тут:

Спаечная кишечная непроходимость

Видео: Кишечная непроходимость. Доктор И...

Спаечная кишечная непроходимость это нарушение пассажа по кишечнику, вызванное спаечным процессом в брюш­ной полости. Это наиболее распространенная форма непроходи­мости кишечника. В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению ее частоты, из-за большого количества опе­раций на брюшной полости.
Причины спаечной кишечной непроходимости и патогенез.

Наиболее часто спайки образуются после операций на брюшной полости, в ходе которых происходит меха­ническое травмирование и высушивание брюшины (прежде всего по поводу острого аппендицита, острой кишечной непроходимости, заболеваний гениталий)- кровоизлияний в брюшную полость- воспалительных процессов в брюшной полости (аппен­дикулярный инфильтрат, воспаление придатков матки, исход перитонита) послеоперационного пареза кишечника- при на­личии инородных тел в брюшной полости- при хронических воспалительных заболеваниях органов брюшной полости- при мест­ной ишемии тканей. Известны и врожденные формы спаечной непроходимости кишечника.

Ведущим моментом патогенеза спаечной болезни является воспалительный процесс брюшины, сопровождающийся наруше­нием местного тканевого обмена, слущиванием мезотелия и вы­падением фибрина, что и приводит к склеиванию серозных обо­лочек. Образование спаек чаще объясняется способностью по­врежденного мезотелия брюшины в ответ на травму продуциро­вать экссудат, обладающий склеивающими свойствами. В норме из клеток экссудата быстро образуются эластические и коллаге­новые волокна. Затем они покрываются слоем мезотелиальных клеток, а фибрин, выпавший на поверхности кишок, лишенных серозного покрова, быстро рассасывается, таким образом дефект в брюшине мезотелизируется. Если под влиянием внутренних или внешних факторов фибрин не рассасывается, то между его нитями прорастают коллагеновые и эластические волокна.

Вследствие происходящего процесса в брюшной полости форми­руются. спайки. Одновременно существует мнение и о том, что спаечная болезнь является гиперергической реакцией соедини­тельной ткани на внешнее воздействие в результате сенсибилизации, близкой по природе к коллагенозам.

Патологическая анатомия. Спайки брюшной по­лости подразделяются на плоскостные, перепончатые, шнуро­видные, тракционны и сальниковые. Для плоскостных спаек ха­рактерно наличие сращений по плоскости, для перепончатых – соединительнотканных мембран, обычно расположенных в попе­речном направлении, для шнуровидных – тонких, тяжей между – органами, для тракционных – воронкообразного втяжения кишки в месте крепления спайки. Сальниковые спайки образованы тракционными спайками. В большинстве случаев спайки распо­лагаются между кишечными петлями, кишечными петлями и по­слеоперационным рубцом, реже фиксируют сегменты кишок к париетальной брюшине или другим органам брюшной полости.

Симптомы спаечной кишечной непроходимости.

Спаечная кишечная непрохо­димость имеет три формы: обтурации, странгуляции и динамической непроходимости кишечника. При обтурационной форме спайки, сдавливая кишку, не вызывают нарушения ее кро­воснабжения и иннервации. У лиц со странгуляцией происходит сдавление брыжейки кишки, что часто осложняется некрозом кишечника. При динамической форме непроходимости обшир­ный спаечный процесс в брюшной полости приводит к замедле­нию моторно-эвакуаторной функции кишечника.

Диагностика спаечной кишечной непроходимости.

О возможном наличии спаечной кишечной непроходимости свидетельствуют прежде всего данные анамнеза об операции на органах брюшной полости, характерные симпто­мы непроходимости кишечника.

Наибольшее значение в диагностике спаечной кишечной непроходи­мости отводится рентгенологическому исследова­нию.

На обзорной рентгенограмме брюшной полости у лиц с низ­кой спаечной кишечной непроходимостью выявляются интенсивные чаши Клойбера, тонкокишечные аркады, которые в отличие от других видов непроходимости кишечника фиксированы. Определяются утолщения складок Керкринга, растяжение кишечных петель выше препятствия (локальный метеорит). При высоком пере­крытии просвета кишечника чаши Клойбера, аркады единичные, но в нижних отделах живота обнаруживают затемнение.

Видео: толстокишечная непроходимость 0001

При изучении пассажа водной взвеси бария сульфата по ки­шечнику к признакам спаечной кишечной непроходимости отно­сят: появление горизонтальных уровней жидкости при отсутствии арок (симптом «горизонтальных уровней»), создающих впечатление “объемности” изображения (симптом ”’растянутой пружины”)- задержку бариевой взвеси в отдельных тон­кокишечных петлях, симптом “провисания” кишечных петель, который проявляется опусканием терминальных петель под­вздошной кишки в нижние отделы брюшной полости и даже в полость малого таза. Симптом “горизонтальных уров­ней” образуют разные контрастные среды, но не как обычно – воздух (арка) – жидкость, а только жидкость, нижний уровень которой состоит из более тяжелой бариевой взвеси, верхний – из жидкости, появившейся в результате экссудации. Уровень жидкости без газа появляется на 2-4 ч раньше, указывая на уже наступившие микроциркуляторные нарушения.

Основной симптом спаечной кишечной непроходимости при рентгеноконтрастном исследовании – задержка водной взвеси бария сульфата в тонкой кишке дольше 4-5 ч. Однако при введении бариевой взвеси в двенадцатиперстную кишку через зонд патологической считается задержка контраста в кишечнике свыше 1,5-2 ч.

Видео: Лапароскопические операции при острой тонкокишечной непроходимости

У больных со спаечной болезнью наблюдается задержка водной взвеси бария сульфата лишь в отдельных кишечных петлях свыше 9-12 ч (симптом “локального депо”) при своевременном ее попадании в слепую кишку.

