Невроз и давление
Является ли повышенное давление неврозом? Если понимать невроз как функциональное нарушение высших отделов мозга, то, конечно, на этот вопрос надо дать утвердительный ответ.
Другое дело, что невроз понятие слишком широкое и не всякий невроз может привести к гипертонической болезни. Невроз лежит в основе многих патологических состояний, которые не приводят к повышению давления и не сопровождаются им. У лиц, страдающих неврастенией, психастенией, истерией, обычно не чаще, а скорее реже обнаруживается гипертония по сравнению с людьми, у которых эти функциональные нарушения нервной системы отсутствуют. Когда мы говорим о нервном (функционально-нервном) происхождении гипертонии, совсем не следует искать у больных выраженных проявлений психоневротической патологии. Ни неврастения, ни истерия сами не ведут к развитию гипертонической болезни. В этом смысле мы говорим иногда, что в основе последней лежит невроз особого типа. Невропатологи склонны отрицать такой лежащий в основе гипертонии «невроз особого типа». Но отрицать существование расстройств нервной деятельности функционального, обратимого характера, лежащих в истоках гипертонической болезни, нам представляется в данное время просто невозможным.
Можно не настаивать на термине «особый тип невроза», если невропатологи не склонны с неврологической стороны видеть какие-либо черты, характерные для невротических нарушений при гипертонии, отличающиеся от таковых при других неврозах. Но с кардиологической точки зрения эти отличительные черты давления при неврозе достаточно бросаются в глаза: это вовлечение сосудодвигательного аппарата со склонностью к прессорным реакциям. Именно этот простой и очевидный признак отличает гипертоническую болезнь в ее начале от других форм функциональных нарушений нервной системы. Другой вопрос, каков механизм развития именно данной особенности невроза, но обсуждение его выходит за рамки рассмотрения этиологии и должно быть отнесено к главе о патогенезе болезни.
Видео: Панические Атаки, ВСД, Гипертонический Криз | Я Мерил Давление Каждые Пол Часа | Отзыв Олега Наумова
Изучая этиологические факторы, в данном случае возбуждающие нервную систему влияния, порождающие невроз, мы ни на минуту не должны забывать состояние воспринимающей эти влияния нервной системы. И. П. Павлов, изучая экспериментальные неврозы, писал, что развитие заболевания зависит от типа нервной системы. Применительно к гипертонической болезни это значит, что при внешних невротизирующих воздействиях та или иная форма болезни зависит от состояния («типа») нервной системы. Можно поэтому полагать, что специфика «гипертонического» невроза лежит не только (и даже, может быть, не столько) в характере нарушающих высшую нервную деятельность воздействий, сколько в особенностях тех нервных аппаратов, которые проявляют повышенную прессорную реактивность, приводящую к развитию гипертонии. В значительной степени она наследственна, о чем уже было достаточно сказано.
Применительно к учению о лежащем в основе повышенного давления неврозе особенно важно коснуться вопроса о том, насколько его развитие обусловлено так называемыми типологическими чертами заболевшего. Вопрос о типологических особенностях человека пока не вышел за рамки изучения его упрощенными методами, о которых уже говорилось- они несомненно далеко не достаточны для понимания личности человека и дают лишь схематические материалы для суждения о характере основных нервных процессов — возбуждения и торможения, их степени уравновешенности. Многочисленные исследования в данном направлении, не оправдали тех надежд, которые мы вначале на них возлагали. Результаты этих исследований не дали ключа к пониманию эндогенных особенностей, лежащих в основе по крайней мере внутренних болезней. «Тип» высшей нервной деятельности мог быть весьма различен у больных, страдающих одной болезнью- с другой стороны, при самых разнообразных заболеваниях можно было обнаружить у больных сходные типологические черты.
В частности, при гипертонии обнаруживалось, по одним авторам, преобладание лиц с так называемым слабым типом нервной системы, по другим — лиц с так называемым сильным типом. Большинство врачей согласно с тем, что у больных гипертонией имеются черты инертного типа, но неизвестно, не является ли эта особенность скорее результатом влияния самой болезни. К тому же при некоторых других болезнях — язвенной болезни, коронарной недостаточности и ревматизме — разными авторами получены также те или иные «преобладания» типологических черт. Но и у здоровых людей можно найти группы с типологическими особенностями. Поэтому определение типологических черт нам представляется недостаточно четкой основой для оценки эндогенных особенностей, предрасполагающих к гипертонической болезни. Если говорить о нервно- психическом облике людей с наклонностью к гипертонии на основе общей клинической оценки, то среди них преобладают безусловно лица с сильными нервными процессами. Это в большинстве люди энергичные, работоспособные, обладающие волей и упорством- следовательно, их никоим образом нельзя причислить к астеническому типу, а скорее надо отнести к гиперстеническому типу нервной деятельности. Сильные нервные процессы, преимущественно возбудительные, приводят к усиленным тормозным реакциям, что в конце концов истощает процессы торможения и приводит к фазовым состояниям, к инертным, застойным и парадоксальным неадекватным реакциям, как об этом говорилось выше.
Видео: Как избавиться от страха | #панические #атаки #тревога #всд #па #невроз #приступ #навсегда #самому
Имеется еще один веский аргумент, говорящий в пользу давления и невроза: эффективность профилактики и терапии высокого давления посредством мер, направленных на восстановление нормальной функции центральной нервной системы. В медицине, как известно, эффективность определенной терапии неоднократно способствовала раскрытию происхождения болезни. Примерами могут служить анемия Бирмера, диабет. При гипертонической болезни (по крайней мере в более ранних ее стадиях) решающий терапевтический эффект оказывают средства, направленные на ослабление или прекращение невротического состояния и повышенной реактивности нервно-сосудистых центров. Даже в более поздних стадиях болезни удается получить выраженный терапевтический результат (в виде ремиссии болезни, а иногда и прекращения ее развития) именно с помощью лекарств, действующих на определенные уровни вазопрессорного нервного аппарата. Только частично в терапии гипертонической болезни оказываются полезными агенты иного фармакологического действия (направленные на водно-солевой баланс), что, конечно, не говорит против общего вывода, согласно которому именно нейротропная терапия определяет главный успех в борьбе с давлением при неврозе. Эта практическая сторона должна теперь учитываться в большей мере при рассмотрении вопроса об этиологии болезни, чем это делалось раньше, когда сколько-нибудь эффективной терапии гипертонии вообще не существовало.