Подбор работы - организация трудовой терапии в психиатрической больнице
Видео: Е. вспоминает в расстановке о сексуальном насилии в 5 лет - итоги семинара в Майнце 25.08.14 ч.1
При подборе больному вида труда инструктор по труду должен учитывать профессионально-трудовой опыт больного до заболевания, его социально-трудовые установки и навыки, круг интересов, интеллектуальный уровень, склонности и способности, а также возраст больного.
Работу больным нужно подбирать в соответствии с их возможностями к началу лечения. Нельзя поручать больным непосильную работу, так как это вызывает у них неуверенность в своих силах и нередко усиливает болезненное чувство собственной малоценности. В таких случаях больной делает вывод, что он «ни к чему не годен». Необходимо в доступной для больного форме систематически разъяснять, в чем заключается его работа, и помогать в ее правильном выполнении.
Больным с выраженным двигательным беспокойством следует поручать хозяйственные работы внутри отделения: натирку пола, уборку палат и т. п. Таким образом, имеющуюся у больных тенденцию к постоянному движению можно направить в русло полезной физической работы, организующей их беспорядочную деятельность.
Больных, находящихся в заторможенном состоянии, нельзя в течение длительного времени оставлять на однообразной, малоподвижной работе, так как, освоив ее, некоторые больные как бы утрачивают интерес и вновь застывают в одном положении. Таким больным следует заменять одни несложные операции другими. Процесс освоения новых операций может способствовать устранению состояния заторможенности.
Больным с депрессивным синдромом нужно предложить работу интересную в эмоциональном отношении и по возможности коллективную (в которой участвуют разные больные). Например, переплет книг, нанесение рисунка на фанеру для выпиливания или чертежа для резьбы по дереву. Участие в коллективном труде оказывает на таких больных отвлекающее действие, укрепляет их уверенность в себе, в способности трудиться.
Больным в состоянии маниакального возбуждения следует поручать подвижную работу: например, переносить слабых больных в ванну и обратно в постель, помогать персоналу приносить пищу из кухни в столовую и т. д. Такая работа с умеренной физической нагрузкой благотворно действует на больных, снижает у них интенсивность маниакального возбуждения. Больные увлекаются такой работой, охотно ее выполняют с подчеркнутым чувством ответственности. «Некогда, — отвечает такой больной на зов другого больного, — не могу же я оставить больных без обеда!».
Больные эпилепсией, как правило, проявляют повышенное стремление к трудовой деятельности и обнаруживают способность в течение длительного времени трудиться. Трудовая терапия в лечебной мастерской отделения становится для них как бы необходимым условием жизни. На работу они всегда приходят первыми и уходят из лечебной мастерской последними. Пока инструктор по труду собирает выполненную другими больными работу, больные эпилепсией все еще активно продолжают работать. Эти больные отличаются повышенной пунктуальностью и чрезмерной точностью в выполнении рабочего задания, аккуратностью и активным стремлением к тщательному отделыванию деталей, не имеющих существенного значения. Для этих больных клинически характерны: замедленность движений, психическая инертность, вязкая и обстоятельная речь, известный педантизм. Им никогда не надоедает выполнять одну и ту же несложную работу. В то же время им очень трудно выполнять работу, требующую творческого мышления или собственной инициативы. Этим больным крайне трудно переключаться с одной формы труда на другую, им также трудно переключаться с трудовых процессов на прогулку или на обед и т. д.
Учитывая эти клинические особенности, инструктор по труду должен давать больным эпилепсией с частыми припадками более однообразную привычную им ранее работу и не часто менять ее характер.
К больным эпилепсией, у которых припадки возникают редко, подход должен быть несколько иной и трудовые рекомендации им следует менять чаще, хотя освоение новых видов труда у них нередко бывает также затрудненным. Наши наблюдения показали, что больные эпилепсией с не резко выраженным эпилептическим дефектом психики и длительными интервалами между припадками годами сохраняют сравнительно высокую и даже профессиональную трудоспособность.
Опытному инструктору по труду правильным сочетанием трудовой терапии с психотерапевтическим терпеливым обучением постепенно удается приучить даже тяжело больных эпилепсией к динамической смене лечебных трудовых операций, привлечь их к участию в коллективном труде с выполнением 2—3 разноплановых трудовых операций.
Наиболее полюбившейся больным работой является плетение ковриков из цветных лоскутов, где больному приходится самому подбирать цвета, сшивать лоскуты, а затем и плести. Такой больной охотно изготовляет коврик в содружестве с другим больным, разделив между собой перечисленные выше трудовые операции по собственному усмотрению.
С увлечением и продуктивно работают эти больные в переплетной мастерской на расшивке книг, порядковом подборе и подклейке страниц для последующего переплетения книги. Так, свойственные больным эпилепсией педантичность и аккуратность удается превратить (в полезном для них лечебном труде) в ценные трудовые качества.
Больным с галлюцинаторными и бредовыми переживаниями целесообразно подобрать увлекательную для них работу, требующую активного внимания, инициативы и творческой самостоятельности. Так, например, художественная раскраска, роспись по трафарету, узорное плетение сумок из разноцветного фетра охотно выполняются больными. Лечебный эффект здесь зависит также от интенсивности трудового процесса, обеспечивающей его продуктивность, поэтому здесь уместна бригадная система организации лечебного труда, когда все участники лечебно-трудового процесса связаны друг с другом.
Обычно такая работа отвлекает больных от галлюцинаторно-бредовых переживаний и особенно хорошо действует на хронически больных со стойкими галлюцинациями (вертальный галлюциноз). Этим больным показаны также некоторые виды лечебного труда, связанные со счетом.
