Врожденный токсоплазмоз
Врожденный токсоплазмоз может быть следствием бессимптомной инфекции у женщины с нарушениями иммунитета (например, вызванных приемом глюкокортикоидов или ВИЧ-инфекцией).
Генетика
У монозиготных близнецов особенности поражения чаще всего сходны, а у дизиготных близнецов проявления обычно различны. Так, выявление тяжелых проявлений у одного из дизиготных близнецов сопровождалось диагностированием бессимптомного токсоплазмоза у другого. Кроме того, врожденный токсоплазмоз возник только у одного из двух диэиготных близнецов. HLA класса II DQ3 чаще встречается у больных СПИДом с антителами к Т. Gondii и токсоплазмозным энцефалитом, чем у больных с антителами к Т. gondii, у которых нет СПИДа и токсоплазмозного энцефалита, у детей с врожденным токсоплазмозом и гидроцефалией по сравнению с такими же детьми без гидроцефалии. Среди детей с гидроцефалией не встречалось гомозиготных по аллелю HLA-DQ3, несмотря на ожидаемое преобладание этой ситуации. Эти сведения говорят о том, что присутствие HLA-DQ3 может оказаться особенно неблагоприятным для плода, инфицированного токсоплазмозом на ранних сроках беременности.
Спектр и частота симптомов
Врожденный токсоплазмоз может проявляться как легкое или тяжелое заболевание новорожденного с началом на первой неделе жизни, кроме того, последствия или рецидив ранее недиагностированной инфекции могут возникнуть в любое время в грудном возрасте и позже. Спектр проявлений врожденного токсоплазмоза в перинатальный период очень широк: от отставания развития от гестационного возраста, преждевременных родов, периферических рубцов сетчатки, упорной желтухи, легкой тромбоцитопении и плеоцитоза СМЖ до классической триады — хориоретинита, гидроцефалии и внутричерепных кальцинатов. Инфекция может привести к гемолитической болезни новорожденных, водянке плода и перинатальной смерти. Более 50% грудничков с врожденным токсоплазмозом в перинатальном периоде расцениваются как здоровые, но почти у всех из них позднее поражаются глаза. Такие неврологические симптомы у новорожденного, как судороги, симптом «заходящего солнца» и увеличение окружности головы, могут говорить о значительном повреждении головного мозга. Однако те же симптомы наблюдаются при энцефалите без выраженного разрушения или со сравнительно слабым воспалением вокруг сильвиева водопровода, которое приводит к его обструкции. При своевременном лечении симптомы исчезают, а дети могут развиваться нормально.
Диагноз токсоплазмоза у большинства грудных детей предполагают на основании данных массового серологического обследования беременных, которое выявляло женщин с острым приобретенным токсоплазмозом.
Обычное обследование новорожденных с врожденным токсоплазмозом нередко дает нормальные результаты, однако при более тщательном обследовании удается выявить серьезную патологию.
Видео: Причины неудовлетворительного зрения
Врожденный токсоплазмоз, который клинически проявился на первом году жизни, имеет широкий спектр симптомов. Более чем у 80 % детей IQ был меньше 70, у них наблюдались судороги и значительное ухудшение зрения.
Поражение кожи. Кожные проявления у грудных младенцев с врожденным токсоплазмозом включают высыпания, петехии, экхимозы или крупные кровоизлияния вследствие тромбоцитопении. Высыпания могут быть точечными, диффузными пятнисто-папулезными, чечевицеобразными, глубокими сине-красными, пятнистыми с четкими краями, диффузными синеватыми и папулезными. Описаны пятнистая сыпь, захватывающая все тело, в том числе ладони и подошвы, эритродермия и кожные кальцинаты. Желтуха возникает вследствие токсоплазмоза печени или гемолиза, цианоз обусловлен интерстициальной пневмонией, отеки — миокардитом или нефротическим синдромом. Желтуха и конъюгированная гипербилирубинемия могут сохраняться месяцами.
Видео: Иммунитет! Как сформировать свою защиту?
Системные проявления. От 25 до более 50% детей с клиническими проявлениями токсоплазмоза рождаются недоношенными. Оценка новорожденного по шкале Апгар нередко низкая. Возможна внутриутробная задержка развития и нестабильность терморегуляции. Прочие системные проявления включают лимфаденопатию, гепатоспленомегалию, миокардит, пневмонию, нефротический синдром, рвоту, диарею и трудности при кормлении. Наблюдаются полосы просветления в метафизах и неровность линий предварительного окостенения без периостальной реакции в эпифизах ребер, бедренных костей и ПОЗВОНКОВ. Врожденный токсоплазмоз можно ошибочно принять за гемолитическую болезнь новорожденных вследствие изосенсибилизации, однако проба Кумбса при врожденном токсоплазмозе, как правило, отрицательна.
Эндокринные болезни могут быть либо вторичными вследствие поражения гипоталамуса или гипофиза, либо обусловленными поражением органов-мишеней. Отмечены такие эндокринные болезни, как микседема- персистирующая гипернатриемия с несахарным диабетом, чувствительным к АДГ, без полиурии и полидипсии- преждевременное половое созревание и частичный передний гипопитуитаризм.
