Синдром короткой кишки
Синдром короткой кишки это последствие хирургических вмешательств сопровождающееся кишечной недостаточностью.
Видео: Ника Скубиева, 4 месяца, синдром короткой кишки, спасет внутривенное питание
Резекция кишки
Резекция участка кишки при недостаточном объеме остающейся части может привести к развитию синдрома короткой кишки. Такая ситуация может возникнуть или при множественных резекциях по поводу рецидивирующей болезни Крона, или вследствие одномоментной обширной резекции кишки, или в результате сосудистой катастрофы (тромбоз или эмболия мезентериальных артерий или вен, заворот кишок, травма кишки, а у детей некротизирующий энтероколит или гастрошизис).
Длина участка кишечника, удаление которого приводит к развитию синдрома короткой кишки, весьма изменчива и зависит от возраста пациента, уровня резекции и сохранения ободочной кишки. В норме тонкий кишечник имеет протяженность около 600 см, хотя длина его может варьировать от 300 до 800 см. Ключевой вопрос — не сколько кишки удалено, а сколько осталось. Ориентировочно оставление менее 100 см кишки при формировании илео- стомы или менее 50 см при сохраненной ободочной кишке с большой вероятностью приводит к необходимости полного парэнтерального питания в течение 3 мес. Дети могут жить и при меньшей длине оставшейся кишки, поскольку компенсаторные возможности тонкого кишечника весьма значительны. Функция оставшейся части кишки также зависит от наличия у пациента активной болезни Крона, а также, как упоминалось ранее, от сохранения ободочной кишки, поскольку последняя может играть значительную роль в процессе всасывания.
Функционально короткий кишечник
Возникновение свищей может приводить к тому, что пищевые массы проходят мимо нормальной остальной части кишечника. Обычно такая ситуация складывается при кишечно-кожных (наружных кишечных) свищах, хотя причиной может оказаться и скрытый внутренний свищ. Большая часть свищей формируется у послеоперационных пациентов, причем чаще всего в результате несостоятельности анастомозов. Риск несостоятельности анастомоза зависит от возраста пациента, состояния кишки перед наложением анастомоза, состояния питания пациента перед операцией и от локализации анастомоза. При связанных с опухолями операциях на риск несостоятельности анастомоза также оказывают влияние степень прорастания опухоли в окружающие ткани, наличие непроходимости, предыдущие курсы лучевой терапии, формирование абсцесса, а также методика наложения анастомоза.
Кроме того, часто к возникновению свищей приводят болезнь Крона, злокачественные опухоли колоректальной области и дивертикулярная болезнь. Реже встречаются врожденные свищи, как, например, пупочно-кишечные. Во время операции может произойти травматическое повреждение кишки или остаться незамеченным ятрогенное повреждение. К тому же свищ может возникнуть как осложнение кишечной формы туберкулеза при самопроизвольном проникновении инфильтрата в подвздошную область или при актиномикозе. Язвенный колит также может стать причиной формирования свищей, но такой вариант более характерен для послеоперационного периода, и лишь иногда свищи возникают самопроизвольно, что требует дифференциальной диагностики с болезнью Крона. При фиксации петель тонкой кишки в малом тазу может возникать их лучевое поражение, сопровождающееся формированием сложных и кишечно- кишечных свищей. Для таких поражений характерна высокая смертность. Часто при всех указанных причинах определенный вклад в формирование свища вносят сопутствующие оперативные вмешательства.
ХИРУРГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА И ЕЕ ЛЕЧЕНИЕ
Часто синдром короткой кишки и кишечная недостаточность развивается у пациентов в результате какой-либо катастрофы в брюшной полости. Такое состояние может возникнуть после острого поражения, как, например, эмболии мезентериальной артерии, требующей обширной резекции кишки, или как осложнение при плановой операции, при несостоятельности анастомоза. В последнем случае успешным может оказаться раннее повторное вмешательство — в течение первой недели (например, выведение кишечной стомы). Вмешательства позднее указанного срока и до 3 мес часто сопряжены с высоким риском в связи с выраженным спаечным процессом в зоне операции. В таком случае повторная операция нередко приводит к вскрытию просвета кишки в нескольких местах, ушиванию дефектов, последующей несостоятельности швов, возникновению у пациента наружных кишечных свищей и, наконец, к формированию лапаростомы. Основная цель в данном случае — профилактика подобной ситуации: необходимо обдуманно подходить к выбору момента для выполнения операции, особенно, если это возможно, стараясь избегать повторных вмешательств в сроки более 10 сут после первичного. Однако при распространенном перитоните из-за риска тяжелых осложнений невозможно отказаться от повторной операции независимо от сроков. В случае кишечно-кожных свищей Чапмен и соавт. отмечают: «При возникновении свища существует тенденция изначально ничего не предпринимать, наблюдая развитие событий, пока катастрофа не проявится во всем масштабе — септическим состоянием, анемией, истощением и часто тяжелой дегидратацией с протяженными трещинами кожи».
