Физические факторы - реабилитация детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями
Оглавление |
---|
Реабилитация детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями |
Респираторная физиотерапия |
Кинезотерапия |
Физические факторы |
При использовании в целях восстановительного лечения преформированных физических факторов целесообразно руководствоваться классификацией физиотерапевтических методик, которая была предложена на VII Российском конгрессе по болезням органов дыхания. В соответствии с этой классификацией все физические методы лечения условно разделены на группы.
К первой группе относят малоэффективные методики- ко второй — средства симпатической поддержки (различные виды массажа, ингаляции с отхаркивающими средствами, применение токов низкой частоты, электросон и т. д.). Третью группу составляют методики, имеющие выраженную профилактическую направленность (бальнеотерапия, климатолечебные процедуры, респираторная терапия и др.). В четвертую входят специальные методики разной эффективности, но обладающие определенными особенностями, которые позволяют применять их в ситуациях, когда необходимо минимизировать другие виды лечения — в связи с индивидуальной непереносимостью, наличием сопутствующей патологии, при которой иные виды терапии противопоказаны. Кроме того, на ранних этапах реабилитации следует использовать физические методики, обладающие специфическим лечебным эффектом (противовоспалительным, улучшающим дренажную функцию легких и др.). На заключительных этапах (амбулаторно-по-ликлиническом, санаторном) назначают методы, обеспечивающие преимущественно неспецифические лечебные эффекты, которые повышают компенсаторно-приспособительные реакции организма и обладают иммуномодулирующим эффектом. В ряде случаев эти методики (например, баротерапия) могут стать терапией выбора. Пятая группа включает базисные или болезнемодифицирующие физиотерапевтические методики, которые в свою очередь подразделяют на 2 подгруппы. К первой из них относятся методики, связанные с созданием для больного благоприятного микроокружения, — различные виды галотерапии, интервальная гипоксическая тренировка. Методики второй подгруппы оказывают комплексное воздействие в основном за счет влияния на основные механизмы регуляции гомеостаза (центральную нервную систему, нейроэндокринную регуляцию иммунного ответа). Это методики трансцеребрального воздействия электрического поля ультравысокой частоты в сочетании с дециметровым воздействием на область надпочечников или селезенки, а также гелий-неонового лазерного облучения. На их основе легче формировать адекватные лечебные комплексы.
Вибровакуумный иглоаппликационный массаж
Видео: Smrdaki - курортное лечение кожных заболеваний
Одной из современных немедикаментозных технологий восстановительного лечения при хронических бронхолегочных заболеваниях является метод комбинированного воздействия бальнеотерапии и лазеротерапии — гидролазерный душ. Противовоспалительный и иммуно-модулирующий эффекты низкоинтенсивного лазерного излучения, а также общеизвестное влияние бальнеотерапии на состояние центральной и вегетативной нервной системы, повышение реактивности и адаптационных возможностей организма являются основанием для включения гидролазерной терапии в реабилитационный комплекс.
Назначая любой физиотерапевтический метод, важно учитывать индивидуальную реакцию организма ребенка со стороны психоэмоциональной сферы, вегетативной нервной системы, функционального состояния органов и систем. В результате изучения реакции детей, больных бронхиальной астмой, на воздействие гидролазерного душа разработаны показания для дифференцированного назначения различных температурных режимов. Так, детям с гиперсимпатикотонической и нормотонической вегетативной реактивностью показан теплый душ (37°С), а детям с асимпатикотонической вегетативной реактивностью — душ тонизирующей температуры (34-35°С).
Видео: ДЦП - детский церебральный паралич
Небулайзерная терапия
Исследования доказали системное воздействие гидролазерного душа, характеризующееся улучшением показателей функции внешнего дыхания, иммунологического и вегетативного статуса. В результате проведения реабилитационно-оздоровительных мероприятий, включающих гидролазерную терапию, у детей повышается резистентность к респираторным инфекциям.
Во все времена огромную роль в реабилитации больных отводили психотерапии. В первую очередь это относится к детскому организму с его высоколабильной нервной системой.
Научно подтверждено, что повышенная агрессивность, интолерантность к стрессу могут привести к соматическим заболеваниям. И наоборот, рациональная психологическая реабилитация способствует более быстрому восстановлению нарушенных функций организма и выздоровлению. Психологическая реабилитация служит также методом подхода к больному ребенку, его активного вовлечения в процесс восстановительного лечения. При этом врач должен «сотрудничать» и с родителями ребенка. Все это повышает эффективность реабилитации больных детей.
А.Е. Личко и Н.Я. Иванов описали различные психологические реакции на соматическое заболевание — гармоничную, тревожную, ипохондрическую, меланхолическую, апатичную, неврастеническую — и создали модель так называемой внутренней картины болезни — систему понятий и механизмов психологической адаптации к болезни.
Это особенно важно учитывать в отношении детей, больных бронхиальной астмой. Особый психологический климат в семье ребенка, страдающего хроническим заболеванием, сопутствующие негативные факторы (ограничения в получении образования и физическом развитии, материальные расходы и морально-эмоциональные нагрузки, связанные с уходом за больным ребенком, и т. д.), — все это обусловливает огромную социальную значимость проблемы. И здесь одним из решающих факторов эффективности лечения является сотрудничество врача с пациентом и его семьей.
Международный консенсунс по проблемам диагностики и лечения бронхиальной астмы, определив приоритетные направления в борьбе с этим заболеванием, указал, что на всех этапах реабилитации необходимо использовать специальные образовательные программы. Одной из наиболее эффективных форм реализации этих рекомендаций является организация астма-школ (клубов).
Аппаратная магнитотерапия
Видео: О практике применения метода BFM
В ходе наших исследований было установлено, что на результативность образовательных программ влияет исходное психоэмоциональное состояние ребенка.
Неадекватная внутренняя картина заболевания значительно усложняет взаимоотношения врача и пациента, негативно влияет на течение заболевания, что в ряде случаев приводит к тяжелой невротизации.
Поэтому при разработке образовательных программ нужно обязательно учитывать особенности реагирования ребенка на болезнь как критерий для дифференцированного применения различных форм обучения.
Нами доказана целесообразность использования индивидуального обучения в астма-школе для детей с анозогнозическим (легкомысленным) отношением к болезни и интерпсихическим (когда ребенок стесняется своего заболевания или использует его в своих целях) типом реагирования.
В рамках астма-школы осуществляются не только психотерапевтические, но и реабилитацийно-оздоровительные мероприятия.
Таким образом, комплекс реабилитационных программ для детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями необходимо разрабатывать с использованием синдромно-патогенетического подхода к выбору методов восстановительного лечения, а также с учетом индивидуальной реакции организма больного ребенка на воздействие физических факторов и особенностей течения заболевания на этапах реабилитации. Перечисленные принципы были положены в основу разработанного нами дифференцированного алгоритма реабилитации детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями. Благодаря применению этого комплекса частота обострений заболевания уменьшилась у наших пациентов в 1,8 раза, у 75 % детей изменилось отношение к болезни, а эффективность восстановительного лечения повысилась в 1,3 раза.