Клиника - волынская лихорадка
Оглавление |
---|
Волынская лихорадка |
Этиология и эпидемиология |
Классификация и патогенез |
Клиника |
Диагностика |
Лечение и профилактика |
Инкубационный период составляет 5—30 дней (чаще 12—14 дней), но может продолжаться до 60 дней.
У каждого десятого инфицированного развивается бессимптомная (субклиническая) форма заболевания, характеризующаяся отсутствием клинических проявлений, но сопровождающаяся кратковременной бактериемией.
Пароксизмальная форма, наиболее типичная, из-за нее заболевание и получило одно из своих названий — «пароксизмальная лихорадка». При этом начинается оно обычно остро, хотя в отдельных случаях возможен продром в виде небольшого познабливания, головной боли, слабости, недомогания- все это может длиться не более суток.
Значительно чаще заболевание начинается внезапно с быстрого повышения температуры, сопровождающейся ознобом и достигающей 38—39 °С уже в первый день.
Больные предъявляют жалобы на сильную головную боль, боль в мышцах, при движении глазных яблок и при надавливании на них, по ходу нервных стволов и особенно в костях. Наиболее сильная боль возникает в большеберцовых костях, она усиливается вечером и в ночное время. Нередко появляется головокружение, но в общем состояние больного нарушено мало.
При осмотре обращают на себя внимание отечность и гиперемия лица, а иногда и инъекция и отечность конъюнктив. При надавливании на глазные яблоки возникает болезненность. На высоте лихорадки может появляться субиктеричность склер и реже — кожи, Характерна резкая болезненность при надавливании на кости, особенно мало- и большеберцовые, на надкостницу ребер.
У многих больных (70—80 %) чаще во время первого приступа лихорадки на коже груди, живота, спины появляется красная, обычно скудная сыпь, носящая преимущественно розеолезный или макуло-папулезный характер. Сыпь затем распространяется на конечности. Отдельные пятна могут сливаться в сплошные эритематозные поля,
Сыпь сохраняется обычно 1—3 дня и исчезает с окончанием первого приступа болезни, не оставляя пигментации и шелушения, она редко возникает на фоне последующих приступов.
В период разгара болезни на фоне лихорадки состояние больного в большинстве случаев остается удовлетворительным, хотя болезненность при пальпации ребер и межреберных мышц сохраняется.
С первых дней болезни практически у всех больных наблюдается увеличение селезенки, часто одновременно увеличивается и печень, что может сопровождаться даже появлением легкой иктеричности кожи и склер.
Умеренная тахикардия, характерная для начального периода болезни, в период разгара нередко сменяется относительной брадикардией, иногда появляются приглушенность тонов сердца, артериальная гипотензия (умеренная).
Дыхательные пути обычно интактны.
Лихорадочный период заканчивается критическим снижением температуры тела на 2—4-й день болезни, что сопровождается сильным потоотделением и резкой слабостью. Несмотря на нормализацию температуры, у больных сохраняются вялость, головная боль. В период апирексии селезенка у них увеличена, сыпь исчезает.
Через 4—5 сут (но иногда и позже) вновь резко повышается температура тела, возобновляется боль в костях, мышцах, но обычно повторные приступы протекают легче и бывают короче предыдущих. Наиболее постоянный симптом, сохраняющийся с различной степенью выраженности во время всех приступов, — боль в костях, мышцах и болезненность при их пальпации (особенно берцовых костей).
Обычно возникает 2—4 приступа, причем интервалы между ними все увеличиваются, а продолжительность и выраженность лихорадки, интоксикации и других симптомов болезни уменьшаются. Иногда количество приступов может доходить до 10 и более с общей продолжительностью болезни до 2—3 мес.
После прекращения последнего приступа может в течение 1—2 нед сохраняться субфебрилитет.
В период выздоровления может сохраняться длительная — до 2лет—риккетсиемия («здоровое» носительство?).
Легкое течение болезни отличается от описанного среднетяжелого менее выраженной лихорадочной реакцией (до 38 °С), слабо выраженным интоксикационным синдромом, отсутствием отечности лица и его незначительной гиперемией.
Реже появляется и скудная сыпь. Число пароксизмов не более 2—3 при общей продолжительности болезни около 2 нед.
