тут:

Приложения и литература - диагностика и коррекция нарушений развития высших психических функций у детей

Оглавление
Диагностика и коррекция нарушений развития высших психических функций у детей
Методы психологической коррекции
Методические подходы к нейропсихологической диагностике и коррекции
Приложения и литература

Литература

  1. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. С-Петерб., 1997.
  2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В.Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., «Новая школа - ГНОМ-ПРЕСС», 1997.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. В 6 томах, т. 2, М., 1982.
  4. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности. Собр. соч., М.,1983, т. 5.
  5. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.
  6. Катаева А.А., Стребелева Е.А.. Дошкольная олигофренопедагогика, М., 1998
  7. Лурия А.Р., Симерницкая Э.Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций. // Физиология человека, 1975, 3.
  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  9. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика, М., 1997
  10. Симерницкая Э.Г., Скворцов И.А., Московичюте Л.И. и др. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. Методические рекомендации. М., 1988.
  11. Скворцов И.А. Детство нервной системы, М., 1995.
  12. Скворцов И.А. Дизнейроонтогенетические аспекты систематизации детских церебральных параличей и других нарушений развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных, речевых и коммуникативных функций. Альманах «Исцеление», в. 3. М., «Тривола», 1997, с. 15-31.
  13. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии, М. «Просвещение»,1989
  14. Хомская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.
  15. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998.
  16. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  17. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

Приложение 1. Формализованная схема нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций

  1. Кинестетический праксис

Описание диагностических проб


Код

Функции

№№ проб

Проба

l.l

Выполнение по зрительному образцу

Ребенку предлагается воспроизводить заданные положения пальцев руки.

1

Соединить 1 и II пальцы в кольцо.

2

Пальцы сжаты в кулак, II и 111 пальцы вытянуты.

3

Пальцы сжаты в кулак II и V пальцы вытянуты.

4-6

То же левой рукой.

Выполнение по
тактильному
образцу

Глаза ребенка закрыты. Врач придает руке ребенка определенную позу,ребенок должен воспроизвести позу той же рукой.

7

Пальцы сжаты в кулак, II и III пальцы вытянуты.

8

Пальцы сжаты в кулак II и V пальцы вытянуты.

9-10

То же левой рукой.

Перенос поз

Глаза ребенка закрыты. Врач придаст руке ребенка определенную позу,ребенок должен воспроизвести ее другой рукой.

II

Пальцы сжаты в кулак, II и III пальцы вытянуты.

12

Пальцы сжаты в кулак II u Vпальцы вытянуты.

13-14

То же левой рукой.

Диагностика


Код

Нарушения функции (правильность/ неправильность выполнения пробы)

Локализация
нарушения

Оценка
нарушения

Топическая локализация нарушений

l.l.

Не может найти нужным набор движений, перебирает пальцы, помогаетдругой рукой. Движения днффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие. Правая рука илибилатерально

Левое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы движений.

1.2

Не может найти нужный набор движений. перебирает пальцы, помогаетдругой рукой. Движения диффузны. кроме нужных пальцев выставляет и другие. Левая рука

Правое полушарие, теменная доля

1.3

Неправильно располагает руку в пространстве, воспроизводит позузеркально (вместо 11 и III пальцевпоказывает IV и V).

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие теменная доля.

Нарушение зрительно пространственной организации движений.

1 4

Воспроизводит позу только правого (указательного) пальца, левый палецигнорирует.

Правое полушарие, височная, теменная, затылочная доли. Межполушарныекомиссуры.

Односторонняя пространственная агнозия.

1.5

С т рудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущихдвижений.
Правая рука или билатерально.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность
движений.

1.6

С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущихдвижений.
Лсчая рука

Правое полушарие, лобная доля.

1.7

Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке
Справа - налево.

Левое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы движений.

1 К

Не может воспроизвести позу, заданную на другом руке
Слепа - попрало.

Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение кинестетической основы движений.

1.9

Билатеральное нарушение переноса поз с одной руки на другую

Срединные отделы, межполушарные комиссуры.

Нарушение
межполу
шарного
взаимодей
ствия.

Коррекция


Феноменология
нарушении

Не может найти нужный набор движений,перебирает пальцы, помогает другой рукой
Движения диффузны, кроме нужных пальцеввыставляет и другие.

Возможные причины

Нарушение кинестетической основы движений.

Рекомендации

Необходимо организовать игры с различнымипредметами: собирать мелкие предметы (пуговицы, зернышки риса, горошины,спички), вкладывать маленькие предметы в большие (матрешки): завязывать/развязывать шнурки- застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки- игрыс веревочками - плести косички, завязывать узелочки типа макраме,продергивать через отверстия- складывать узоры из мозаики: лепить изпластилина- рвать бумагу на мелкие кусочки- резать ножницами- нанизыватьбусинки. Для развития мелкой моторики нужно упражняться ежедневно. Это хорошовлияет не только на возможность управлять движением пальцев, но на развитиеречи, произвольности поведения.
Придумывайте сами, творите! При выполнениидвижения можете помогать ребенку своей рукой. Постепенно пассивное движениеего пальцев с Вашей помощью сделают возможным и его самостоятельные движения.

