Физикальное обследование - гиперпролактинемия

Анамнез гиперпролактинемии
Физикальное обследование
Диагностические исследования
Оценка

У женщин с гиперпролактинемией полный осмотр включает в себя оценку неврологического статуса больной, исследование щитовидной железы, а также тщательный осмотр молочных желез и исследование органов таза.

Общий осмотр подразумевает оценку общего физического состояния, роста и массы тела, признаков гирсутизма (гипертрихоза) и следов внутривенных инъекций. Следует оценивать неврологический статус больного, в частности, чтобы исключить нарушения зрения (битемпоральная гемианопсия), а также осмотреть шрамы на голове после предшествующих травм или операций. Необходимо определить величину и консистенцию щитовидной железы. Травмы грудной клетки и опоясывающий лишай также должны быть исключены.

Как правило, молочные железы у больных гиперпролактинемией развиты хорошо. Исследование молочной железы с целью обнаружения галактореи заключается в сцеживании ее движениями от краев ареолы к центру соска. Появление молока указывает на галакторею. Наша практика подтверждает, что если выделения похожи на молоко, то это оно и есть, и посылать пробу на цитологический анализ, определение жира или какие-либо другие анализы нецелесообразно. Галакторея всегда бывает двусторонней, количество выделяемого молока не имеет значения. Даже совсем незначительные выделения могут вызываться очень высоким содержанием ПРЛ.
Впрочем не все выделения из соска являются галактореей. Другими секретами могут быть кровь (указывает на возможную внутрипротоковую папиллому или рак), гной (предположительно, вследствие внутрипротоковой инфекции) и очень часто чистая прозрачная жидкость (не имеет большого значения и часто встречается у рожавших женщин).

При исследовании органов таза обычно не обнаруживается патология, но матка может быть довольно маленькой- придатки обычно не увеличены, безболезненны. Увеличение матки указывает на возможную беременность, которая и обусловливает повышение уровня ПРЛ.

У большинства больных данные физикального исследования не обнаруживают патологию, за исключением того, что у % гиперпролактинемических больных бывает обнаружена галакторея.