В последние годы в диагностике спаечной кишечной не­проходимости находит широкое применение лапароскопия.

Лечение спаечной кишечной непроходимости.

Больным с острой спаечной кишечной непрохо­димостью, не имеющим признаков перитонита, первоначально назначается традиционное консервативное лечение спаечной кишечной непроходимости в течение 1,5-2 часов. В случае его безуспешности выполняется операция – лапаротомия или лапароскопия с последующим определением объ­ема выполняемого хирургического вмешательства в зависимости от интраоперационных находок. Наиболее часто производится рассечение спаек. Висцеролиз должен осуществляться только острым путем. Десерозированные сегменты ушиваются в поперечном направлении (перитонизация). Вместе с тем ряд авторов предлагают ушивать только поврежденные уча­стки мышечной оболочки.

В целях профилактики последующего рецидива спаечной кишечной непроходимости часто выполняют операции, пре­следующие цель фиксировать кишечные петли в функционально выгодном положении спайками, образующимися в послеопера­ционном периоде. К ним относятся шинирование тонкого ки­шечника, пристеночная интестинопликация (операция Нобля), трансмезентериальная интестинопликация (операция Чайлдс-Филлипса).

Сущность шинирования тонкого кишечника состоит в чрезназальной интубации тонкой кишки с тща­тельным последовательным ее укладыванием на трубке, прове­денной до слепой кишки, а нередко и выведенной наружу через еюностому.

При выполнении пристеночной интестинопликации (операция Нобля) после разъединения спаек кишечные петли располагаются в горизонтальном или вертикальном направлении и сшиваются за боковые поверхности между собой непрерывными серозно­мышечными швами.

Трансмезентериальная интестинопликация (операция Чайл­дс-Филлипса) предполагает первоначальное осуществление пликации брыжейки вертикально уложенных рядов тонкой кишки путем наложения пяти П-образных швов в межсосудистых промежутках брыжейки вблизи кишечного края. Затем пликированные кишечные петли обрамляются петлями тон­кой кишки: сверху – начальным отделом тощей кишки, снизу – терминальной частью подвздошной. На участках соприкос­новения обрамленные петли сшиваются с коленами пликированных рядов кишечника непрерывными серозно-мышечными швами.

Описанные способы интестинопликации чаще применяют при плановом лечении спаечной болезни и редко при острой кишеч­ной непроходимости.

Если спаечный процесс имеет локальный характер и захваты­вает менее 1/3 общей длины тонкой кишки, а разъединение образовавшегося конгломерата не всегда технически осуществи­мо, прибегают к его резекции или формируют обходной анасто­моз.

При наличии рубцовых изменений в сальнике производится его полная или частичная резекция.

По ходу операции, а также на заключительном ее этапе брю­шина орошается растворами веществ, способствующих образо­ванию биологической пленки в местах ее дефектов, препятст­вующих выпадению фибрина и высыханию: полиглюкином, рас­твором новокаина с гидрокортизоном (100мл 0,25% новокаина и 125 мг гидрокортизона), 0,25 % раствором новокаи­на (по 4—5 мл на 1 кг массы тела), раствором фибринолизина (10-20 тыс. ЕД в поливинилпирролидоне или полиглюкине – 100 мл с добавлением 75-125 мг гидрокортизона), смесью сле­дующего состава – полиглюкин 100 мл, гепарин 5 000 ЕД, гидро­кортизон 50 мг, диоксидин 100-200 мг в 100 мл 0,5 % новокаина. Последний состав является наиболее эффективным в профилактике об­разования спаек, так как гепарин снижает активность тромбина, существенно уменьшает вероятность превращения фибриногена в фибрин, оказывает иммунодепрессивное действие- полиглюкин ”притягивает” жидкость в брюшную полость, вызывает времен­ный искусственный асцит, в связи с чем фибрин, выделяющийся в местах повреждения брюшины, не образует пленок и не приводит к склеиванию кишечных петель- гидрокортизон подавляет аутоиммунные реакции, угнетает функцию фиброцитов и образо­вание соединительной ткани- диоксидин является мощным анти­септиком- новокаин оказывает местный обезболивающий эффект, способствует восстановлению моторики желудочно-кишечного тракта.

В послеоперационном периоде целесообразно проведение ле­чения, направленного на предупреждение дальнейшего прогрес­сирования спаечного процесса. Оно включает:

?  декомпрессию желудочно-кишечного тракта (постоянное назогастральное дренирование, фракционная аспирация из желудка, опорожнение и промывание толстого кишечника с помощью сифонных клизм);

?  стимуляцию раннего восстановления моторики желудочно-кишечного тракта (прозерин, церукал, мотилиум- длительная перидуральная блокада на уровне поясничных сегментов);

?  введение в брюшную полость через микроирригатор, по­ставленный в ходе операции, медикаментозных смесей или отдельных растворов, препятствующих формирова­нию спаек;

? проведение с 4-6-го дня после операции на протяжении последующих 6-7 суток преднизолонотерапии (10 мг в сутки);

?   назначение пирогенала. Сущность пирогенотерапии за­ключается во внутримышечном ежедневном введении доводя ее до 300 – 500 МИД в зависимости от организма больного. Курс лечения пирогеналом повторяют через 2- 3 месяца.

?   физиотерапевтическое лечение (местная гипотермия, аппликация на область живота озокерита или парафина в те­чение 8-10 дней, электрофорез с 10 % раствором димексида, электрофорез с лидазой, ультразвук с гидрокортизоном)- ЛФК.

Видео:

  • Поделись в соц.сетях:

    Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Похожее