Приложения и литература - диагностика и коррекция нарушений развития высших психических функций у детей
Литература
- Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. С-Петерб., 1997.
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В.Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., «Новая школа - ГНОМ-ПРЕСС», 1997.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. В 6 томах, т. 2, М., 1982.
- Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. Собр. соч., М.,1983, т. 5.
- Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А.. Дошкольная олигофренопедагогика, М., 1998
- Лурия А.Р., Симерницкая Э.Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций. // Физиология человека, 1975, 3.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика, М., 1997
- Симерницкая Э.Г., Скворцов И.А., Московичюте Л.И. и др. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. Методические рекомендации. М., 1988.
- Скворцов И.А. Детство нервной системы, М., 1995.
- Скворцов И.А. Дизнейроонтогенетические аспекты систематизации детских церебральных параличей и других нарушений развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных, речевых и коммуникативных функций. Альманах «Исцеление», в. 3. М., «Тривола», 1997, с. 15-31.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии, М. «Просвещение»,1989
- Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
Приложение 1. Формализованная схема нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций
- Кинестетический праксис
Описание диагностических проб
Код | Функции | №№ проб | Проба |
l.l | Выполнение по зрительному образцу | Ребенку предлагается воспроизводить заданные положения пальцев руки. | |
1 | Соединить 1 и II пальцы в кольцо. | ||
2 | Пальцы сжаты в кулак, II и 111 пальцы вытянуты. | ||
3 | Пальцы сжаты в кулак II и V пальцы вытянуты. | ||
4-6 | То же левой рукой. | ||
Выполнение по | Глаза ребенка закрыты. Врач придает руке ребенка определенную позу,ребенок должен воспроизвести позу той же рукой. | ||
7 | Пальцы сжаты в кулак, II и III пальцы вытянуты. | ||
8 | Пальцы сжаты в кулак II и V пальцы вытянуты. | ||
9-10 | То же левой рукой. | ||
Перенос поз | Глаза ребенка закрыты. Врач придаст руке ребенка определенную позу,ребенок должен воспроизвести ее другой рукой. | ||
II | Пальцы сжаты в кулак, II и III пальцы вытянуты. | ||
12 | Пальцы сжаты в кулак II u Vпальцы вытянуты. | ||
13-14 | То же левой рукой. |
Диагностика
Код | Нарушения функции (правильность/ неправильность выполнения пробы) | Локализация | Оценка | Топическая локализация нарушений |
l.l. | Не может найти нужным набор движений, перебирает пальцы, помогаетдругой рукой. Движения днффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие. Правая рука илибилатерально | Левое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы движений. | |
1.2 | Не может найти нужный набор движений. перебирает пальцы, помогаетдругой рукой. Движения диффузны. кроме нужных пальцев выставляет и другие. Левая рука | Правое полушарие, теменная доля | ||
1.3 | Неправильно располагает руку в пространстве, воспроизводит позузеркально (вместо 11 и III пальцевпоказывает IV и V). | Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие теменная доля. | Нарушение зрительно пространственной организации движений. | |
1 4 | Воспроизводит позу только правого (указательного) пальца, левый палецигнорирует. | Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. Межполушарныекомиссуры. | Односторонняя пространственная агнозия. | |
1.5 | С т рудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущихдвижений. | Левое полушарие, лобная доля. | Инертность | |
1.6 | С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущихдвижений. | Правое полушарие, лобная доля. | ||
1.7 | Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке | Левое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы движений. | |
1 К | Не может воспроизвести позу, заданную на другом руке | Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение кинестетической основы движений. | |
1.9 | Билатеральное нарушение переноса поз с одной руки на другую | Срединные отделы, межполушарные комиссуры. | Нарушение |
Коррекция
Феноменология нарушении | Не может найти нужный набор движений,перебирает пальцы, помогает другой рукой |
Возможные причины | Нарушение кинестетической основы движений. |