Упражнения

Кончик большого пальца правой рукипоочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев имизинца - «пальчики здороваются». Те же движения пальцев выполняются левойрукой, затем двумя руками одновременно.
Выпрямить указательный палец правой руки ивращать им - «оса». То же левой рукой, обеими руками - «осы».
Указательный и средний пальцы правой руки«бегают» по столу. То же выполняется левой рукой. Устраивают перегонки.
4 Палицами обеих рук, поднятых к себетыльной стороной, совершать движения вверх- вниз (птички летят, машуткрыльями)
Поочередно сгибать пальцы правой руки,начиная с большого пальца. То же, только сгибая пальцы, начиная с мизинца.
Выполнить два предыдущих упражнения пальцамилевой руки.
Все пальцы, кроме большого, соединитьвместе, большой палец вытянут вверх.
Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставивсверху отверстие (бочонок с водой).
Левая рука в том же положении, указательныйпалец правой руки вставить в отверстие сверху (птичка пьет водичку).
Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложитьдруг к другу (миска, гнездо).
Обе руки в том же положении, что и впредыдущем упражнении, но большие пальцы опустить внутрь (птичье гнездо сяйцами).
Держа пальцы вверх, соединить кончикисреднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх иливытянуть - горизонтально внутрь (ворота, дверь).
Соединить под углом кончики пальцев правой илевой рук (крыша, башня, дом).
Руки а том же положении, только указательныепальцы расположить а горизонтальном положении перед «крышей» (магазин).
Пальцы в том же положении, только большиепальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изображают указательныепальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом, какпродавец и покупатель.
Поднять руки вверх ладонями друг к другу,расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянногопальцев обеих рук (мост, дорога, дом).
Руки в вертикальном положении, прижатьладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы(чаша, цветок).
Прижать руки тыльной стороной друг к другу,опустить пальцы вниз (корни растения).
Вытянуть указательный палец правой руки,остальные пальцы «бегут» по столу (бежит собака, бежит лошадь).
Пальцы правой руки находятся в том жеположении, что в предыдущем упражнении, расставить указательный и среднийпальцы левой руки (они изображают всадника)- посадить «всадника» на «коня» -указательный палец правой руки.
Положил, правую руку на стол, поднятьуказательный и средний пальцы, расставить их (улитка с усиками)
Правая рука, как в предыдущем упражнении,левую руку положить сверху (раковина улитки).
Средний и безымянный пальцы правой рукиприжать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегкасогнуть, поднять руку вверх (кошка).

Игры

Потешка «Прогулка»
Раз - два - три - четыре - пять, пошлипальчики гулять. А вторые догонять, третьи пальчики - бегом.
А четвертые - пешком, пятый пальчикпоскакал,
И в конце пути упал Мозаика, пазлы.

Компьютерные игры

Игры «Гусеница», «Паровозик», «Самолет».

Феноменология
нарушении

Неправильно располагает руки в пространстве,воспроизводит позы зеркально (вместо II и III пальцев показывает IV и V).Воспроизводит позу только правого (указательного) пальца, левый(указательный) палец - игнорирует.

Возможные причины

Нарушение зрительно пространственнойорганизации движений. Односторонняя пространственная агнозия.

Рекомендации

Формирование пространственного мышления уребенка должно происходить на базе его реального ориентирования впространстве. У ребенка, движения которого значительно ограничены, оноформируется позднее. Левшество у детей с правосторонним гемипарезомусугубляет сложность формирования пространственной ориентации. Бороться сэтим можно только многочисленными тренировками.
На первом этапе нужно научить ребенкаориентироваться в собственном теле и осваивать такие понятия как «слева» (отменя) и «справа», «сверху», «снизу», «впереди», «сзади».

Упражнения

Взрослый и ребенок садятся рядом. Взрослыйпросит ребенка повторять за ним движения, при этом псе
действия проговариваются вслух:
правой рукой касается своей левой руки-
левой рукой касается своей правой руки-
правую руку кладет на левое плечо инаоборот-
правую руку кладет па левое колено, левуюруку - на правое плечо, правую руку па правое плечо, левую руку на левоеплечо-
правую руку кладет на левое колено, левуюруку на правое колено, правую руку на правое колено, левую руку на левоеколено:
правой рукой достает левое ухо. левой рукойправое ухо, левой рукой левое ухо, правой рукой правое ухо.
затем эти же упражнения выполняются, когдавзрослый и ребенок сидят друг против друга (лицом к лицу).

Игры

Игра «Зеркало». Взрослый говорит: «То, что яделаю левой рукой, ты повторяй левой рукой». Ориентирование в картинках и привыкладывании фигурок: положи мячик слева от дерева, а солнце над деревом.
Конструирование из геометрических фигур.Ориентирование по картам-схемам. Путешествие по лабиринту.

Компьютерные игры

Лабиринты, «Сложить мозаику», «Соберикартинку» (Nikita).

нарушений

С трудом переключается на новую позу,повторяет одно из предыдущих движений. Не может воспроизвести заданную позу.

Возможные причины

Инертность движений.

Рекомендации

Необходимы упражнения и игры, требующиебыстрого переключения с одной позы па другую.
У детей старшего возраста необходиморазвивать те движения рук, на основе которых затем формируются навыкисамообслуживания, рисования, письма. Важны игры на скорость реакций, сменудвижений пли остановку по сигналу.
Развитие целенаправленных движений рук можноначать с обучения простейшим играм «Ладушки», «Сорока-белобока», «Колечки»,«Щелчки». Эти игры предполагают выполнение определенных действий: погрозитьпальцем, указать пальцем предмет, направление, подозвать пальцем к себе,помахать рукой - «до свидания», погладить рукой по голове, постучать по столуодним пальцем, по очереди - несколькими пальцами или несколькимиполусогнутыми пальцами - «пианино», « дождь идет».
Можно использовать имитационные движения«петушок машет крыльями», « мельницы крутятся крылья», «дровосек колет дрова»и др.

