Шизофрения и религиозная мания - религия и психические болезни
Видео: Религиозность и психические заболевания
Видео: Беседа оптинской братии с мон. Иоанном (Адливанкиным)
Гражданка М. до болезни была спокойной, общительной, но очень впечатлительной. Не обладая достаточным образованием и критическим взглядом на суеверия, она подпала под влияние религиозно настроенных людей. Психическое заболевание у М. началось с «пророческого» сна: ей снились «видения». Она сделалась фанатичной, начала поститься, соблюдать все религиозные обряды. Стала плохо спать, много плакать, каяться перед богом в грехах. У нее появились зрительные и слуховые галлюцинации религиозного характера, отличающиеся такой реальностью, что больную никак не удавалось убедить в ложности ее «видений». М. растеряна, не может понять, где она находится, дезориентирована в окружающей обстановке и в собственной личности, поминутно крестится, не проявляет интереса ни к чему, кроме своих бредовых, религиозно окрашенных переживаний. Крайне подозрительно относится она и к окружающим, считает, будто ее хотят убить из-за того, что она «великая грешница». Больной кажется, что и она, и вся ее семья должны погибнуть из-за грехов, поэтому М. заявляет, что «нужно менять ей мужа на крест».
Психическое заболевание у М. прошло в результате лечения у врача.
Иногда подобные и другие выражения психической болезни ведут к полному изменению личности («человека будто подменили»), ослаблению чувствительности, замыканию в себе, отгораживанию от внешнего мира. Очень часто у таких больных мышление как бы расщепляется, отделяется от их собственного «Я». Представления, возникшие и занявшие прочное место в их мозгу, кажутся вызванными извне и приобретают яркую форму. Они выступают в виде обмана чувств, т. е. галлюцинаций, особенно слуховых. Больные слышат «голоса», которых на самом деле нет, и превратно толкуют их происхождение и сущность. Самые противоположные чувства, мысли и действия существуют у этих больных одновременно. Часто, чтобы ни предлагали больному шизофренией (так называется эта психическая болезнь), он делает все наоборот. Например, больному предлагают подойти к врачу, а он уходит в противоположную сторону- его просят открыть глаза, он же закрывает их. Такой больной может повторять одни и те же слова и движения или застывать в одной позе надолго, даже если она для него очень неудобна. Больные шизофренией не реагируют на вопросы или отвечают не но существу, холодны к родным, детям, которых они до болезни нежно любили, ничем не интересуются и равнодушны, даже если им объявляют о смерти близких людей. У них встречаются и самые разнообразные бредовые идеи: отношения, преследования, физического воздействия и многие другие.
Подобные состояния излечимы, так как в распоряжении врачей-психиатров имеется много эффективных средств борьбы с этой и другими психическими болезнями.
Надо заметить, что многие богословские положения могут способствовать возникновению некоторых описанных выше симптомов шизофрении. Прежде всего следует сказать хотя бы несколько слов о религиозном понимании совести, играющем большую роль в жизни верующих. Церковь учит, что внутренний покой и благополучие могут возникнуть только тогда, когда человек «свободен от грехов», когда у него «чистая совесть». Совесть толкуется церковниками как внутренний «глас божий», как страж будущего. Человек, намеревающийся что-либо предпринять, ведет как бы внутреннюю беседу со своей совестью, которая либо предостерегает, либо поощряет его. В этом учении уже видно своего рода раздвоение, расщепление сознания. Верующий усматривает в голосе совести воздействие сверхъестественной силы.
Расщеплению личности способствует также учение церкви об ангелах и дьяволе. Мы уже говорили выше о явлениях «бесовской одержимости», когда человек считал (а церковь его в этом поддерживала), что в нем сидит дьявол. Вера в дьявола приводила (а иногда и теперь приводит) к тяжелым нервным и психическим заболеваниям. История религий содержит многочисленные примеры шизофрении. Здесь и «разговоры» святых с богом или дьяволом, и превращение Савла в Павла, и «голоса» пророков, и многое другое. Встречаются такие случаи (правда, нечасто) и в наше время. Так, одна больная спрашивала врача: «Я слышу, что в оба моих уха кто-то шепчет. Какому голосу я должна повиноваться? В правом ухе я слышу приказания произносить богохульные и непристойные слова, а в левом — нежный голос, который умоляет не поддаваться искушениям сатаны».