Рекомендации | Необходимо организовать игры с различнымипредметами: собирать мелкие предметы (пуговицы, зернышки риса, горошины,спички), вкладывать маленькие предметы в большие (матрешки): завязывать/развязывать шнурки- застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки- игрыс веревочками - плести косички, завязывать узелочки типа макраме,продергивать через отверстия- складывать узоры из мозаики: лепить изпластилина- рвать бумагу на мелкие кусочки- резать ножницами- нанизыватьбусинки. Для развития мелкой моторики нужно упражняться ежедневно. Это хорошовлияет не только на возможность управлять движением пальцев, но на развитиеречи, произвольности поведения. |
Упражнения | Кончик большого пальца правой рукипоочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев имизинца - «пальчики здороваются». Те же движения пальцев выполняются левойрукой, затем двумя руками одновременно. |
Игры | Потешка «Прогулка» |
Компьютерные игры | Игры «Гусеница», «Паровозик», «Самолет». |
Феноменология | Неправильно располагает руки в пространстве,воспроизводит позы зеркально (вместо II и III пальцев показывает IV и V).Воспроизводит позу только правого (указательного) пальца, левый(указательный) палец - игнорирует. |
Возможные причины | Нарушение зрительно пространственнойорганизации движений. Односторонняя пространственная агнозия. |
Рекомендации | Формирование пространственного мышления уребенка должно происходить на базе его реального ориентирования впространстве. У ребенка, движения которого значительно ограничены, оноформируется позднее. Левшество у детей с правосторонним гемипарезомусугубляет сложность формирования пространственной ориентации. Бороться сэтим можно только многочисленными тренировками. |
Упражнения | Взрослый и ребенок садятся рядом. Взрослыйпросит ребенка повторять за ним движения, при этом псе |
Игры | Игра «Зеркало». Взрослый говорит: «То, что яделаю левой рукой, ты повторяй левой рукой». Ориентирование в картинках и привыкладывании фигурок: положи мячик слева от дерева, а солнце над деревом. |
Компьютерные игры | Лабиринты, «Сложить мозаику», «Соберикартинку» (Nikita). |
нарушений | С трудом переключается на новую позу,повторяет одно из предыдущих движений. Не может воспроизвести заданную позу. |
Возможные причины | Инертность движений. |
Рекомендации | Необходимы упражнения и игры, требующиебыстрого переключения с одной позы па другую. |
Упражнения | Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцывытянуты вверх, приблизить их (двое разговаривают). |
Игры | Один из игроков легонько постукиваетуказательным пальцем по ладошке другого игрока |
Компьютерные игры | Игры «Гусеница», «Паровозик», «Самолет». |
Феноменология | Не может воспроизвести позу, заданную надругой руке. Справа-налево, слева-направо. Билатеральные нарушения переносапоз с одной руки на другую. |
Возможные причины | Нарушение кинестетической основы движений.Нарушение межполушярного взаимодействия. |
Рекомендации | По мере развития мелкой моторики кистей рук,расширения и познавательной активности, возрастаниямотивации к выполнению заданий и упражнений целесообразно объединятьупражнения в игровые комплексы по развитию крупной и мелкой моторики вместе,разыгрывая сюжетные ситуации для ребенка. Можно использовать игры-драматизации для ребенка, создавая свой домашний театр. Занятия должныпроводиться непрерывно в течение многих месяцев и лет до достижениямаксимальной компенсации нарушения и социальной адаптации, когда ребенокперестает зависеть от взрослых и сможет активно включиться в жизнь. |
Упражнения | Упражнения первого комплекса |
Упражнения второго комплекса. | |
Игры | Потешка |
Компьютерные игры | Игры «Гусеница». «Паровозик», «Самолет». |
- Пространственный праксис
Описание диагностических проб
Код | Функции | № проб | Проба | ||
Пространственный праксис | Ребенок сидит напротив врача. Врач придает определенноепространственное положение своеП руке, ребенок должен воспроизвести его тойже рукой. | ||||
15 | «Голосование» - рука согнута в локте и поднята вверх. | ||||
16 | Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз. | ||||
17 | Большой палец под подбородком, ладонью сапгталыю, пальцами вперед. | ||||
18 | Ладонь горнзоталыю к подбородку, пальцами к себе. | ||||
19 | Ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя. | ||||
20 | Левая рука касается правого уха. | ||||
21 | Правая рука касается левого глаза. | ||||