Тяжелое течение характеризуется началом болезни с потрясающего озноба, лихорадкой выше 39 °С, сильной головной болью, на высоте которой нередко возникают не только тошнота, но и рвота. Интоксикационный синдром проявляется и более сильными миалгиями, болью в костях, особенно берцовых, вплоть до невозможности притронуться к ним. Лицо больного отечно, гиперемировано, четче иктеричность. Значительно увеличена и болезненна при пальпации селезенка. Продолжительность первого приступа лихорадки при тяжелой форме обычно более длительна (5—7 дней), первый рецидив наступает быстро, через 1—3 дня, количество и продолжительность рецидивов болезни больше. Плохое самочувствие больных в период между рецидивами сохраняется, особенно после первого приступа. Общая продолжительность болезни 5—6 нед и более.
Тяжелое течение для окопной лихорадки не характерно, оно встречается лишь во время больших вспышек, но летальные исходы не описаны и при таком течении.
Таким образом, критериями тяжести течения окопной лихорадки являются в первую очередь выраженность общеинтоксикационного синдрома (высота лихорадки, ее продолжительность, интенсивность боли в костях), количество и длительность рецидивов.
Реже встречается тифоподобная форма, при которой остро развившиеся лихорадка и интоксикационный синдром сохраняются длительное время, иногда в течение 3—6 нед. В это время выявляются все симптомы, характерные для лихорадочного периода, причем они выражены более отчетливо, так как периоды хотя бы кратковременного отдыха (ремиссий) отсутствуют. Лихорадка в это время может колебаться в пределах 1—1,5°, не достигая нормы. После снижения температуры (критически или ускоренным лизисом) может в течение нескольких дней сохраняться субфебрилитет.
Иногда за длительной тифоподобной волной лихорадки после периода апирексии может следовать новый подъем температуры (рецидив). Таких рецидивов может быть один или несколько. В этом случае можно говорить о смешанной форме болезни.
Бывает стертое течение волынской лихорадки, при этом температурная реакция может быть незначительной, а на первый план выступают периодические приступы головной и ретроорбитальной боли, боли в костях, особенно в берцовых.
Выздоровление после перенесенного заболевания обычно идет медленно, часто сопровождается астенизацией, а иногда неврастенией. Длительность восстановительного периода определяется тяжестью течения и клинической формой заболевания.
При волынской лихорадке возможно возникновение рецидивов не только в ближайшие сроки (через несколько недель), но и через несколько месяцев и даже лет, значительное число пароксизмов иногда приводит к растянутости заболевания во времени. В этих случаях, оценив индивидуально сроки появления рецидивов, их число и общую длительность лихорадочного периода, можно говорить о затяжном или хроническом течении болезни.
Видео: Basketball Clinic with 2012 WNBA Champion Indiana Fever
Описанные в последние годы случаи выделения В. quintana из крови больных персистирующей (длительной) лихорадкой неясного генеза, больных бациллярным ангиоматозом, эндокардитом, возможно, следует расценивать как варианты хронической формы волынской лихорадки. Но пока для этого нет убедительных данных. Поэтому врачам, сталкивающимся с такой патологией, следовало бы проводить соответствующие исследования, позволяющие исключить волынскую лихорадку, так как уточнение этиологии заболевания потребует определенных подходов к лечебной тактике, проведения соответствующих противоэпидемических мероприятий. Возможно, речь может идти в отдельных случаях об инфекции-микст, что накладывает отпечаток на клинические проявления болезни и исходы.
Сведений о возрастных особенностях течения волынской лихорадки нет.
Повторные случаи болезни (рецидивы) протекают легче.
Осложнения.
Какие-либо специфические для волынской лихорадки осложнения не описаны. Возможны гнойно-септические осложнения за счет присоединения или активации вторичной флоры.
Обсуждается вопрос о возможной связи с бартонеллами таких осложнений (а возможно, и проявлений самой инфекции), как эндокардит, гепатит, поражения костей различного характера.
Исходы. Летальные исходы не описаны.
Обычно волынская лихорадка заканчивается выздоровлением спустя 3—6 нед от начала болезни, в более редких случаях — через несколько месяцев. Описаны рецидивы болезни через 3 года и даже
через 10 лет. Через 2 мес от начала болезни выздоравливает около 85% больных. Хроническая форма, характеризующаяся рецидивами, возникающими через несколько месяцев и даже через несколько лет, развивается примерно у 5 % заболевших.