Поражение ЦНС. Неврологические проявления врожденного токсоплазмоза варьируют от массивной острой энцефалопатии до едва различимых неврологических синдромов. Токсоплазмоз следует предполагать при любом недиагностированном неврологическом заболевании у ребенка до 1 года, особенно в сочетании с поражением сетчатки.
Единственным клиническим неврологическим проявлением врожденного токсоплазмоза может оказаться гидроцефалия. Гидроцефалия может быть компенсированной или требовать установки шунта. Болезнь проявляется в перинатальный период, прогрессирует после него или, реже, проявляется позднее. Эпилептические припадки многообразны и включают фокальные моторные, большие и малые припадки, мышечные подергивания, опистотонус и гипсаритмию, которая может исчезнуть при лечении АКТГ. Поражение спинного и продолговатого мозга проявляется параличом конечностей, затруднением глотания и дыхания. Микроцефалия обычно свидетельствует о тяжелом повреждении мозга, однако у некоторых детей с микроцефалией, получивших лечение от врожденного токсоплазмоза, отклонений на первых годах жизни не наблюдалось. Если симптомы врожденного токсоплазмоза проявились на первом году жизни, то без лечения значительно снижаются когнитивные способности и возникает задержка развития. Низкий интеллект также наблюдался у некоторых детей с бессимптомным токплазмозом, несмотря на лечение пириметамином и сульфаниламидами. Эпилептические припадки очаговые двигательные нарушения могут возникнуть и после периода новорожденности, даже если на момент рождения инфекция была бессимптомной.
Патология СМЖ имеется по меньшей мере у трети больных новорожденных. При врожденном токсоплазмозе возможно местное образование в СМЖ антител к Т. gondii. КТ головного мозга с контрастированием — информативный метод, позволяющий обнаружить кальцинаты, определить размер желудочков, выявить очаги активного воспаления и порэнцефалические кистозные структуры. Кальцинаты встречаются в любом отделе головного мозга, однако излюбленной их локализацией служат хвостатое ядро (т. е. область базальных ганглиев), сосудистые сплетения под эпендимой. Для оценки размера желудочков в динамике целесообразно использовать УЗИ. Чтобы обнаружить очаги активного воспаления, применяется МРТ, КТ и сцинтиграфия головного мозга.
Видео: Врожденные вирусные инфекции
Поражение глаз. Почти у всех детей с нелеченным врожденным токсоплазмозом к моменту взросления очаги поражения сетчатки и хориокапиллярной пластинки, а примерно у 50 % из них значительно снижается зрение. Т. Gondii при врожденном токсоплазмозе вызывает фокальный некротизирующий ретинит. В процесс может быть вовлечена любая часть сетчатки, включая желтое пятно, одного или обоих глаз, возможно отслоение сетчатки. Встречается поражение зрительного нерва, и очаги, которые поражают проекцию зрительных проводящих путей на зрительную кору, тоже могут приводить к ухудшению зрения. При поражениях сетчатки и изменениях в стекловидном теле передняя часть сосудистой оболочки может быть резко воспалена, что ведет к гиперемии наружных оболочек глаза. При осмотре глаз также можно обнаружить клетки и белок в передней камере, крупные преципитаты на эпителии роговицы, задние синехии, узелки на радужной оболочке и образование новых сосудов на поверхности радужной оболочки, что сопровождается ростом внутриглазного давления и развитием глаукомы. Возможно прямое поражение мышц глазного яблока. Прочие проявления включают косоглазие, нистагм, ухудшение зрения и микрофтальмию. Дифференциальная диагностика очагового поражения, напоминающего токсоплазмозное, включает врожденную колобому и другие воспалительные очаги, вызванные ЦМВ, Treponema pallidum, Mycobacterium tuberculosisили васкулитом. Токсоплазмоз глаз — рецидивирующее и прогрессирующее заболевание, требующее многократных курсов лечения. Существуют немногочисленные данные о том, что появление очагов на первых годах жизни можно предупредить с помощью антимикробной терапии (чередующиеся месячные курсы пириметамина с сульфаниламидами и спирамицина) на первом году жизни. Кроме того, по немногочисленным данным, внутриутробное лечение плода с последующим лечением на первом году жизни пириметамином, сульфадиазином и лейковорином способно снижать частоту и тяжесть поражения сетчатки.
Поражение слуха. Встречается нейросенсорная тугоухость, как легкая, так и тяжелая. Прогрессирует ли данное поражение или нет, неизвестно. Лечение на первом году жизни снижает частоту данного осложнения.
Сопутствующая инфекция. Врожденный токсоплазмоз у грудных детей с ВИЧ-инфекцией обычно представляет собой тяжелое и молниеносное заболевание с серьезным поражением ЦНС но может развиваться и постепенно с очаговыми неврологическими нарушениями или системными проявлениями, такими как пневмонит.