тут:

Реакция отторжения

Возникает вопрос, действительно ли совместимость антигенов донора и реци­пиента означает настоящее приживление трансплантата? К сожалению, нет. В про­цессе эволюции в борьбе за существование живой организм научился реагировать на любой чужой белок (ткани, клетки) как на врага. В кровяное русло выделяются антитела, способные уничтожить “чужих” — антигены, т. е. организм реципиента отвечает реакцией отторжения.

Это является причиной гибели тка­невых трансплантатов. Реакция отторжения тем силь­нее, чем значительнее генетические отличия между донором и реципиентом и боль­ше степень несовместимости. Она направлена на изоляцию, разруше­ние и отторжение трансплантата — это и есть трансплантационный иммунитет.

Симптомы

Клинические проявления кризов реакции отторжения трансплантата свидетельствуют о том, что они имеют разный характер. Субклиническая стадия отторжения (от 3 до 10 дней) проявляется общим недомоганием, повышением температуры тела, бессонницей, экстрасистолией. В моче больного обнаруживают белок, клетки крови. Острая ста­дия характеризуется набуханием и потерей функции пересаженного органа, возник­новением тромбов в его сосудах и повреждением сосудистого эпителия. На 10—14-й день возможно отторжение органа. У больного возникает озноб, учащается пульс, резко снижается артериальное давление, появляются лейкоцитоз (с преобладанием базофильных мононуклеаров), сильная боль в пересаженном органе.

Устанавливается это с помощью кли­нических, электрофизиологических, биохимических, цитологических, иммунологи­ческих и радиоизотопных методов исследования.

Отторжение разных органов происходит по-разному. Пересаженная кожа дает бурную реакцию отторжения, пересаженное сердце — острый и хронический кризы, анатогичные кризам, наблюдаемым при пересадке печени и почек. Пересаженные алло- и ксеногенные сосуды не обусловливают реакции отторжения, замещаясь (адвентиция, интима) тканями реципиента. По словам М.П. Дубинина, несовместимость закодирована в нашей наследственности так же, как и цвет глаз, строение волос и любые другие признаки.

Лечение

Применение лекарственных средств позволяет затормозить острую стадию отторжения, после чего реакция отторжения может повторяться.

Чтобы уменьшить несовместимость, остановить реакцию отторжения, назнача­ют иммунодепрессивные лекарственные средства. Состояние, развивающееся в ре­зультате применения этих препаратов, называется иммунодепрессивным.

Различают физические, химические и биологические методы угнетения реак­ции отторжения. К физическим методам относятся лучевая терапия, применение радиоизотопов. Во время первой пересадки сердца реципиент Луис Вашканский был тотально облучен. Организм потерял способность бороться даже с банальной инфекцией, и больной погиб от двустороннего воспаления легких через 18 дней. Однако заметим, что Л. Вашканский болел сахарным диабетом, который значитель­но отягощает любое заболевание.

В настоящее время тотальное облучение не применяется. Очень редко выпол­няют местное облучение.

К химическим методам угнетения отторжения относится применение антиметаболитов, в частности пуриновых метаболитов (имуран, азатиоприн, 6-меркаптопурин), пиримидиновых основ (5-фторурацил, бромурацил). Широко используются глюкокортикостероиды — преднизон, преднизолон, гидрокортизон.

Биологические методы состоят в применении разных антибиотиков (левомицетина, актиномицина С), антилимфоцитарных и антитимоцитарных глобули­нов (АЛГ), моноклональных антител. В 1978 г. был открыт циклоспорин А — пре­парат, который осуществил переворот в трансплантологии. За период с 1978 по 1985 г. выживаемость среди 1620 больных, которым было пересажено сердце и назначен циклоспорин А. на протяжении первого года составляла 78,95 %. пяти лет — 76,7 %. После пяти лет вероятность возникновения осложнений была чрез­вычайно низкой.

Видео:

  • Поделись в соц.сетях:

    Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Похожее