тут:

Ревматоидные факторы - ревматические болезни у детей

Оглавление
Ревматические болезни у детей
Ревматоидные факторы
Список литературы

Ревматоидные факторы

Ревматоидные факторы — это группа антител, которые реагируют с Fc-участком IgG-иммуноглобулинов. Эти антитела не специфичны по отношению к аутологичному иммуноглобулину и могут реагировать с иммуноглобулинами других лиц или с иммуноглобулинами животных. Ревматоидные факторы, которые выявляют с помощью обычных методов агглютинации, таких, как реакция агглютинации латекса и реакция агглютинации эритроцитов барана, являются 19 S IgM-иммуноглобулинами- антитела против иммуноглобулинов, относящиеся к IgG и IgA, могут быть выявлены с помощью других методов. Появление ревматоидных факторов при хронических инфекциях или при таких экспериментальных ситуациях, как гипериммунизация животных, дает основание считать, что они вырабатываются в результате длительной иммуностимуляции, хронической инфекции или воспаления.

Ревматоидные факторы, особенно класса IgM, выявляемые с помощью классических методов агглютинации, тесно ассоциируются с классической формой ревматоидного артрита у взрослых- у таких больных они присутствуют в высоких титрах на протяжении всей болезни. Ревматоидные факторы обнаруживаются также у некоторых больных ювенильным ревматоидным артритом, напоминающим классический ревматоидный артрит взрослых. Ревматоидные факторы, однако, неспецифичны для ревматоидного артрита и не имеют диагностического значения. Они выявляются и при других ревматических болезнях (системная красная волчанка, склеродермия), хроническом активном гепатите, хронических инфекциях (таких, как бактериальный эндокардит, паразитарные инвазии), лейкозе и злокачественных новообразованиях лимфоидной ткани, при некоторых вирусных инфекциях- помимо этого, ревматоидные факторы удается обнаружить после иммунизации, хирургических операций на открытом сердце, трансплантации органов, а также у здоровых лиц преклонного возраста. Многие дети, у которых транзиторно отмечаются ревматоидные факторы в низком титре, в прошлом, по-видимому, недавно переносили вирусные болезни. Ревматоидные факторы сами по себе не являются причиной заболевания. Их присутствие не обязательно для развития хронического синовита- они могут играть определенную роль в поддержании воспаления в синовиальной ткани у больных ревматоидным артритом за счет формирования иммунных комплексов с иммуноглобулинами.

Антинуклеарные антитела представляют собой группу антител, которые реагируют с различными компонентами клеточного ядра, включая дезоксирибонуклеопротеин (ДНП), дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК), рибонуклеопротеин (РНП), рибонуклеиновую кислоту (РНК), SM-антиген (растворимый нуклеопротеиновый антиген) и многие другие. До сих пор не выяснено, какие стимулы вызывают продукцию этих антител. Антинуклеарные антитела, по-видимому, не специфичны для каких-либо органов или видов клеток. Обычно эти антитела выявляют методом иммунофлюоресцентного окрашивания с использованием срезов замороженных тканей.

Антинуклеарные антитела не имеют абсолютного диагностического значения и не являются абсолютно специфичными для какой-либо конкретной болезни. Они присутствуют практически у 100% больных системной красной волчанкой (СКВ), а также обнаруживаются у больных ревматоидным артритом и склеродермией. Для синдрома, названного смешанным соединительнотканным заболеванием, характерно наличие антител к РНП. К неревматическим заболеваниям, при которых удается обнаружить антинуклеарные антитела, относятся лекарственная волчанка (вызванная противосудорожными средствами, противозачаточными препаратами, прокаинамидом), некоторые инфекции (главным образом вызванные вирусом Эпштейна-Барра), некоторые злокачественные новообразования и нормальный процесс старения. Высокий титр антинуклеарных антител наиболее характерен для СКВ и смешанного соединительнотканного заболевания. Антитела, реагирующие с ДНК, обычно обнаруживаются только у больных активной системной красной волчанкой.

LE-клетки являются результатом взаимодействия антинуклеарных антител с ДНК. In vitro эти антитела реагируют с ядрами клеток периферической крови, в результате чего последние фагоцитируются лейкоцитами, LE-клетка представляет собой нейтрофильный лейкоцит, поглотивший такое ядро. Тест на LE-клетки в настоящее время имеет лишь историческое значение и не используется в широкой практике.