Ободочная кишка и осложнения со стороны ободочной кишки при синдроме короткой кишки
Толстый кишечник характеризуется высокой всасывающей способностью не только в отношении жидкости и электролитов, как указывалось выше, но также и в отношении жирных кислот с короткой цепью. Эти вещества служат энергетическим субстратом, так что этим путем можно обеспечить поступление примерно 500 ккал. По приблизительным оценкам, сохранение ободочной кишки из расчета обеспечения энергетических потребностей соответствует примерно 50 см тонкого кишечника. Кроме того, ободочная кишка замедляет прохождение пищевых масс, особенно если сохранен илеоцекальный клапан, что также улучшает всасывание.
Преодолев острые проблемы, связанные с поддержанием водно-электролитного баланса и обеспечения энергетических потребностей, пациенты с сохраненным толстым кишечником часто сталкиваются с
непрерывной диареей. Дело в том, что избыточное поступление углеводов в ободочную кишку может приводить к осмотической диарее. Как вариант может возникать желчная диарея, связанная с неспособностью к полной абсорбции солей желчных кислот. Бактерии, обитающие в толстом кишечнике, расщепляют эти соли и восстанавливают их до желчных кислот, которые стимулируют экскрецию воды и электролитов. В более тяжелых случаях синдрома укороченного кишечника может происходить истощение запасов солей желчных кислот, что в дальнейшем приводит к стеаторее, связанной с неполным расщеплением жирных кислот с длинной цепью. Соли желчных кислот повышают проницаемость ободочной кишки для оксалатов. Поскольку кальций связывается с остатками желчных кислот эффективнее, чем с оксалат-анионом, в результате повышается всасывание оксалатов в кишечнике и, следовательно, усиливается камнеобразование в почках.
В то же время чаще встречаются смешанные желчные камни. Возможно, причина этого — нарушение обмена желчных кислот. И, наконец, при синдроме укороченного кишечника может встречаться лактатный ацидоз — редкий синдром, проявляющийся головной болью, сонливостью, ступором, спутанностью сознания, поведенческими расстройствами, атаксией, нечеткостью зрения, офтальмоплегией и/или нистагмом. Точный механизм развития синдрома неизвестен. Спровоцировать развитие такого синдрома может избыточное потребление углеводов, а назначение антибиотиков устраняет симптоматику. Действительно ли данный синдром связан с поступлением Б-лактата или же с каким-либо другим соединением, достоверно неизвестно. В некоторых случаях назначение неомицина или ванкомицина приводит к устранению симптоматики.
Видео: Алет Далаева, 4 месяца, синдром короткой кишки
Адаптация при синдроме короткой кишки
В результате резекции обширного участка тонкой кишки происходят изменения слизистой оболочки оставшейся части тонкого кишечника. Большая часть экспериментальных работ выполнена на мелких животных, например крысах. Очевидно, что адаптация может происходить лишь при наличии энтерального питания. У пациентов, находящихся на полном парентеральном питании, наступает атрофия слизистой оболочки, но после возврата к энтеральному питанию слизистая оболочка также восстанавливается. Данный механизм к настоящему моменту не изучен, но высказаны предположения о роли различных тропных факторов. Современная теория состоит в следующем: усиленная пролиферация клеток в области крипт приводит к удлинению ворсинок и углублению крипт, в результате чего увеличивается всасывающая поверхность. Поскольку для подвздошной кишки характерны более короткие ворсинки, ее способность к адаптации выше, но, к сожалению, чаще выполняются резекции именно этого сегмента. Стимуляция адаптации при синдроме короткой кишки происходит в три стадии: (I) прямое всасывание нутриентов в кишечнике приводит к локальной гиперплазии- (II) энтеральное питание вызывает высвобождение тропных гормонов и паракринный эффект- (III) повышенная секреция и последующая резорбция жидкости и белков приводит к повышенной загруженности энтероцитов и адаптации.
Видео: Шептулина А.Ф. Синдром короткой и "суперкороткой" кишки. Патогенез диареи. Алгоритмы ведения
У новорожденных, младенцев и маленьких детей адаптация при синдроме короткой кишки проходит другим путем. Продолжающиеся развитие и рост тонкого кишечника способны привести к существенным различиям в степени зависимости от полного парэнтерального питания и восприимчивости пациентов к энтеральной диете.
Очень важно представлять себе лечебную тактику при синдроме короткой кишки . Ряд аспектов больше подходит для пациентов с кишечной недостаточностью, обусловленной наружными кишечными свищами, однако общие принципы применимы в отношении всех пациентов с подобной патологией. Лечебная тактика при синдроме короткой кишки сводится к принципу четырех «Р» — реанимация, реституция (восстановление состояния пациента), реконструкция и реабилитация (resuscitation, restitution, reconstruction and rehabilitation).
Видео: Кирилл Соловьев
ИСХОДЫ ЛЕЧЕНИЯ СИНДРОМА КОРОТКОЙ КИШКИ
Примерно два пациента на миллион находятся на парентеральном питании на дому и в 50% этих случаев возможно рассмотрение вопроса о пересадке тонкого кишечника. В Великобритании это примерно 50 случаев в год (причем 50% — дети). При обследовании в двух французских центрах 124 последовательно обратившихся взрослых пациентов с синдромом короткой кишки, не связанным со злокачественными заболеваниями, установлено, что 2-летняя выживаемость составила 86%, а 5-летняя — 75%. В полном парэнтеральном питании в течение 2 лет нуждались 49% пациентов, а через 5 лет — 45%. Аналогичные результаты были получены в клинике Мейо при обследовании 225 пациентов.