Упражнения

Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцывытянуты вверх, приблизить их (двое разговаривают).
Правую руку согнуть в кулак на нее сверхуположить горизонтально левую руку (стол).
Правую руку согнуть в кулак, а левуюприслонить к пей вертикально (стул» кресло)

Игры

Один из игроков легонько постукиваетуказательным пальцем по ладошке другого игрока
Второй игрок должен внезапно сжать ладонь,стараясь поймать пальчик первого. Первому игроку необходимо успеть отдернутьруку. Задача усложняется, если в игре используются другие пальчики.

Компьютерные игры

Игры «Гусеница», «Паровозик», «Самолет».

Феноменология
нарушений

Не может воспроизвести позу, заданную надругой руке. Справа-налево, слева-направо. Билатеральные нарушения переносапоз с одной руки на другую.

Возможные причины

Нарушение кинестетической основы движений.Нарушение межполушярного взаимодействия.

Рекомендации

По мере развития мелкой моторики кистей рук,расширения и познавательной активности, возрастаниямотивации к выполнению заданий и упражнений целесообразно объединятьупражнения в игровые комплексы по развитию крупной и мелкой моторики вместе,разыгрывая сюжетные ситуации для ребенка. Можно использовать игры-драматизации для ребенка, создавая свой домашний театр. Занятия должныпроводиться непрерывно в течение многих месяцев и лет до достижениямаксимальной компенсации нарушения и социальной адаптации, когда ребенокперестает зависеть от взрослых и сможет активно включиться в жизнь.

Упражнения

Упражнения первого комплекса
«Веер» - Ладони на столе. На счет один-двапальцы врозь-вместе.
Ладошка-кулак-ребро (на счет один-два-три).
«Колечки» - Соединять поочередно с большимпальцем каждый пальчик.
«Человечек» - Указательный и средний пальцыто правой, то левой руки бегают по столу.

Упражнения второго комплекса.
«Козлата» - То же упражнение, но выполняетсяодновременно двумя руками.
«Очки» - Образовать два кружка из большого иуказательного пальцев обеих рук, соединяя их у глаз. «Деревья» - Поднять оберуки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
«Лилия» - Руки в вертикальном положении,прижать ладони обеих рук друг к другу. Затем слегка раздвинуть их. округливпальцы.
Упражнения третьего комплекса.
«Флажок» - большой палец вытянуть вверх, остальныесоединить вместе.
«Гнездо» - Соединить обе руки в виде чаши,пальцы плотно сжаты.
«Птичка» - Соединить большой, указательный исредний пальцы и постучать по столу.
«Рыбка» - Соединить ладошки ровно и покачатьладошками вправо и лево.
Упражнения четвертого комплекса.
«Пчела» - Указательным пальцем правой руки,затем левой руки вращать вокруг.
«Пчелы»- То же упражнение выполняется двумяруками.
«Лодочка» - Концы пальцев направить вперед,прижимая ладошки друг к другу, слегка приоткрывая их. «Солнечные лучи» -Скрестить пальцы обеих рук, поднять руки вверх, растопырить пальцы.
«Черепаха» - Большой палец в кулаке,выставить - спрятать.
Упражнения пятого комплекса.
«Замою> - На счег один - ладони вместе,на счет два - пальцы соединяются в замок.
«Паук» - Пальцы согнуты, медленно передвигаютсяпо столу.
«Лиса и заяц» - Лиса крадется - все пальцымедленно шагают по столу, зайчик бежит - пальцы бегут по столу.
«Бабочки» - Ладони соединить тыльной, махатьпальцами, плотно сжатыми вместе (баночка машет крыльями).
Счет до четырех - Большой палец соединяетсяпоочередно с остальными.

Игры

Потешка
Идут четыре брата навстречу старшему-
«Здравствуй, Большак» - говорят.
«Здорово Васька-указка, Мишка - середка,
Гришка - сиротка, да крошка -Тимошка!»
(Ладошка - мальчики раздвинуть, большойпалец выдвинуть вперед. На вторую фразу - пальцы складываются в щепотку, азатем постепенно большой палец соединяется с указательным, средним и т.д)Потешка
Ну-ка, братцы, за работу! Покажи своюработу!
Большому - дрова рубин., печи топить,
Л тебе поду носить, а тебе обед варить.
А малышке песни петь да плясать, родныхбратьев забавляй..
(Мама и дета обращаются к согнутой в кулачокруке, поочередно разгибают асе пальцы)
Потешка
Сидит белка па тележке, передает орешки,
Лисичке - сестричке.
Мишке толстопятому, заиньке усатому,
(Ребенок загибает но очереди пальцы правой(левой) руки, начиная с большого пальца).

Компьютерные игры

Игры «Гусеница». «Паровозик», «Самолет».

  1. Пространственный праксис

Описание диагностических проб


Код

Функции

№ проб

Проба

Пространственный праксис

Ребенок сидит напротив врача. Врач придает определенноепространственное положение своеП руке, ребенок должен воспроизвести его тойже рукой.

15

«Голосование» - рука согнута в локте и поднята вверх.

