Эпидемический возвратный тиф
Видео: Epidemic Typhus
Оглавление |
---|
Эпидемический возвратный тиф |
Этиология и эпидемиология |
Классификация и патогенез |
Клиника |
Осложнения и исходы |
Диагностика |
Лечение |
Видео: Epidemic typhus (Medical Condition)
Эпидемический возвратный тиф — острое трансмиссивное антропонозное заболевание, вызывающееся спирохетами (боррелиями) и характеризующееся острым началом, интоксикацией, чередованием лихорадочных и безлихорадочных периодов.
Синонимы: европейский тиф, вшивый возвратный тиф, возвратная лихорадка, спирохетоз возвратный эпидемический, космополитический возвратный тиф.
Лат. — typhus recurrens epidemicus.
Англ. — louse-borne relapsing fever- epidemic relapsing fever.
Краткие исторические сведения.
Впервые клинику возвратного тифа описал Гиппократ. Тем не менее, еще многие столетия это заболевание продолжали рассматривать в общей группе различных «лихорадок» (брюшной тиф, сыпной тиф и др.). Эпидемические вспышки таких «лихорадок» особенно часто регистрировались в средние века, прославившиеся антисанитарией, повальными болезнями.
В XVIII и XIX вв. возвратный тиф, как и сыпной, неизменно сопровождал войны, голод, возникая во всех регионах земного шара. Первая достоверная эпидемия возвратного тифа на Европейском континенте была в 1739 г. в Ирландии, а в 1741 г. она распространилась уже в Англии и Шотландии.
Первое описание случаев возвратного тифа в России относится к 1833 г. (Одесса), а в 1840 г. сильная эпидемия вспыхнула в Москве. Особенно тяжелой была эпидемия 1864 г. в С.-Петербурге: число заболевших составляло 3,3 % всего населения, летальность при этом была 10 %.
С 1844 г. возвратный тиф регистрируется и на Американском континенте.
Название «возвратная лихорадка» появилось в научной литературе в 1843 г. (Craigie), а спустя год Henderson выделил ее из группы «тифозных лихорадок», отметив заметные различия между ними. Долгие годы затем все официальные статистические и научные отчеты преподносили «возвратную лихорадку» как единую нозологическую форму. Перелом наступил в конце XIX в., когда был обнаружен возбудитель возвратного сыпного тифа — первого из числа представителей «возвратных лихорадок» (1868 г.).
Честь этого открытия принадлежит прозектору Берлинского госпиталя Карлу Обермейеру (К. Obermeier), в честь которого возбудитель и получил свое название — «спирохета Обермейера». Это открытие убедительно доказало, что речь идет о совершенно самостоятельной, отличной от других тифов нозологической форме. Заразительность крови больных была доказана несколько позже — в 1874 г. Г. Н. Минхом, который заболел после того, как ввел себе через царапину на коже кровь больного возвратным тифом. Опыт Минха по самозаражению повторили О. О. Мочутковский (1876) и И. И. Мечников (1881).
Предположение, что именно вошь является переносчиком инфекции высказал в 1891 г. Flugge, а в 1907—1908 гг. Mackie в Индии, Sergent и Folley в Тунисе подтвердили эту гипотезу.
Во время первой мировой войны во всех воюющих армиях, в том числе и русской, был отмечен значительный рост заболеваемости не только сыпным, но и возвратным тифом. Высокая заболеваемость сохранялась в России и по окончании войны. Имеются достоверные данные о 7 крупных эпидемиях возвратного тифа, зарегистрированных за 35 лет (1910—1945) в странах Африки и Восточной Европы (в том числе в России): заболели 15 млн человек, треть из них погибли. Так, только за период с 1918 по 1923 г. в России было зарегистрировано более 4 млн случаев заболевания, но, как полагают Е. И. Марциновский и Л. А. Тарасевич, истинная заболеваемость была в несколько раз выше.
Изучению клиники и эпидемиологии возвратного тифа посвящены работы отечественных ученых С. П. Боткина, Г. А. Ивашенцева, Е. Н. Павловского, Л. В. Громашевского.
В нашей стране после Великой Отечественной войны заболеваемость резко пошла на убыль, а последние десятилетия совсем не регистрируется.
Актуальность.
Отдельные очаги в странах Азии, Африки и Латинской Америки регистрируются и сейчас. С учетом современной международной обстановки, когда велика миграция населения, вероятность заноса инфекции и переносчика в любую страну вполне реальна. Особую тревогу вызывает поток нелегальных мигрантов из стран Азии и Африки, среди которых велики антисанитария, зараженность туберкулезом, малярией, часто выявляется педикулез. В случае появления среди таких переселенцев больного возвратным тифом инфекция может быстро распространиться, как круги по воде. Эпидемические болезни, передающиеся переносчиками-космополитами, каковым является вошь, — неизменные спутники социальных бедствий и потрясений.