Комплемент представляет собой группу сывороточных белков, которые после активации вступают в реакцию в определенной последовательности- эти белки определяют некоторые аспекты воспаления и повреждения клеток. Определение уровня комплемента в сыворотке помогает оценить активность системной красной волчанки (СКВ) и других болезней, сопровождающихся образованием иммунных комплексов- низкий уровень комплемента в сыворотке свидетельствует о потреблении его иммунными комплексами и, следовательно, об активности болезни.

Измерение общего гемолитического комплемента сыворотки является, по-видимому, наиболее информативным тестом. Измерение уровня компонентов комплемента, например СЗ или С4, дает представление только о количестве данного белка, но не о его биологической активности. Определение комплемента имеет диагностическое значение лишь при редких наследственных формах недостаточности компонентов комплемента.

Определение иммунных комплексов. Иммунные комплексы, состоящие из антигена и антител, вызывают повреждение тканей при некоторых ревматических болезнях, главным образом при СКВ, а также при ряде других болезней (например, инфекциях). Однако определение иммунных комплексов имеет ограниченное значение для оценки состояния больных. К наиболее часто используемым методам определения иммунных комплексов относятся тест связывания Clq и тест на клетках Raji. Значение таких исследований для клинической медицины окончательно не установлено.

Сывороточные белки и иммуноглобулины. У больных с активными воспалительными процессами часто обнаруживаются повышенные уровни гамма-глобулинов и альфа2-глобулинов. Эти показатели не являются специфичными. В наибольшей степени они возрастают при cистемной красной волчанке. Уровень одного или нескольких специфических иммуноглобулинов может также повышаться у больных с ревматическими заболеваниями- однако и в этих случаях
указанные сдвиги не имеют диагностического значения. У больных с хроническим воспалительным процессом любого генеза может быть снижен уровень сывороточного альбумина.

Система гистосовместимости (HLA). Информация, касающаяся связи антигенов гистосовместимости (антигенов HLA) с определенными болезнями, дает представление о генетически обусловленной восприимчивости к заболеваниям. Антигены гистосовместимости локализуются на поверхности большинства клеток человека. Они определяют приживление или отторжение тканевых трансплантатов. Генные локусы, детерминирующие антигены HLA, расположены на 6-й хромосоме- в настоящее время известны локусы А, В, С, D и DR. Система гистосовместимости HLA весьма сложна, каждый локус имеет множество аллелей.

Распространенность различных аллелей системы HLA варьируется в разных этнических группах. Для определения антигенов локусов А, В, С и DR нужны антисыворотки известной специфичности, а для типирования антигенов локуса D — клетки известной специфичности.

Видео: Елизавета Боярская навестила больных детей (новости)

Биологическая роль антигенов HLA, помимо их значения для тканевой совместимости, изучена далеко не полностью. Гены системы HLA локализуются на 6-й хромосоме в тесной близости-с целым рядом генных локусов, которые, как известно, играют важную роль в иммунной системе. Среди них следует отметить локусы, детерминирующие синтез различных компонентов комплемента, и, по-видимому, локусы детерминирующие иммунную реактивность. Поскольку антигены HLA являются генетически обусловленными признаками, которые поддаются точной идентификации, их можно использовать для получения информации как об ассоциации с болезнями (связь определенных болезней с определенными антигенами HLA), так и о сцепленности с болезнями (передача патологического признака в сочетании с определенными антигенами HLA от поколения к поколению одной семьи). Последнее возможно благодаря близкому соседству на 6-й хромосоме генов, детерминирующих патологический признак, и генов системы HLA.