16

Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз.

17

Большой палец под подбородком, ладонью сапгталыю, пальцами вперед.

18

Ладонь горнзоталыю к подбородку, пальцами к себе.

19

Ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя.

20

Левая рука касается правого уха.

21

Правая рука касается левого глаза.

Код

Нарушения функции (правильность/неправильность выполнения пробы)

Локализация
нарушения

Оценка
нарушения

Топическая локализация нарушении

2.1

Нс может воспроизвести пространственное расположение руки, путает левую и правую стороны.

Левое полушарне, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля.

Нарушения зрительно- пространственной организации движений.

2.2

Нс может найти заданную часть лица или тела.

Правое полушарие, теменная доля.

Нарушение схемы тела.

2.3

Импульсивно, эхолракенчно воспроизводит заданные пробы, не стремитьсяк коррекции указанных ошибок.

Левое полушарне, лобная доля Правое полушарие, лобная доля.

Нарушен не произвольной регуляции движений.

Диагностика


Коррекция

Феноменология
нарушений

Не может воспроизвести пространственноерасположение руки, путает левую и правую стороны.

Возможные причины

Нарушения зрительно-пространственнойорганизации движений.

Рекомендации

Нарушения пространственного восприятия можнозаметить у ребенка достаточно рано. Например, малыш ни как не может научитьсястроить из кубиков (притом, что движения руками ребенок совершает свободно),собирать разрезные картинки и картинки из кубиков, путает понятия «вверхувнизу», «справа • слева», неправильно употребляет предлоги «под», «над»,«за». Однако чаше подобные нарушения начинают проявляться в дошкольном имладшем возрасте. Так рисуя какой-либо объект, ребенок неправильнорасполагает его в пространстве, не может правильно расположить относительнодруг друга детали объекта, пишет буквы в зеркально отображении или «справа -налево», затрудняется в определении правой и левой сторон, с трудомприобретает навыки конструирования.

Упражнения

Конструирование из кубиков по образцу.Родитель или педагог строит из кубиков башни, дома, выкладывает дорожки ит.д., и просит ребенка сделать также. Если у ребенка это получается плохо,можно взять его руки в свои и действовать его руками. Ребенку старшеговозраста следует предложить занятия с конструктором- складывание разрезныхкартинок. Вы можете взять любую предметную картинку и для начала разрезать еена две части, а затем попросить ребенка сложить эту картинку, постепенноусложняя задание - на 4, 8,12 частей.

Игры

Игра. Ребенку завязываем глаза. Он долженчувствовать себя комфортно, без страха упасть, лучше это делать на мягкомковре. Он знает, что где-то рядом с ним кладут или держат игрушку или что-товкусное. Ее местонахождение мама называет одним словом, например, «впереди»,на ощупь ребенок должен ее найти. В первое время ему необходимо помогать,подавая голос от игрушки или наклоняя его корпус в сторону игрушки.
Конструкторы, лоски-вкладыши (доска Сегена),кубики, аппликация, оригами (складывание фигурок из бумаги).

Компьютерные игры

Комплекс КПФК-99.

Феноменология
нарушения

Не может найти заданную часть лица или тела.

Возможные причины

Нарушение схемы тела.

Рекомендации

Для развития представлении ребенка о схеметела можно проводить следующие упражнения. Ребенка сажают перед зеркалом и просят показатьчасти своего тела: «Покажи свою правую руку, левую ногу, левый глаз» и т. д.,«Правой рукой коснись левой ноги, левого плеча» и т.д.. потом просят все то же самое показать на кукле.
Ориентирование по картам-схемам. Нарисуйтекарту дороги, а отдельно к пей предложите маршрут, начерченный отдельно илиобъясненный на словах: «вперед», «потом направо», «потом вперед» и т.д.
К 10 годам нужно начинать учить изображатьпространство на плоскости. Для этого возьмите деревянный кубик, наклейте паразные его поверхности разноцветную бумагу. Нарисуйте остов кубика и, по-разному выставляя деревянный кубик перед ребенком, раскрашивайте рисуноксоответствующими цветами.

Упражнения

Па первом этапе перед маленьким ребенкомсажают игрушку (куклу) и демонстрируют: где у куклы ручки, где ножки, на лицеглазки, носик и т.д., все это еще раз повторяют, демонстрируя на самомребенке
Потом попросите ребенка показать своп ручкии ножки. Затем куклу можно повернуть спиной, вниз головой, положить на бок ит.д.
На втором этапе мама и ребенок меняютсяместами. Эта задача намного сложнее, т.к. ребенок должен понять, с какойстороны он держит игрушку по отношению нс к себе, а к маме.
Ориентирование в картинках и прираскладывании фигурок: положи мячик слева, а солнце над деревом.

Игры

Игра «Угадай». Взрослый берет ребенка заруки и задает провокационный вопрос: «Я держу тебя за ножки?» и т.д. Ребенокдолжен ответить. Если ответ ошибочный введите игровой штраф и. наоборот,поощрение.
Составление узоров из геометрических фигур.Составление фигур из разрозненных деталей. Примерные задания: «Человечек»,«Лицо», «Лошадь», «Медвежонок», «Автомобиль». Игра в пазлы по составлениюкартинок.
Игра «Что это?». Вы показываете ребенкуконтурное изображение каких-либо предметов или только какие-то детали от них,а ребенок должен узнать, что это за предметы.

Компьютерные игры

«Kiddi 1», «Собери картинку», «Нарисуй».