Явления такого нарушенного, раздвоенного сознания мы часто находили у людей с глубокими религиозными убеждениями, которые все возникающие у них сомнения в религии подавляют пли, как говорят, оставляют в подсознании. Но эти сомнения не пропадают. Но однажды может случиться, что с виду благочестивый человек в состоянии возбуждения начнет изрыгать страшнейшие богохульства, поносить бога и все церковное. Это значит, что долгое время подавляемые им сомнения вышли на поверхность.
Таким образом, гнетущее влияние религии с ее догматами, вызывающими сомнение в их истинности, приводит к явлениям «одержимости», которые нередко можно объяснить описанным выше.
Подобные и некоторые другие признаки характерны для шизофрении — тяжелого психического заболевания.
Тяжелую болезнь обнаружили врачи-психиатры у больной Н. Все началось с того, что она заболела экземой и обратилась за советом к верующей соседке. Соседка предложила Н. пойти к знахарке в церковь, где она и попала к мошеннице Извековой, о которой мы уже упоминали. До встречи с ней Н. жила нормальной семейной жизнью, ухаживала за своими детьми, любила мужа и мать, хорошо работала.
Необычная для нее религиозная обстановка и устрашающие рассказы Извековой и других богомолок (а их в церкви было немало) произвели на Н. сильное впечатление. Ей посоветовали прежде всего бросить мужа, семью и работу, что она и сделала. Попав под влияние шарлатанов, Н. стала очень религиозной. Психическое заболевание началось с того, что у нее появилась бессонница, тревога, растерянность, пропал интерес ко всему, даже к своим, ранее так любимым, детям. Говорила она только о боге. Однажды она ушла из дому и скрывалась несколько дней за городом, прячась в скирде соломы. Н. утверждала, что в это время ни зверь, ни человек не смели ее трогать, что ей дано от бога «дарование» распознавать злых и добрых. «За мучения мои бог отметил меня», — в экстазе неистово шептала она. Н. стала также утверждать, что ее мать — колдунья и ведьма, преследует ее за веру. Таким образом у больной возникли известные в психиатрии бредовые мысли. В таких случаях ошибочные, неправильные суждения психически больного человека не поддаются никакому исправлению, его нельзя разубедить. Только медицина помогла Н. выйти из этого болезненного состояния.
Или, спрашивается, откуда, как не вследствие психического расстройства (а ведь служители культа объясняют это «божьей благодатью», снизошедшей на угодных богу людей), могли появиться у молоденькой девушки С., только-только вышедшей из школьного возраста, высказывания религиозного характера? Она психически больна вот уже три года. На вопросы С. не отвечает, читает наизусть даже проповеди, поет церковные песни. Говорит о рае и аде, призывает к себе бога, манерна, крестится и закатывает глаза. Себя считает «святой», а кругом — одни «грешники». Убеждена, что на «том свете» получит хитон и вместе с боженькой будет ходить около цветов. При появлении врача назвала его лжепророком, начала цитировать отрывки из Библии, где говорится о страшном суде, о карах, которые якобы испытывают грешники, дьяволы, сатана и все, кто кощунствует, хулит бога, предает святые места надругательствам, не крестит своих детей... Библейские изречения она воспроизводит как стихотворения, при этом приходит в сильное возбуждение, в состояние экстаза. Больную невозможно переключить на другую тему. Считает, что живет не в городе, а в пустыне, крепости, изолированной от бесов дверью с крестами. Врачу вдруг заявляет, что уже «давно все это видела, еще когда ходила в церковь (когда училась в первом классе) с бабушкой». И тут выясняется, что все эти религиозные познания о загробной и церковной жизни больная получала еще в раннем детстве. В детские годы С. находилась под сильным влиянием религиозно настроенной бабушки, читала с ней Библию, Евангелие, посещала церковь и восхищалась церковной живописью. Внешнее благолепие церкви, подкрепленное религиозным дурманом, оказало на впечатлительную девушку со слабой нервной системой пагубное действие. Чрезмерно сильный раздражитель привел ее нервную систему в состояние запредельного торможения, сходного с гипнозом.
Количество подобных примеров можно было бы увеличить. Но и сказанного достаточно, чтобы получить представление о вреде религиозных настроений, которые способствуют возникновению разного рода психических расстройств у людей с неустойчивой психикой.