Счет активно отвлекает таких больных и сосредоточивает их внимание на работе. Такое же положительное действие счетно-трудовые операции оказывают и на больных с навязчивыми идеями.
Параноидным больным с тревожной напряженностью или с двигательным беспокойством следует более дифференцированно и индивидуально подбирать форму занятия лечебным трудом, чтобы неправильным выбором не усилить их тревожного напряжения и двигательного беспокойства. По нашим наблюдениям, хорошим корригирующим средством в таких случаях являются виды художественного труда, например изготовление цветов из тканей и фетра. Поручая больным изготовление разноцветных, красочных лепестков, необходимо обращать внимание больных на красоту изготовленных ими цветов. Психотерапевтическое общение с такими больными в процессе лечебного труда играет большую роль. Больные постепенно успокаиваются, становятся доступнее, мягче, их параноидные переживания как бы утрачивают свою актуальность и они охотно и с увлечением работают.
У больных психопатией профессионально-трудовые навыки сохраняются при декомпенсации психопатии, но эти больные бывают крайне отвлекаемы, неусидчивы и эмоционально неустойчивы. Патологические отклонения у них главным образом выявляются не в интеллектуальной деятельности, а в их эмоционально-волевой сфере. Эти больные, как правило, отличаются повышенной возбудимостью, раздражительностью, злобной гневливостью, иногда с агрессией или суицидальными тенденциями. Болезненно-тяжелый характер приводит их к постоянным конфликтам с окружающими. При вовлечении таких больных в лечебный труд инструктор по труду должен быть более настойчивым и требовательным в обращении с ними. Однако повышенный тон в разговоре не допустим!
В начале трудовой терапии больным психопатией необходимо активно помочь правильно выполнить назначенную работу и шире рекомендовать разнообразные виды лечебного труда с целью вызвать у них избирательный интерес. Затем терпеливо и постепенно приучать их к коллективному труду, поддерживая индивидуальную инициативу больного в выборе конкретного вида труда, например изготовление стелек для тапочного цеха или изготовление искусственных цветов. Иногда бывает целесообразно назначить такого больного бригадиром группы из 4—5 спокойных, пассивных, молчаливых больных и тогда он с гордостью начинает выполнять коллективную работу, становится мягче и уступчивее в обращении не только с участниками своей бригады, но и с другими больными в лечебной мастерской и в отделении.
Более сознательным и спокойным больным инструктор подбирает вид работы с участием самого больного, так как лечебная работа здесь должна быть наиболее увлекательной, целенаправленной и по возможности представлена в более широком ассортименте. Этим больным можно сразу в начале лечения поручать сложную работу. Больным неусидчивым, с рассеянным вниманием не следует назначать работу, состоящую только из одной операции, так как в процессе выполнения более сложной работы (переключение с одной операции на другую) порядковая последовательность повторяющихся переключений втягивает больного в работу, сосредоточивает его внимание, вызывает интерес к ней и удерживает его длительное время на рабочем месте. Такая работа способствует усидчивости больного, целенаправленно его активизирует и помогает ему фиксировать и сосредоточить свое внимание на работе.
Каждое слово инструктора по труду, обращенное к больным, в каком бы они состоянии не находились, должно быть хорошо продумано, чтобы не вызвать у больного чувства обиды. Неправильно, например, говорить вялому, малоактивному или неусидчивому и суетливому больному, что он ленив и не хочет работать. Надо постоянно помнить, что больные часто по своему психическому состоянию не могут сразу включиться в работу и нуждаются в систематической помощи и благожелательном участии инструктора по труду, в совете, подбадривании. Неосторожное замечание инструктора, граничащее с упреком, или недовольство качеством работы могут задеть больного, травмировать его и вызвать тяжелую реакцию, трудно поддающуюся разубеждению и мешающую в дальнейшем установлению дружеских отношений с этим больным.
При длительном проведении трудовой терапии в условиях лечебной мастерской инструктор может подобрать в качестве своих «помощников» 2—3 больных и дать понять, что им, как и здоровым людям, доверяются самые ответственные поручения при организации трудовых процессов в лечебной мастерской. Такие больные активно стараются оправдать доверие инструктора по труду, гордятся доверием. Эти больные бывают полезны при поисках исчезнувших инструментов, а также по уходу за более слабыми дефектными больными во время их работы и при вовлечении в труд.
Начальный период трудовой терапии как для больного, так и для инструктора по труду — самый ответственный. Первая работа, которая дается больному, должна быть несложной и строго индивидуально дозированной При этом больному следует объяснить только одну начальную операцию рабочего процесса. После усвоения этой операции больного также постепенно обучают последующим трудовым операциям, раскрывая и расширяя таким образом производственные возможности больного. Хорошо выполненная, законченная работа или «продукт труда» обычно радует больного, вселяет и укрепляет надежду на возможность скорого выздоровления и полноценного участия в трудовой жизни.
Хронически больным с клинически выраженными явлениями стойкого слабоумия или дефекта психики, с утраченными трудовыми навыками инструктор по труду должен уделять особое внимание. В таких случаях нужно терпеливо, настойчиво и эффективно активизировать остаточные функциональные возможности больного к участию в труде, объяснять и практически показывать ему нужные движения руками, пока сам больной не воспроизведет их правильно. После длительной и настойчивой индивидуальной работы по обучению такого больного все же удается восстановить его утраченные или нарушенные трудовые навыки и даже выработать и закрепить новые трудовые навыки, повышающие остаточную трудоспособность дефектного больного.