Феноменология
нарушений

Импульсивно, эхопракепчно воспроизводитзаданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок ;

Возможные причины

Нарушение произвольной регуляции движений.

Рекомендации

Произвольность эго важная составляющаядеятельности. Произвольность подразумевает:
понимание или наличие цели деятельности,например «надо сделать движение».
наличие программы действия (как сделать),
понимание значимых условий деятельности(поднять руку, чтобы достать),
возможность коррекции ошибок (контроль).
Задания должны быть связаны определеннымиусловиями, например, делать что-либо по образцу, этапность выполнения заданиясравнение результата с образцом и коррекция ошибок.
Для коррекции этих нарушений необходимоорганизовывать занятия с ребенком, когда основной установкой этих занятийявляется именно осознание неправильности движения и траектории правильного движения. Конструирование понаглядному образцу, по рисунку, по словесному описанию и по замыслу (передначалом работы - описать особенности задуманной постройки).

Упражнения

Покажите ребенку сюжетную картинку ипопросите его назвать, что нарисовано в середине, чтослева, вверху и т.д.
Можно на лист бумаги наклеить несколькокартинок в центре и по углам, попросить ребенка показать и назвать предмет,расположенный в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в середине и т.д.Ребенок рисует геометрические фигуры под диктовку взрослого: «Нарисуйтреугольник в верхнем левом углу, справа от пего квадрат, под ним круг и т.д.Обязательно для ребенка просто рисование. Гуляя с ребенком, при этомуточняете, что находится, в каком месте повернете направо, что находитсяслева и т.д.

Игры

Игра в «Кривое зеркало»: то, что я делаюлевой рукой, ты повторяй левой рукой м т.д.
Игра «Загадочные фигуры». Игроки принимаютразличные позы, а ведущий должен отгадать, что постарались изобразить дети.И, наоборот, ведущий игрок задает «фигуры», которые следует изобразить
Игра «Расставь мебель» - просят ребенкарасположить карточки с рисунками предметов мебели расположить на схемекомнаты.
Игра «Собери квадрат». Взрослый вырезает изкартона несколько квадратов разных цветов и разрезает каждый квадрат панесколько частей. Задание для ребенка: 1 - разложи части квадратов но цвету. 2собери из кусочков квадратики.
Настольные игры, связанные с передвижениемфишек. Лепка.

Компьютерные игры

«Собери картонку» «Посчитай», лабиринты.

Код

Функции

№№ проб

Проба

За

Смена трех положении кисти

Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положениякулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей постолу плашмя.

22

Задание выполняется правой рукой.

23

задание выполняется левой рукой.

36

Выполнение
графических
проб

24

Ребенку предлагается рисовать заданный узор правой рукой в течение 20сек.

25

26

За

Рецппрокная
координация

27

Ребенку предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжатав кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменятьположения обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую.

Диагностика


Код

Нарушения функции (прлвильность/ неправнльность выполнения пробы)

Локализация
нарушения

Оценка
нарушения

Топическая локализация нарушений

3.1

Не может плавно переходить от одного движения к другому. Движенияразорваны, изолированы друг от друга.
Праоая рука и билатерально.

Левое полушарие, лобная доля.

Нарушение динампче- ской органи- заиин движении.

3.2

Не может плавно переходить от одного движения к другому. Движенияразорваны, изолированы друг от друга.
Левая рука.

Правое полушарие, лобная доля.

3.3

С трудом переключается с одного движения на другое, персевери- руетпрежние движения.
Правая рука и билатерально.

Левое полушарие, лобная доля.

Инертность
движений.

3.4

С трудом переключается с одного движения па другое, перссверн- рустпрежние движения
Левая рука

Правое полушарие, лобная доля.

3.5

Неправильно воспроизводит пространственное направление движений.

Левое полушарие, теменная доля. Правое полушарие, теменная доля

Нарушение пространственной организации движений.

3.6

Не может одновременно изменять положение обеих рук, движение каждойруки производит изолированно, уподобляет движения обеих рук.

Срединные отделы: межполушарные комиссуры.

Нарушение
реципрокиой
организации
движений.

3.7

В той же пробе отстает правая рука

Левое полушарие, лобная доля.

Дезавтома-
тнзацпя.

3.8

В той же пробе отстает левая руки

Правое полушарие, лобная доля.

3.9

Воспроизводит движения только правой руки, игнорируя левую руку.

Правое полушарие, теменная доля. Срединные отделы: межполушарныекомиссуры.

Игнорирование левой руки.

Коррекция


Феноменология
нарушении

 движенияк другому- движения разорваны, изолированы друг от друга.
С трудом переключается с одного движения надругое, персеверирует прежние движения.

Возможные причины

Нарушение динамической организации движений.Инертность движений.

Рекомендации

Вначале сами попробуйте четко, не торопясь,произнести скороговорку с одновременным движением рук, а затем проделайте этовместе с ребенком. Если у малыша не будет получаться, возьмите его ручки всвоп и вместе выполните все движения от начала до конца.
В процессе работы можно менять интонации,темп, ритм.