Код | Нарушения функции (правильность/неправильность выполнения пробы) | Локализация | Оценка | Топическая локализация нарушении | |
2.1 | Нс может воспроизвести пространственное расположение руки, путает левую и правую стороны. | Левое полушарне, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля. | Нарушения зрительно- пространственной организации движений. | ||
2.2 | Нс может найти заданную часть лица или тела. | Правое полушарие, теменная доля. | Нарушение схемы тела. | ||
2.3 | Импульсивно, эхолракенчно воспроизводит заданные пробы, не стремитьсяк коррекции указанных ошибок. | Левое полушарне, лобная доля Правое полушарие, лобная доля. | Нарушен не произвольной регуляции движений. |
Диагностика
Коррекция | |
Феноменология | Не может воспроизвести пространственноерасположение руки, путает левую и правую стороны. |
Возможные причины | Нарушения зрительно-пространственнойорганизации движений. |
Рекомендации | Нарушения пространственного восприятия можнозаметить у ребенка достаточно рано. Например, малыш ни как не может научитьсястроить из кубиков (притом, что движения руками ребенок совершает свободно),собирать разрезные картинки и картинки из кубиков, путает понятия «вверхувнизу», «справа • слева», неправильно употребляет предлоги «под», «над»,«за». Однако чаше подобные нарушения начинают проявляться в дошкольном имладшем возрасте. Так рисуя какой-либо объект, ребенок неправильнорасполагает его в пространстве, не может правильно расположить относительнодруг друга детали объекта, пишет буквы в зеркально отображении или «справа -налево», затрудняется в определении правой и левой сторон, с трудомприобретает навыки конструирования. |
Упражнения | Конструирование из кубиков по образцу.Родитель или педагог строит из кубиков башни, дома, выкладывает дорожки ит.д., и просит ребенка сделать также. Если у ребенка это получается плохо,можно взять его руки в свои и действовать его руками. Ребенку старшеговозраста следует предложить занятия с конструктором- складывание разрезныхкартинок. Вы можете взять любую предметную картинку и для начала разрезать еена две части, а затем попросить ребенка сложить эту картинку, постепенноусложняя задание - на 4, 8,12 частей. |
Игры | Игра. Ребенку завязываем глаза. Он долженчувствовать себя комфортно, без страха упасть, лучше это делать на мягкомковре. Он знает, что где-то рядом с ним кладут или держат игрушку или что-товкусное. Ее местонахождение мама называет одним словом, например, «впереди»,на ощупь ребенок должен ее найти. В первое время ему необходимо помогать,подавая голос от игрушки или наклоняя его корпус в сторону игрушки. |
Компьютерные игры | Комплекс КПФК-99. |
Феноменология | Не может найти заданную часть лица или тела. |
Возможные причины | Нарушение схемы тела. |
Рекомендации | Для развития представлении ребенка о схеметела можно проводить следующие упражнения. Ребенка сажают перед зеркалом и просят показатьчасти своего тела: «Покажи свою правую руку, левую ногу, левый глаз» и т. д.,«Правой рукой коснись левой ноги, левого плеча» и т.д.. потом просят все то же самое показать на кукле. |
Упражнения | Па первом этапе перед маленьким ребенкомсажают игрушку (куклу) и демонстрируют: где у куклы ручки, где ножки, на лицеглазки, носик и т.д., все это еще раз повторяют, демонстрируя на самомребенке |
Игры | Игра «Угадай». Взрослый берет ребенка заруки и задает провокационный вопрос: «Я держу тебя за ножки?» и т.д. Ребенокдолжен ответить. Если ответ ошибочный введите игровой штраф и. наоборот,поощрение. |
Компьютерные игры | «Kiddi 1», «Собери картинку», «Нарисуй». |
Феноменология | Импульсивно, эхопракепчно воспроизводитзаданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок ; |
Возможные причины | Нарушение произвольной регуляции движений. |
Рекомендации | Произвольность эго важная составляющаядеятельности. Произвольность подразумевает: |
Упражнения | Покажите ребенку сюжетную картинку ипопросите его назвать, что нарисовано в середине, чтослева, вверху и т.д. |
Игры | Игра в «Кривое зеркало»: то, что я делаюлевой рукой, ты повторяй левой рукой м т.д. |
Компьютерные игры | «Собери картонку» «Посчитай», лабиринты. |
Код | Функции | №№ проб | Проба |
За | Смена трех положении кисти | Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положениякулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей постолу плашмя. | |
22 | Задание выполняется правой рукой. | ||
23 | задание выполняется левой рукой. | ||
