10 лет работы нашего Центра накоплен большой опыт по реабилитации и социальной адаптации детей с различными врожденными и наследственными заболеваниями нервной системы, включая разные формы детского церебрального паралича, детский аутизм, задержки развития речи, умственную отсталость. Эти нарушения могут быть связаны с внутриутробным или родовым повреждением мозга, а также с некоторыми наследственными заболеваниями, сопровождающимися поражением нервной системы и, как следствие, - нарушением психоневрологического развития.
Анализ результатов большого числа диагностических исследований послужил основанием для разработки адекватных и объективных методических подходов для дифференцированной поэтапной диагностики детей, а также для поиска более эффективных способов коррекции нарушений.
В НТЦ ПНИ психологическое обследование детей с нарушениями психоневрологического развития включает 3 основных направления:
Видео: Применение программы "Цицерон ЛОГО" 2
- комплексное патопсихологическое исследование с определением «профиля развития» детей до 7 лет,
- нейропсихологическое исследование с оценкой локализации в мозге нарушений высших психических функций,
- комплексное исследование межличностных отношений в диаде «мать-дитя».
Методы психологической диагностики в Научно-терапевтическом центре профилактики и лечения психоневрологической инвалидности
Определение «профиля развития»
Эффективность реабилитации и перспективы обучения детей с аномальным развитием зависят от многих факторов, но, прежде всего от раннего выявления отклонений от нормы. Раннее распознавание нарушений психоневрологического развития - залог успешного лечения и реабилитации таких детей. Для объективной диагностики и стандартизации процедуры обследования в Научно-терапевтическом центре профилактики и лечения психоневрологической инвалидности (НТЦ ПНИ) была разработана специальная адаптированная карта «Психологическое обследование детей первых семи лет жизни с нарушениями психоневрологического развития». Результаты обследования представляются в виде графического «профиля развития», отражающего состояние психоневрологического статуса ребенка по сравнению с возрастной нормой по следующим шкалам:
- Моторика (крупная и мелкая). Формирование двигательных навыков, предметных действий, усвоение способов использования различных предметов.
- Восприятие. Определяется уровень восприятия и переработки информации о предметах и явлениях в совокупности, их свойств и частей. Уровень зрительного восприятия детей определяет правильность узнавания предметов и изображений, уровень избирательности внимания. Уровень слухового восприятия - понимание на слух слов, текстов, ритмических структур.
- Самообслуживание. Оцениваются моторные и интеллектуальные навыки по уходу за самим собой, навыки опрятности.
- Интеллект. Игра. Оценка уровня развития и сформированности определенных (образных, логических) мыслительных операций, пространственного мышления, вербального интеллекта. Определение уровня сформированности игровой деятельности ребенка.
- Речь (экспрессивная и импрессивная). Возникновение у ребенка понимания обращенной к нему речи (импрессивная речь), а также развитие собственной речевой деятельности, направленной к окружающим (экспрессивная речь): в начале ранней лепетной и слоговой речи, в последующем - формирование и обогащение словарного запаса, усвоение грамматических и стилистических структур, появление способности выразить свою мысль, понимать и интерпретировать чужую мысль.
- Коммуникация. Определение степени сформированности и своеобразия коммуникативного поведения ребенка, степени усвоения ребенком норм и правил общения, что является необходимым фактором для ранней диагностики психоэмоциональных расстройств.
Методика оценки уровня развития ребенка разрабатывалась на основе нормативных критериев, определяющих в каком возрасте у ребенка должны быть сформированы те или иные навыки. Критериями оценок по шкалам служили возрастные показатели развития основных психических функций (моторика, речь, восприятие, самообслуживание, игра, вербальный и конструктивный интеллект) у здорового ребенка определенного возраста.
Сравнение данных развития психических функций больного ребенка с нормальными показателями позволяет установить степень его отставания (соответствия) от возрастной нормы. Отставание может быть равномерным и неравномерным (диссоциированным), по тяжести - выраженным, средним и легким. На фоне лечения и по мере взросления ребенка «профиль развития» существенно изменяется. Наше лечение позволяет значительно ускорить темп развития ребенка, чтобы он мог нагнать своих здоровых сверстников.
На фоне лечения в НТЦ ПНИ больной ребенок развивается по ряду показателей быстрее, чем в норме, и «профиль развития» больного постепенно приближается к возрастной норме (рис. 1). В настоящее время нами совместно с сотрудниками ВНИИИМТ разработана компьютерная программа «Психологическое обследование детей первых семи лет жизни с нарушениями психоневрологического развития», значительно помогающая врачам, психологам и педагогам в составлении «профиля развития».