Упражнения

Ладони поочередно ударяют о край стола.
Обе ладони лежат на столе. Затем,поочередно, одна - сжимается в кулак, другая - распрямляется.
Обе ладони лежат на столе, одновременно спроизнесением скороговорки правая рука скользит по столу и очерчивает круг, алевая скользит вниз.
Кулак правой руки лежит на столе, на слово«ежата» - кулак распрямляется, пальцы подняты, и распрямить в стороны. Ладоньлевой руки лежит на столе, на слово «ужата» - пальцы растопырить на столе.Ладони - на себя, все пальцы кроме больших - переплетены, большие пальцы -это «уши медведя», выставлены наверх. На слова «на горке» - ладони от себявверх - образуют «горку».
Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты.С одновременным произнесением слов распрямляем пальцы и вновь сжимаем в«замою».
Ладони обеих рук поставлены на ребро. Накаждое слово - ладони поочередно «шагают» вправо и влево, затем «ложатся»ладошками па стол.

Игры

«Барабаны»
Пара барабанов.
Пара барабанов,
Била бой.
Идут бобры В сыры боры.
Водовоз вез воду из под водопровода.Проворонила ворона вороненка. Полпогреба репы, полпогреба гороха.

Компьютерные
Феноменология
нарушения

«Игры «Гусеница», «Паровозик», «Самолет»,«Глаз».

Неправильно воспроизводит пространственноенаправление движений.
Замена правой руки на левую. Ошибкипространственного расположения рук. Путание левой и правой стороны. Этосвязано с дефектами движения рук в пространстве.

Возможные причины

Нарушение пространственной организациидвижений. Нарушение пространственного гнозиса.

Рекомендации

Необходимо постепенно сформировать у ребенкапространственные представления «вверху-внизу», «справа-слева»,«впереди-сзади», определить правильно ли понимает и употребляет ребенокпредлоги «над», «под», «за», «в», «перед». Необходимы игры с целью развитияправильных движений и их правильной ориентации в пространстве.

Упражнения

Выполняйте упражнения вместе с ребенком так,чтобы ребенок видел Вас, и мог за Вами повторять. Если ребенок не может самвыполнять упражнения, возьмите его руки в свои и выполните его рукамидвижения. Перед началом занятий необходимо показать ребенку и проговоритьвслух направления движений. Примеры упражнений.
Взмахи двумя руками в сторону -горизонтально до уровня плеч, затем вниз к бедрам.
Летели две птички собой невелички,
Как они летели,
Вес люди глядели.
Взмахи двумя руками одновременно па уровнепояса влево-вправо. Взмахи одной рукой, каждой по отдельности влево-вправо.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда.
Делай «раз» и делай «два».
Руки подняты вверх, над головой и касаютсякончиками пальцев (ракета), затем опускаются в стороны - на уровне плеч.
Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолет.
Упражнения повторяется 3-4 раза.

Игры

Необходимы книжки-раскраски, книжки с играмилабиринтами.
Игра « Ладошки». Ребенок должен выполнятьдействия по команде взрослого, который управляет игрой и «Ладошки над столом» - ребенок долженпереместить свои ладошки, ладошки «за спиной», «ладошки под подбородком»,«ладошки над головой». Если ребенок ошибается - штраф, если выполняетправильно - приз. Постепенно можно увеличивать темп игры.
Игра «Кто в домике живет». Подготовьте,рисунок 2-3 этажного домика и картинки с изображением зверей. Попроситеребенка расселить зверей, при этом, проговаривая, например- «волк живет навтором этаже над квартирой зайца». Просите ребенка описать, где живут звери.С целью развития пространственных представлений необходимы игры наформирование временных понятий. Время дня - утро, полдень, вечер,представления о днях недели и их последовательности, о временах года и ихпоследовательности. о числе и последовательности месяцев в году.
Игра «Строят рисунок из спичек».

Компьютерные игры

«Самолет». «Часы», «Собери картинку»,«Нарисуй», «Нарисуй лицо», «Время».

Феноменология

Не может одновременно изменять положениеобеих рук, движение каждой руки производит изолированно, уподобляет движенияобеих рук.

Возможные причины

Нарушение реципрокной организации движений.

Рекомендации

Кроме физических двигательных упражнений,необходимы упражнения на различные графические пробы - это детские прописи,где необходимо обвести контуры рисунков.

Упражнения

Упражнения следует выполнять с «открытымиглазами», затем повторить их с «закрытыми глазами».

Игры

Игра «Кошечка» - ребенок должен изобразитьдвижения - кошечка «царапает», «гладит» - вместе двумя руками, изолированнокаждой рукой, проговаривания вслух, проговаривая «про себя», без проговаривания.

Компьютерные игры

«Самолет», «Глаз».

Феноменология
нарушении

При выполнении движений отстает` одна рука.

Возможные причины

Рекомендации

Необходимы игры, направленные паодновременные действия двумя руками. Упражнения следует выполнял. сначала вмедленном темпе, постепенно ускоряя темп. При этом контролируете совместно сребенком правильность выполнения заданий. Сначала ребенок может громкосчитать при выполнении упражнения, затем - тихо проговаривать счет, потом считать«про себя».

Упражнения

Игры

Игра «Камень, ножницы, бумага». «Камень» -рука сжата в кулак- «ножницы» - большой, безымянный палец и мизинец сжаты вкулачок, а пальца указательный и средний пальцы выпрямлены и разжаты,«бумага» - ладонь раскрыта.
Играют вдвоем. Дети хором говорят «Камень,ножницы, бумага- раз, два три» и в такт качают кулачком
Закончив проговор тут же из кулачка «строят»то, что хотят показать - «камень», «ножницы» пли «бумагу» Ножницы режутбумагу - ножницы побеждают, бумага завертывает камень - бумага побеждает,камень тупит ножницы - камень побеждает. Игра учит правильности, быстротедвижений и взаимодействию в игре.

