Размещение больных в лечебной мастерской - организация трудовой терапии в психиатрической больнице
Видео: Республиканская больница спелеолечения - комната отдыха, подземное отд., Санатории Беларуси
Очень важно клинически правильно разместить больных в мастерской, так как от правильного размещения и индивидуально подобранного рабочего места зависят настроение больных, их спокойствие, работоспособность, лечебно-трудовая дисциплина, качество работы. Неправильное размещение в лечебной мастерской больных может привести не только к дезорганизации лечебно-трудового режима рабочего дня, но и способствовать обострению (декомпенсации) у некоторых больных начавшегося улучшения состояния.
В лечебной мастерской больных следует рассаживать на известном расстоянии друг от друга для того, чтобы в процессе работы каждый работающий не задевал соседа своими инструментами и не вызывал его раздражения. Больных, требующих по клиническому состоянию особого надзора, инструктор по труду всегда должен сажать отдельно от других больных, а больных с суицидальными тенденциями в прошлом сажать рядом с больными, выполняющими работу без инструментов (например, картонажная работа, раскрашивание, перемотка пряжи, изготовление ватных игрушек и т. п.). Суицидальные больные нередко любыми способами стремятся достать инструменты, пригодные для самоповреждения, очень искусно прячут их и могут унести из лечебной мастерской. Такие больные обычно не признаются в утаивании инструментов, просят, чтобы их обыскали в отделении, предварительно спрятав инструмент либо в чужую постель либо выбрасывают через форточку во двор с намерением вернуть инструмент себе, когда поиски его уже прекратятся. Больные женщины могут искусно прятать швейные иглы, вязальные спицы, крючки и другие колющие инструменты. Так, например, отнятую или тайком похищенную у других больных иголку они способны воткнуть в шов своего или чужого халата, в тапочки, в рабочий стол под клеенку, в землю горшка с цветами и даже в собственную прическу.
Поэтому инструктор по труду должен строго следить, чтобы больные с суицидальными тенденциями во время работы не общались с пассивными, вялыми или моторно заторможенными, безучастными ко всему больными, а также больными с рассеянным вниманием или выраженным расстройством памяти. Последние могут не заметить исчезновения их рабочего инструмента или забыть, кто взял у них инструмент. Учитывая это, не следует по возможности допускать, чтобы во время работы в лечебной мастерской больные переходили с места на место или без надобности покидали свое постоянное рабочее место.
Если же инструктор по труду обнаруживает, что нож, ножницы или любой колющий инструмент у больного пропал, он обязан немедленно сообщить об этом заведующему отделением, который для поисков пропавшего инструмента выделяет в помощь инструктору медицинскую сестру, а иногда и лечащего врача. Пропавший инструмент должен быть найден немедленно!
Больного, страдающего эпилептическими припадками, инструктор по труду всегда должен сажать в лечебной мастерской ближе к себе с тем, чтобы при возникновении припадка можно было оказать такому больному необходимую помощь.
Во избежание конфликта больного, страдающего эпилепсией, нельзя сажать рядом с маниакальным больным, а иногда и с другим больным эпилепсией. Больной эпилепсией хорошо уживается с вялыми и пассивными больными, которым он может и будет «покровительствовать».
Больного в маниакальном состоянии целесообразно посадить рядом с заторможенным, молчаливым больным шизофренией, так как на него может оказать растормаживающее влияние чрезмерная говорливость соседа. С этой же целью больных, находящихся в ступорозном состоянии, следует сажать с более активными и сознательными больными.
Не следует сажать больного, высказывающего бредовые идеи, или галлюцинирующего больного рядом с больным в маниакальном состоянии, так как его обильная речевая продукция, чаще с бредовым содержанием, может случайно совпасть с бредовыми переживаниями первых больных и вызвать обострение их состояния или реакцию подавленности.
Больного, страдающего истерией, целесообразно посадить отдельно или подальше от других работающих больных и лучше спиной к ним. Работу таким больным следует приготовить по возможности заранее до их прихода и сразу же каждого больного заинтересовать трудовым процессом, отвлечь его от других больных. Все это необходимо учитывать потому, что поведение таких больных в коллективе обычно подчеркнуто неестественное и даже нарочитое. Они как бы живут в придуманном ими мире, принимают различные театрально-сценические позы, разговаривают с экспрессией и пафосом, стараясь привлечь к себе внимание окружающих. Эти больные любят восхвалять себя или изображают себя несчастными. Каждое слово, каждое движение их рассчитаны на то, чтобы произвести нужный им эффект. Больных, страдающих истерией, нельзя также сажать рядом друг с другом, так как они обычно легко начинают спорить и, в стремлении к самоутверждению, с целью поставить свою личность на первый план в споре, могут давать истерические припадки, дезорганизующие работу других больных в лечебной мастерской.
Больные, страдающие истерией, бывают склонны к самовнушаемости и повышенной внушаемости.
Так, например, больная А., слушая разговоры окружающих о болезнях, утверждала, что и она больна этой болезнью. При этом больная перечисляла симптомы мнимой у себя болезни и даже ощущала боль. Если рядом с ней сажали больную, которая заикалась, то и больная Ш. начинала заикаться. Другой больной В., увидев эпилептический припадок, тут же начинал биться в судорогах.
Тем не менее трудовая терапия по существу является одним из главных видов успешного лечения этих больных. Сознание больных постепенно наполняется новым содержанием — установлением взаимоотношений с коллективом на почве трудовой деятельности.
возбужденного или суетливого больного инструктор по труду должен посадить среди более спокойных больных и обязательно у стены. Такому больному трудно просидеть 3 часа на рабочем месте, сидя же у стены он может свободно вставать во время работы, не мешая своим соседям и не нарушая при этом общей дисциплины в лечебной мастерской.
Правильное размещение больных в лечебной мастерской и то, что каждый больной имеет свое постоянное рабочее место, дисциплинирует больных, упорядочивает все их поведение, благотворно воздействует на их состояние. Многие больные приходят в лечебную мастерскую подобранными, с чувством собственного достоинства садятся на свое рабочее место, опрятно содержат его в процессе работы.
Такой порядок создает в лечебной мастерской рабочую обстановку и несомненно повышает терапевтическую значимость лечебной работы.