Рисунок 1. «Профиль развития» ребенка на фоне лечения в НТЦ ПНИ
Ф.И.О. ребенка Илья А. Проходил лечение в течение 8 курсов. Представлены данные на последние 4 курса.
- курс - возраст 2 г. 10 мес.
- курс - возраст 3 г. 3 мес.
- курс - возраст 3 г. 8 мес.
- курс - возраст 4 г. 1 мес.
При поступлении в НТЦ ПНИ на 1 курс не мог ходить. Отмечалась выраженная задержка с развитии мелкой моторики. В речи - дизартрия.
5 курс (возраст 2 г. 10 мес.). Задержка развития мелкой моторики. Трудности в формировании навыков рисования и самообслуживания. Речевое и интеллектуальное развитие соответствует возрасту. Отмечается высокий темп восстановления и развития двигательных навыков.
- курс (возраст 4 г. 1 мес.). Остаточная моторная неловкость. Речевое и интеллектуальное развитие высокое.
Нейропсихологическое обследование детей и компьютерная программа «АНТ»
Основная задача психологического исследования - вычленить психофизиологические механизмы и причины дефектов, нарушающих процесс адаптации и развития ребенка. В НТЦ ПНИ широко используется оригинальная методика адаптированного нейропсихологического картирования коры больших полушарий головного мозга у детей (Э.Г. Симерницкая, И.А. Скворцов и др., 1988) в последующем усовершенствованная и компьютеризированная.
Она позволяет выявить фактор (механизм) нарушения тех или иных высших психических функций (ВПФ) и, на основании анализа выявленных изменений ВПФ, поставить топический диагноз (т.е. определить локализацию преимущественной дисфункции в коре головного мозга), а в дальнейшем - наметить пути и методы восстановительной работы.
Проведение нейропсихологической диагностики позволяет:
- Получить описание и анализ клинической картины нарушений психической деятельности ребенка.
- Определить основной фактор (механизм), являющийся причиной нарушения тех или других ВПФ.
- Определить зону (территорию) поражения коры полушарий головного мозга (топический диагноз).
- Вычленить и провести анализ сохранных высших психических функций.
- Получить рекомендации по проведению адекватной коррекционно-восстановительной работы.
Несколько лет назад на основе нейропсихологической методики исследования детей в НТЦ ПНИ разработана компьютерная программа АНТ (адаптированный нейропсихологический тест), в которую заложили возможность получать схематическое изображение полушарий мозга со сравнительной оценкой степени выраженности нарушений ВПФ в лобной, теменной, затылочной и височной долях обоих полушарий (см. рис. 2). Компьютерный вариант АНТ позволяет объективно оценивать динамику восстановления ВПФ у детей на фоне лечения.
Видео: Сенсомоторная коррекция
Психологический анализ родительско-детских отношений
Эффективность коррекционно-восстановительной работы с детьми тесно связана с особенностями детско-родительских отношений. Ни для кого не секрет, что добрые доверительные отношения детей и их близких позволяют облегчить трудности коррекционной работы и, напротив, напряженный эмоциональный фон семейных отношений может тормозить процесс реабилитации и выздоровления ребенка.
Поэтому при поступлении на лечение в НТЦ ПНИ диагностическое обследование проходят не только дети, но и у родителей определяется психо-эмоциональный статус, особенности личностной структуры. Мать ребенка с психоневрологической инвалидностью - важнейший участник процесса реабилитации, социальной адаптации и обучения.
Однако, тяжелый психологический груз, связанный с болезнью ребенка, нередко служит причиной дезадаптации матери, потери ею веры в будущее ребенка, а в ряде случаев приводит к психосоматическим патологическим состояниям. У таких матерей может наблюдаться астения, общее недомогание, боли в сердце, желудочно-кишечные расстройства, нарушения менструального цикла и другие нарушения, которые нуждаются в специальной врачебной помощи, психотерапии, медикаментозном лечении.
Наиболее успешно помогают врачам матери, занимающие ведущее, доминирующее положение в диаде - «мать-дитя», так как этих матерей отличают такие черты, как уверенность в себе, высокая мотивация в достижении цели, активность, целеустремленность, умение постоять за себя, способность контролировать ситуацию. Противоположность им составляют матери, ведомые, занимающие подчиненное положение во взаимодействии с ребенком. Эти матери, как правило, неуверенны в себе, фон настроения сниженный, активность невысокая, у них нет уверенности в получении успешного результата лечения, в будущем ребенка.
Психологическое исследование диады «мать-дитя» в каждом конкретном случае позволяет своевременно выявить проблемы в родительско-детских отношениях и провести их психологическую и медицинскую коррекцию.