Компьютерные игры

«Самолет».

Феноменология
нарушений

Воспроизводит движения только правой руки,игнорируя левую руку.

Возможные причины

Игнорирование левой руки.

Рекомендации

Упражнения строятся следующим образом:правая рука должна быть «занята», все действия выполняются только левойрукой.

Упражнении

Игры

Игра. В правой руке ребенок держит мячик, алевой рукой должен поймать конфетку.

Компьютерные игры

«Самолет». «Глаз», «Паровозик».

Код

Функции

№№

Проба

4

Оценка ритмов.

28

Одиночные «пачки» (11 и 111).

29

Серии «пачек» (IIIIII или III III III).

Воспроизведение

Врач выстукивает ритм, ребенку предлагаетсяповторить его.

ритмов по слу;

30

Простые ритмы: IIIIII

ховому образцу.

31

II III III

32

II II II.

33

Акцентированные ритмы: II III II III II III

34

III 11 III II III II.

Воспроизведе;

Ребенку предлагается выполнять ритмы поречевой инструкции .

ние ритмов по

35

Стучать «по 2 раза», «по 3 раза».

инструкции.

36

Стучать «по два раза сильно, и по 3 разаслабо».

Диагностика
Нарушения функции (правильность/неправильность выполнения пробы)    
Не может определил, количество уларов, сказать одинаковыми или различными являются два предъявляемых друг за другом ритма
Не может воспроизвести ритмы ро заданному образцу, не улавливает структуру ритма
Делает лишние удары, затрудняется при переходе от одного ритма к другому, персевсрирует прежним ритм.
Забывает заданный ритм, теряет структуру ритма в ходе его выполнения
Не может выполнить ритмы по инструкции (при возможности их воспроизведения по образцу).
Коррекция
Локализация
нарушения
Оценка
нарушения
Топическая локализация нарушений
Левое полушарие, височная доля. Правое полушарие, височная доля.
Левое полушарие.
внеочная доля. Правое полушарие, височная доля.
Левое полушарие, лобная доля.
Левое полушарие, внеочная доля. Правое полушарие, височная доля.
Левое полушарие, лобная доля.
Нарушение
слухового
восприятия.
Инертность
движений.
Слабость акустических следов.
Нарушение
произвольной
регуляции
движений





Феноменология
нарушений

  сказать одинаковыми или различными являютсядва предъявляемых друг за другом ритма.
Не может воспроизвести ритмы по заданномуобразцу, не улавливает структуру ритма.

Возможные причины

Нарушения слухового восприятия.

Рекомендации

Обычно к трем годам дети обладают достаточнобольшим объемом слуховых впечатлений, однако, они еще нс умеют управлятьсвоим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру,характеру, ритмичной структуре. Способность слушать и понимать звуки невозникает сама собой даже при наличии острого природного слуха, его нужноцеленаправленно развивать. Общая цель игр - открыть для ребенка мир звуков.
Для успешного формирования целенаправленногослухового восприятия необходимо соблюдать два основных условия. Во-первых,нужно обязательно отделить «загадочный» звук от других звуковых впечатлений.Для этого нужна полная тишина в момент загадывания и отгадывания загадок.Во-вторых, нужно сделать так, чтобы ребенок не мог видеть источник звука.

Упражнения

Необходима тренировка слуха (остаточногослуха). Речевое звучание (шепот, громкая речь)
Неречевые звучания - бытовые шумыпогремушки, игрушки-пищалки, барабан, скрип двери, постукивание ложками,деревянный колокольчик, тиканье часов.

Игры

Игра «Угадай» Для игры нужны три озвученныеигрушки, контрастные по тембру и характеру издаваемых звуков
Вариант 11 погремушка, колокольчик и детскаягармошка.
Вариант 2 озвученная неваляшка, барабан,пищащая резиновая игрушка
Вариант 3 игрушечная музыкальная шарманка,бубен, деревянные ложки. Перед началом игры следует продемонстрироватьребенку предмет и как он звучит.
Затем посадить ребенка так, чтобы он невидел звучащий предмет и издать звук (этим предметом) Ребенок должен отгадатькакой предмет звучал

Компьютерные юры

Феноменология
нарушении

Делает лишние удары, затрудняется припереходе от одного ритма к другому, персеверирует прежним ритм

Возможные причины

Инертность движений.

Рекомендации

Нужны ритмичные игры на скорость реакции,например, остановка или смена движений точно по сигналу

Упражнения

Упражнения на прослушивание ритмичныхзвуков.

Игры

Игры «Замри - отомри». Под ритмичную музыкудети двигаются На команду «замри» - дети замираю г и той позе, в какой из поззастала команда На команду «отомри» - начинают двигаться, стараясь попасть втакт музыки Игра «Повтори»
Включите ритмичную музыку. Возьмите ладошкуребенка и постукивайте слегка по ней карандашиком и такт музыки Этоупражнение позволит ребенку почувствовать ритм.