У человека наиболее ярким примером ассоциации заболеваний с антигенами системы HLA является сочетание антигена HLA-B27 с анкилозирующим спондилитом- 95% больных анкилозирующим спондилитом имеют антиген HLA-B27, тогда как в контрольной группе белого населения Северной Америки его частота составляет лишь 6%. Относительный риск развития анкилозирующего спондилита у лиц, являющихся носителем антигена HLA-B27, в 90 раз выше, чем у лиц, не имеющих этого антигена. По оценкам, от 8 до 20% носителей антигена HLA-B27 действительно страдают анкилозирующим спондилитом или родственными заболеваниями. С антигеном HLA-B27 ассоциированы синдром Рейтера, спондилит, сопутствующий колиту и псориазу, острый иридоциклит, олигоартрит, наблюдаемый у подростков и взрослых, а также «реактивный» артрит, отмечающийся при инфекциях, вызванных сальмонеллами, шигеллами и иерсиниями. До сих пор не ясно, связана ли склонность к этим заболеваниям непосредственно с самим антигеном HLA-B27 или она обусловлена сцепленным генетическим признаком, имеющим, возможно, иммунную природу. Ассоциация перечисленных «спондилоартропатических» заболеваний с антигеном HLA-B27 наблюдается в разных этнических группах населения. Каких-либо ассоциаций перечисленных заболеваний с антигенами HLA-D не обнаружено.

Антиген HLA-B27 связан лишь с одной подгруппой артрита у детей — с поздним артритом, при котором поражается небольшое число суставов (тип II)- следует отметить, что у этой группы детей вполне может иметь место начальная стадия анкилозирующего спондилита или какой-либо другой спондилоартропатии. Антигены DRW6 и DRW8 и DRW5 могут сочетаться с ювенильным ревматоидным артритом, характеризующимся поражением небольшого числа суставов (тип I), и хроническим иридоциклитом, a DRW4 — с положительным по ревматоидному фактору полиартритом.

Среди населения Северной Америки и Европы с антигенами HLA-B8 и HLA-DW3/DR3 ассоциируется другая группа заболеваний. К ней относятся хронический активный гепатит, целиакия, терпетиформный дерматит, сочетающийся с нарушениями всасывания, инсулинзависимый сахарный диабет, тиреоидит, болезнь Грейвса, болезнь Аддисона, тяжелая миастения, синдром Шегрена, дерматомиозит у детей и, возможно, системная красная волчанка.

Общей чертой всех этих болезней является хронический воспалительный процесс, часто сопровождающийся образованием антител, реагирующих с тканями человека («аутоантитела»), и воспалительное поражение эндокринных органов. Для носителей антигенов В8—DW3/DR3 риск возникновения любого из этих заболеваний относительно невысок, причем антигены локуса D в большей степени связаны с этими болезнями, чем антигены локуса В. Исследование гистосовместимости позволило выявить гетерогенные подгруппы некоторых из этих заболевший: например, сахарного диабета (только инсулинзависимая форма сахарного диабета связана с В8—DW3/DR3) и герпетиформного дерматита (только герпетиформный дерматит, которому способствует нарушение всасывания, связан с В8—DW3/DR3). В разных расовых группах вышеуказанные заболевания могут быть ассоциированы с разными антигенами HLA.
Другие болезни человека, в частности рассеянный склероз « псориаз, имеют иную связь с антигенами локусов HLA-B и HLA-D. Небольшое число болезней связано в основном с антигенами локуса А, одной из таких болезней является гемахромотоз. Ревматоидный артрит взрослых ассоциирован только с антигенами HLA-D (DW4/DR4) и не связан антигенами локусов с А, В и С.

Среди болезней человека, которые сцеплены с системой HLA, т. е. наследуются вместе с антигенами системы гистосовместимости из поколения в поколение, следует отметить врожденную недостаточность компонентов комплемента С1 и С4, врожденную гиперплазию надпочечников и, возможно, предрасположенность к сенной лихорадке с гиперчувствительностью к пыльце амброзии.

Фенотип HLA в настоящее время не является диагностическим критерием какого-либо заболевания и его определение имеет небольшое практическое значение для клинической медицины. Исключение составляет титрование HLA для подбора доноров и реципиентов при трансплантации. Потенциально типирование HLA можно использовать для пренатальной диагностики сцепленных с HLA болезней, таких как недостаточность С4. Изучение гистосовместимости чрезвычайно важно для классификации болезней и для поисков возможных генетических факторов, предрасполагающих человека к различным болезням. Причины ассоциаций антигенов гистосовместимости с некоторыми болезнями человека еще предстоит объяснить.



Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее