Этиология и эпидемиология - волынская лихорадка
Видео: Анголе и Конго угрожает жёлтая лихорадка (новости)
Оглавление |
---|
Волынская лихорадка |
Этиология и эпидемиология |
Классификация и патогенез |
Клиника |
Диагностика |
Лечение и профилактика |
Видео: 28.04.2015. 7. Шульга Е.И. Серозные менингиты и менингоэнцефалиты неуточненной этиологии.
Этиология.
Возбудителем волынской лихорадки является риккетсиеподобный микроорганизм Bartonella (Rochalimeae) quintana, относится он (пока) к семейству Bartonellaceae, роду Bartonella, но в различных руководствах классификационные характеристики возбудителя могут отличаться.
В. quintana морфологически подобны по форме риккетсиям Провачека (их размеры 0,3—0,8 мкм). Они полиморфны, грамотрицательные, подвижны, спор и капсул не образуют. Для их окраски используют метод Романовского — Гимзы, при этом кокковидные формы риккетсий приобретают розовато-красный цвет, а палочковидные — голубоватый оттенок. Так как В. quintana крупнее риккетсий Провачека, они также могут быть обнаружены в соответствующем исследуемом материале при обычной световой микроскопии (увеличение в 1000 раз) с использованием методов окраски Гименеса или Маккиавелло.
Существенных морфологических отличий между возбудителем волынской лихорадки (Bartonella quintana) и другими представителями этого семейства (В. henselae, В. elizabethae, В. berkhorrae, В. bacilliformis) нет, их с трудом отличают друг от друга при исследовании жирно-кислотного состава, а также при изучении состава нуклеиновых кислот с использованием полимеразной цепной реакции (ПЦР).
В. quintana в отличие от большинства риккетсий культивируется на бесклеточных жидких и твердых питательных средах (особенно типа Ногуши) в аэробных условиях, не размножается в желточном мешке куриного эмбриона. В жидкой среде возбудители волынской лихорадки растут скоплениями различной величины, на плотной — образуют мельчайшие колонии, некоторые из них напоминают кочан цветной капусты. Оптимум: роста +28...+ 30 °С. В. quintana хорошо развивается на кровяном агаре при температуре +33 °С в атмосфере увлажненного воздуха с примесью 10 % СO2.
Культивируют возбудитель волынской лихорадки и в организме платяных вшей как при естественном вскармливании их на больных, так и в условиях лаборатории, заражая по методу Вейгля или через эпидермомембрану (по А. В. Пшеничнову). По характеру роста и размножения В. quintana в отличие от других риккетсий стоит ближе не к вирусам, а к бактериям, размножаясь вне клеток. В отличие от риккетсий Провачека возбудитель окопной лихорадки, размножаясь в пищевом канале вшей, не вызывает смертельной инфекции у них.
Эти возбудители малопатогенны для лабораторных животных, в экспериментальных условиях у обезьян макак вызывают субклиническую форму инфекции с бактериемией в течение 10—82 дней.
В. quintana слабо чувствительна к обычным концентрациям традиционно применяемых дезинфицирующих растворов, она очень устойчива во внешней среде: может долго (до 2,5 года) сохранять жизнеспособность в убитых вшах при различных температурных режимах, в сухих фекалиях вшей сохраняется до 18 мес.
У риккетсий имеются энзимные системы, с наличием которых связывают степень их вирулентности и патогенности, но отсутствуют сведения о наличии аналогичных энзимных систем или других факторов патогенности у возбудителя волынской лихорадки.
Антигенная структура возбудителя волынской лихорадки мало изучена, она отлична от таковой у риккетсий и коксиелл, перекрестные серологические реакции с которыми не возникают, при волынской лихорадке в крови больных не появляются и антитела к Proteus ОХ-19, которые обусловливают положительную реакцию Вейля—Феликса при многих риккетсиозах.
Сообщалось о выделении специфического комплементсвязывающего антигена из возбудителей волынской лихорадки, выращенных на кровяном агаре, который индуцирует образование в крови больных комплементсвязывающих антител.
Тропность к тканям возбудителя волынской лихорадки такая же, как у других бартонелл: кожа, органы макрофагально-моноцитарной системы (особенно селезенка), лимфатические узлы, эндокард. Но в отличие от них В. quintana обладает выраженной тропностью еще и к костной ткани.
Изучение волынской лихорадки затруднено из-за отсутствия экспериментальной модели, так как это заболевание — типичный антропоноз.
Эпидемиология.
Восприимчивость к волынской лихорадке всеобщая. Источник и резервуар инфекции — больной острой или хронической формой болезни человек, реконвалесценты, в крови которых В. quintana может сохраняться до 2 лет, хотя описаны случаи заражения вшей риккетсиями от людей, переболевших окопной лихорадкой и 5 лет назад.
Волынская лихорадка относится к трансмиссивным инфекциям. Фактор передачи — платяные вши, их экскременты. При кровососании у вшей наступает акт дефекации, а в области ранки возникает кожный зуд. Человек расчесывает зудящее место, втирая в ранку фекалии, содержащие бартонеллы. Платяные вши становятся заразными через 5—16 дней после кровососания больного человека, достигая максимума инфекциозности еще через 5—6 дней. К этому времени в кишечнике вши накапливается достаточное количество бартонелл.
Хотя основной путь передачи инфекции — трансмиссивный, доказана возможность передачи инфекции путем загрязнения высохшими инфицированными вшами или их экскрементами ран, царапин на коже, а также при попадании на поврежденные кожные покровы, конъюнктиву и слизистые оболочки крови больных и переболевших. Заражение может произойти при переливании крови, взятой у реконвалесцента, что особенно актуально во время боевых действий. Частое выделение бартонелл, в том числе и В. quintana, у больных с ВИЧ-инфекцией и наркоманов требует изучения вопроса о возможности распространения инфекции и шприцевым путем.
Устойчивость R. quintana к факторам внешней среды, обычным концентрациям дезинфицирующих растворов не исключает возможности реализации и такого пути передачи, как воздушно-пылевой, при наличии в пыли высушенных экскрементов инфицированных платяных вшей.
Распространенность болезни в современном мире слабо изучена, но имеются сведения о случаях заболевания в странах Африканского континента (Эфиопия), Южной и Центральной Америки (Мексика, Боливия), Азии (Китай) и др.
Во время эпидемических вспышек заболеваемость взрослых и детей существенно не отличалась, но в период военных действий болели преимущественно мужчины от 18 до 55 лет, при этом пик заболеваемости приходился на зимне-весенний период, что совпадало с пиком завшивленности.