Компьютерные игры

Феноменология
нарушений

Забывает заданный ритм, теряет структуруритма в ходе его выполнения
Нс может выполнить ритмы по инструкции (привозможности их воспроизведения по образцу)

Возможные причины

Слабость акустических следов Нарушениепроизвольной организации движений

Рекомендации

Для успешного развития слухо-моторнойкоординации очень важно проводить игры систематически

Упражнения

Различные ритмичные упражнения назапоминание (от простого ритма к более сложному)

Игры

Игра «Барабанщик». Взрослый отбивает ритм,ребенок должен вместе с взрослым отбивать ритм на барабанчике Затем ребенокдолжен попытаться по памяти повторить ритм самостоятельно Ритм постепенноусложняют
Игра может повторяться с любым звучащимпредметом (ксилофон, колокольчик и пр )

Компьютерные игры

  1. Стереогноз

Код

Функции

№№ проб

Проба

5

Сэереогноз

Глаза ребенка закрыты. Врач вкладывает предмет в его руку. Ребенокдолжен на ощупь узнать его (используются хорошо знакомые предметы: по три вкаждую руку, расческа, ключ, булавка).

37

Ощупывание предметов правой рукой.

38

Ощупывание предметов левой рукой.

Диагностика

Коррекция


Феноменология
нарушения

Не узнает ощупываемый предмет в правой (илилевой, или совместно) руке.

Возможные причины

Нарушение сенситивного гнозиса. Нарушенотактильное опознание предмета (нарушено опознание отдельных признаковпредмета, нарушен синтез этих признаков в единое целое)

Рекомендации

Необходимо знакомить ребенка не только спредметами различной формы, выполненными из различных материалов, но такжеважно расставлять акценты при знакомстве с предметами на отдельных егохарактеристиках Например, шар - круглый, у кубика - есть острые грани, естьуглы и пр. Перед тем как лап. ребенкуощупать предмет с открытыми глазами, следует назвать предметы, описать егосвойства и формы словами, затем все то же проделать с закрытыми глазами.

Упражнения

Дайте ребенку пощупать гладкую поверхность,шершавую, пушистую, мягкую. Попросите ребенка описать свойства предметов иматериалов словами.

Игры

Игра «Волшебный мешочек». В мешочек кладутпредметы различной формы. На столе находятся вторые экземпляры этих предметов.Ребенку предлагают взять в руки предмет ощупать его, а затем найти и«Волшебном мешочке», не подглядывая. На втором этапе игры ребенку называютпредмет и просят его. не подглядывая, найти в мешочке.
Упражнения
Вдеть на ощупь шнурки в ботинки, застегнутьпуговицы
Выстроить матрешек по порядку с закрытымиглазами
Игра «Отгадай»
Возьмите ладошку ребенка, попросите закрытьглаза. Дотрагивайтесь до ладошки различными предметами - ребенок долженотгадать, на что это похоже.
Возьмите ладошку ребенка попросите закрытьглаза. «Нарисуйте» на ладошке что-нибудь тупым предметом. Ребенок долженотгадать, что Вы «нарисовали».

Компьютерные игры

Феноменология
нарушении

Узнает ощупываемый предмет, но не можетназвать его, при сохранности правильного описания свойств предмета

Возможные причины

Амнестическая афазия.

Рекомендации

Необходимо проводить с ребенком упражнения.Например, показывают и называют предмет, затем ребенку дают ощупать предмет,и просят его назвать, после того, как предмет назван, с открытыми глазамипредложи те - описать его свойства, затем ребенок закрывает глаза и называетпредмет, описывает его свойства с закрытыми глазами. Если с первого разаребенок не может выполнить задание, все повторяю`! сначала.

Упражнения

Игры

Возможные причины

Тактильная аномия.

Рекомендации

На занятиях важным моментом является участиеобеих рук. Например, ребенок сначала берет предмет в правую руку (с помощью этой руки он можетпровести тактильное опознание предмета) ощупывает его с закрытыми глазами,называет и описывает его свойства, зятем с закрытыми глазами этот- предмет-ощупывается двумя руками одновременно, обследуется предмет с открытыми изакрытыми глазами, затем предмет остается только в левой руке и ребенокпытается назвать его.

Упражнения

Игры

«Волшебный мешочек»

Компьютерные игры

  1. Зрительный гнозис

Описание диагностических проб


Код

Функции

№№ проб

Проба

6

Зрительный
гнозис

Ребенку предлагаются различные предметныеизображения, которые он должен узнать (несколько изображений на одном листе).

39

Реалистические изображения.

40

Схематические изображения.

41

Наложенные изображения.

42

Ребенку предъявляется сюжетная картинка ипредлагается рассказать, что на ней изображено.

43

Ребенка просят показать называемый объект(используются те же картинки, что при исследовании зрительного гнозиса).

Диагностика


Код

Нарушения функции(правильность/неправильность выполнения пробы)

Локализация
нарушения

Оценка
нарушения

Топическая локализация нарушений

6.1

Не узнает изображения.

Левое полушарие, затылочная доля. Правоеполушарие, затылочная доля. Срединные отделы, Межполушарные комиссуры.

Нарушение
зрительного
восприятия.

6.2

Не может называть изображения, забываетназвания предметов.

Левое полушарие, височная доля.

Амнестическая афазия.

6.3

Не называет и не указывает объекты,расположенные слева, игнорирует левую сторону

Правое полушарие, височная, теменнаязатылочная доли. Срединные отделы, Межполушарные комиссуры.

Односторонняя пространственная агнозия.

6.4

Называет предметы в обратнойпоследовательности, справа- налево.

Левое полушарие, теменная доля. Правоеполушарие, теменная доля. Срединные отделы, Межполушарные комиссу

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее