Трансплантация кишечника
Видео: Я стесняюсь своего тела. Сезон 3. Выпуск 1. Часть 5 из 5
Трансплантация кишечника предназначена для пациентов только с опасными для жизни осложнениями парентерального питания, поскольку оно считается относительно безопасной тактикой ведения.
Видео: Акмаль - новый супергерой
Клиническая сущность терминальной стадии кишечной недостаточности была определена сравнительно недавно. Она подразумевает неспособность поддерживать нутритивный или жидкостный и электролитный баланс вследствие утраты слизистой оболочки кишечника или дисфункциональных синдромов. Это состояние наиболее часто вызвано синдромом укорочения тонкой кишки вследствие резекции, однако пациентам с нарушениями моторики, такими как висцеральная миопатия, и больным мальабсорбцией также может потребоваться пожизненное парентеральное питание для восполнения кишечной недостаточности. Современная тактика парентерального питания обеспечивает пятилетнюю выживаемость от 60% до 75%. Тем не менее, у некоторых пациентов в связи с парентеральным питанием развиваются опасные для жизни осложнения, в том числе рецидивирующий катетеризационный сепсис, тромбоз крупных сосудов или холестатические нарушения. Подобных больных можно спасти и нередко вернуть к практически нормальному образу жизни при помощи пересадки кишки.
Хирургическая техника транплантации кишечника
Хирургическая техника трансплантации кишки впервые опробована в опыте на собаках Алексисом Карреллом. Экспериментальное реперфузионное повреждение и предохранение от него Оуэн Вангенстин изучал 60 лет спустя. Тем не менее, иммуногенность кишечника не позволяла провести успешную трансплантацию у человека до изобретения такролимуса в 1990 г. В настоящее время клинические результаты пересадки кишечника совершенствуются, и метод предложен как стандартный для лечения пациентов с кишечной недостаточностью при развитии опасных для жизни осложнений парентерального питания.
Если заболевание печени в финальной стадии сопровождает кишечную недостаточность, лучшим вариантом считают комбинированную трансплантацию печени и кишечника. Изредка диффузный висцеральный тромбоз или доброкачественные опухоли с местной инвазией обусловливают удаление всех органов желудочно-кишечного тракта и проведение мультивисцеральной трансплантации. На современном этапе лучшие результаты достигнуты при изолированной пересадке кишечника или трансплантации печени и кишечника, причем в центрах с соответствующим опытом двухлетняя и пятилетняя выживаемость пациентов составила 60% и 55% соответственно. Тяжелое острое отторжение с потерей трансплантата после трансплантации кишечника остается проблемой. Кроме того, богатый бактериями трансплантат часто провоцирует сепсис, ассоциированный с потребностью в проведении усиленной иммуносупрессии в течение криза отторжения. Остается надеяться, что в будущем новые режимы иммуносупрессии и дополнение протоколов индукции толерантности приведут к улучшению результатов интестинальной и мультиорганной трансплантации. Благодаря постоянному совершенствованию, трансплантация кишечника до развития вторичной печеночной недостаточности или выраженного истощения может в итоге стать методом выбора в лечении больных кишечной недостаточностью.