36 | Выполнение | 24 | Ребенку предлагается рисовать заданный узор правой рукой в течение 20сек. |
25 | |||
26 | |||
За | Рецппрокная | 27 | Ребенку предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжатав кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменятьположения обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую. |
Диагностика
Код | Нарушения функции (прлвильность/ неправнльность выполнения пробы) | Локализация | Оценка | Топическая локализация нарушений |
3.1 | Не может плавно переходить от одного движения к другому. Движенияразорваны, изолированы друг от друга. | Левое полушарие, лобная доля. | Нарушение динампче- ской органи- заиин движении. | |
3.2 | Не может плавно переходить от одного движения к другому. Движенияразорваны, изолированы друг от друга. | Правое полушарие, лобная доля. | ||
3.3 | С трудом переключается с одного движения на другое, персевери- руетпрежние движения. | Левое полушарие, лобная доля. | Инертность | |
3.4 | С трудом переключается с одного движения па другое, перссверн- рустпрежние движения | Правое полушарие, лобная доля. | ||
3.5 | Неправильно воспроизводит пространственное направление движений. | Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля | Нарушение пространственной организации движений. | |
3.6 | Не может одновременно изменять положение обеих рук, движение каждойруки производит изолированно, уподобляет движения обеих рук. | Срединные отделы: межполушарные комиссуры. | Нарушение | |
3.7 | В той же пробе отстает правая рука | Левое полушарие, лобная доля. | Дезавтома- | |
3.8 | В той же пробе отстает левая руки | Правое полушарие, лобная доля. | ||
3.9 | Воспроизводит движения только правой руки, игнорируя левую руку. | Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы: межполушарныекомиссуры. | Игнорирование левой руки. |
Коррекция
Феноменология нарушении | движенияк другому- движения разорваны, изолированы друг от друга. |
Возможные причины | Нарушение динамической организации движений.Инертность движений. |
Рекомендации | Вначале сами попробуйте четко, не торопясь,произнести скороговорку с одновременным движением рук, а затем проделайте этовместе с ребенком. Если у малыша не будет получаться, возьмите его ручки всвоп и вместе выполните все движения от начала до конца. |
Упражнения | Ладони поочередно ударяют о край стола. |
Игры | «Барабаны» |
Компьютерные | «Игры «Гусеница», «Паровозик», «Самолет»,«Глаз». |
Неправильно воспроизводит пространственноенаправление движений. | |
Возможные причины | Нарушение пространственной организациидвижений. Нарушение пространственного гнозиса. |
Рекомендации | Необходимо постепенно сформировать у ребенкапространственные представления «вверху-внизу», «справа-слева»,«впереди-сзади», определить правильно ли понимает и употребляет ребенокпредлоги «над», «под», «за», «в», «перед». Необходимы игры с целью развитияправильных движений и их правильной ориентации в пространстве. |
Упражнения | Выполняйте упражнения вместе с ребенком так,чтобы ребенок видел Вас, и мог за Вами повторять. Если ребенок не может самвыполнять упражнения, возьмите его руки в свои и выполните его рукамидвижения. Перед началом занятий необходимо показать ребенку и проговоритьвслух направления движений. Примеры упражнений. |
Игры | Необходимы книжки-раскраски, книжки с играмилабиринтами. |
Компьютерные игры | «Самолет». «Часы», «Собери картинку»,«Нарисуй», «Нарисуй лицо», «Время». |
Феноменология | Не может одновременно изменять положениеобеих рук, движение каждой руки производит изолированно, уподобляет движенияобеих рук. |
Возможные причины | Нарушение реципрокной организации движений. |
Рекомендации | Кроме физических двигательных упражнений,необходимы упражнения на различные графические пробы - это детские прописи,где необходимо обвести контуры рисунков. |
Упражнения | Упражнения следует выполнять с «открытымиглазами», затем повторить их с «закрытыми глазами». |
Игры | Игра «Кошечка» - ребенок должен изобразитьдвижения - кошечка «царапает», «гладит» - вместе двумя руками, изолированнокаждой рукой, проговаривания вслух, проговаривая «про себя», без проговаривания. |
Компьютерные игры | «Самолет», «Глаз». |
Феноменология | При выполнении движений отстает` одна рука. |
Возможные причины | |
Рекомендации | Необходимы игры, направленные паодновременные действия двумя руками. Упражнения следует выполнял. сначала вмедленном темпе, постепенно ускоряя темп. При этом контролируете совместно сребенком правильность выполнения заданий. Сначала ребенок может громкосчитать при выполнении упражнения, затем - тихо проговаривать счет, потом считать«про себя». |
Упражнения | |
Игры | Игра «Камень, ножницы, бумага». «Камень» -рука сжата в кулак- «ножницы» - большой, безымянный палец и мизинец сжаты вкулачок, а пальца указательный и средний пальцы выпрямлены и разжаты,«бумага» - ладонь раскрыта. |
Компьютерные игры | «Самолет». |
Феноменология | Воспроизводит движения только правой руки,игнорируя левую руку. |
Возможные причины | Игнорирование левой руки. |
Рекомендации | Упражнения строятся следующим образом:правая рука должна быть «занята», все действия выполняются только левойрукой. |
Упражнении | |
Игры | Игра. В правой руке ребенок держит мячик, алевой рукой должен поймать конфетку. |
Компьютерные игры | «Самолет». «Глаз», «Паровозик». |
Код | Функции | №№ | Проба |
4 | Оценка ритмов. | 28 | Одиночные «пачки» (11 и 111). |
29 | Серии «пачек» (IIIIII или III III III). | ||
Воспроизведение | Врач выстукивает ритм, ребенку предлагаетсяповторить его. | ||
ритмов по слу; | 30 | Простые ритмы: IIIIII | |
ховому образцу. | 31 | II III III | |
32 | II II II. | ||
33 | Акцентированные ритмы: II III II III II III | ||
34 | III 11 III II III II. | ||
Воспроизведе; | Ребенку предлагается выполнять ритмы поречевой инструкции . | ||
ние ритмов по | 35 | Стучать «по 2 раза», «по 3 раза». | |
инструкции. | 36 | Стучать «по два раза сильно, и по 3 разаслабо». |
Диагностика
Нарушения функции (правильность/неправильность выполнения пробы)
Не может определил, количество уларов, сказать одинаковыми или различными являются два предъявляемых друг за другом ритма
Не может воспроизвести ритмы ро заданному образцу, не улавливает структуру ритма
Делает лишние удары, затрудняется при переходе от одного ритма к другому, персевсрирует прежним ритм.
Забывает заданный ритм, теряет структуру ритма в ходе его выполнения
Не может выполнить ритмы по инструкции (при возможности их воспроизведения по образцу).
Коррекция
Локализация
нарушения
Оценка
нарушения
Топическая локализация нарушений
Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля.
Левое полушарие.
внеочная доля. Правое полушарие, височная доля.
Левое полушарие, лобная доля.
Левое полушарие, внеочная доля. Правое полушарие, височная доля.
Левое полушарие, лобная доля.
Нарушение
слухового
восприятия.
Инертность
движений.
Слабость акустических следов.
Нарушение
произвольной
регуляции
движений
Феноменология нарушений | сказать одинаковыми или различными являютсядва предъявляемых друг за другом ритма. |
Возможные причины | Нарушения слухового восприятия. |
Рекомендации | Обычно к трем годам дети обладают достаточнобольшим объемом слуховых впечатлений, однако, они еще нс умеют управлятьсвоим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру,характеру, ритмичной структуре. Способность слушать и понимать звуки невозникает сама собой даже при наличии острого природного слуха, его нужноцеленаправленно развивать. Общая цель игр - открыть для ребенка мир звуков. |
Упражнения | Необходима тренировка слуха (остаточногослуха). Речевое звучание (шепот, громкая речь) |
Игры | Игра «Угадай» Для игры нужны три озвученныеигрушки, контрастные по тембру и характеру издаваемых звуков |
Компьютерные юры | |
Феноменология | Делает лишние удары, затрудняется припереходе от одного ритма к другому, персеверирует прежним ритм |
Возможные причины | Инертность движений. |
Рекомендации | Нужны ритмичные игры на скорость реакции,например, остановка или смена движений точно по сигналу |
Упражнения | Упражнения на прослушивание ритмичныхзвуков. |
Игры | Игры «Замри - отомри». Под ритмичную музыкудети двигаются На команду «замри» - дети замираю г и той позе, в какой из поззастала команда На команду «отомри» - начинают двигаться, стараясь попасть втакт музыки Игра «Повтори» |
Компьютерные игры | |
Феноменология | Забывает заданный ритм, теряет структуруритма в ходе его выполнения |
Возможные причины | Слабость акустических следов Нарушениепроизвольной организации движений |
Рекомендации | Для успешного развития слухо-моторнойкоординации очень важно проводить игры систематически |
Упражнения | Различные ритмичные упражнения назапоминание (от простого ритма к более сложному) |
Игры | Игра «Барабанщик». Взрослый отбивает ритм,ребенок должен вместе с взрослым отбивать ритм на барабанчике Затем ребенокдолжен попытаться по памяти повторить ритм самостоятельно Ритм постепенноусложняют |
Компьютерные игры |
- Стереогноз
Код | Функции | №№ проб | Проба |
5 | Сэереогноз | Глаза ребенка закрыты. Врач вкладывает предмет в его руку. Ребенокдолжен на ощупь узнать его (используются хорошо знакомые предметы: по три вкаждую руку, расческа, ключ, булавка). | |
37 | Ощупывание предметов правой рукой. | ||
38 | Ощупывание предметов левой рукой. |
Диагностика
Коррекция
Феноменология нарушения | Не узнает ощупываемый предмет в правой (илилевой, или совместно) руке. |
Возможные причины | Нарушение сенситивного гнозиса. Нарушенотактильное опознание предмета (нарушено опознание отдельных признаковпредмета, нарушен синтез этих признаков в единое целое) |
Рекомендации | Необходимо знакомить ребенка не только спредметами различной формы, выполненными из различных материалов, но такжеважно расставлять акценты при знакомстве с предметами на отдельных егохарактеристиках Например, шар - круглый, у кубика - есть острые грани, естьуглы и пр. Перед тем как лап. ребенкуощупать предмет с открытыми глазами, следует назвать предметы, описать егосвойства и формы словами, затем все то же проделать с закрытыми глазами. |
Упражнения | Дайте ребенку пощупать гладкую поверхность,шершавую, пушистую, мягкую. Попросите ребенка описать свойства предметов иматериалов словами. |
Игры | Игра «Волшебный мешочек». В мешочек кладутпредметы различной формы. На столе находятся вторые экземпляры этих предметов.Ребенку предлагают взять в руки предмет ощупать его, а затем найти и«Волшебном мешочке», не подглядывая. На втором этапе игры ребенку называютпредмет и просят его. не подглядывая, найти в мешочке. |
Компьютерные игры |
Феноменология | Узнает ощупываемый предмет, но не можетназвать его, при сохранности правильного описания свойств предмета |
Возможные причины | Амнестическая афазия. |
Рекомендации | Необходимо проводить с ребенком упражнения.Например, показывают и называют предмет, затем ребенку дают ощупать предмет,и просят его назвать, после того, как предмет назван, с открытыми глазамипредложи те - описать его свойства, затем ребенок закрывает глаза и называетпредмет, описывает его свойства с закрытыми глазами. Если с первого разаребенок не может выполнить задание, все повторяю`! сначала. |
Упражнения | |
Игры | |
Возможные причины | Тактильная аномия. |
Рекомендации | На занятиях важным моментом является участиеобеих рук. Например, ребенок сначала берет предмет в правую руку (с помощью этой руки он можетпровести тактильное опознание предмета) ощупывает его с закрытыми глазами,называет и описывает его свойства, зятем с закрытыми глазами этот- предмет-ощупывается двумя руками одновременно, обследуется предмет с открытыми изакрытыми глазами, затем предмет остается только в левой руке и ребенокпытается назвать его. |
Упражнения | |
Игры | «Волшебный мешочек» |
Компьютерные игры |
- Зрительный гнозис
Описание диагностических проб
Код | Функции | №№ проб | Проба |
6 | Зрительный | Ребенку предлагаются различные предметныеизображения, которые он должен узнать (несколько изображений на одном листе). | |
39 | Реалистические изображения. | ||
40 | Схематические изображения. | ||
41 | Наложенные изображения. | ||
42 | Ребенку предъявляется сюжетная картинка ипредлагается рассказать, что на ней изображено. | ||
43 | Ребенка просят показать называемый объект(используются те же картинки, что при исследовании зрительного гнозиса). |
Диагностика
Код | Нарушения функции(правильность/неправильность выполнения пробы) | Локализация | Оценка | Топическая локализация нарушений |
6.1 | Не узнает изображения. | Левое полушарие, затылочная доля. Правоеполушарие, затылочная доля. Срединные отделы, Межполушарные комиссуры. | Нарушение | |
6.2 | Не может называть изображения, забываетназвания предметов. | Левое полушарие, височная доля. | Амнестическая афазия. | |
6.3 | Не называет и не указывает объекты,расположенные слева, игнорирует левую сторону | Правое полушарие, височная, теменнаязатылочная доли. Срединные отделы, Межполушарные комиссуры. | Односторонняя пространственная агнозия. | |
6.4 | Называет предметы в обратнойпоследовательности, справа- налево. | Левое полушарие, теменная доля. Правоеполушарие, теменная доля. Срединные отделы, Межполушарные комиссу Поделись в соц.сетях:
Похожее |