Наркоз - клиническая реоэнцефалография
Видео: Анестезия нижней челюсти
Видео: Применение наркоза в ветеринарии: тиопенат и эпидуральная анестезия
Т. П. Жукова (1953), Б. Н. Клосовский и Е. Н. Космарская (1961) установили, что начальная фаза медикаментозного сна характеризуется уменьшением кровенаполнения полушарий головного мозга, а во время наиболее глубокого сна кровенаполнение мозга значительно возрастает.
Вещества, угнетающие деятельность нервной системы, применяемые в хирургии для наркоза, обладают способностью заметно снижать интенсивность тканевого дыхания в мозгу (Kety, 1950- McJlwain, 1962). Так, при тиопенталовом наркозе интенсивность тканевого дыхания в мозгу уменьшается на 35% по сравнению с нормой, что сопровождается, согласно данным McJlwain, некоторым расширением сосудистого русла мозга и, следовательно, усилением скорости кровотока. В то же время Pierce, Lambersten с соавт. (1962) наблюдали уменьшение мозгового кровотока у людей после введения тиопентала приблизительно на 50% от нормального уровня. Такой эффект тиопентала указанные авторы пытаются объяснить его непосредственным воздействием не только на тканевый обмен, но и на гладкую мускулатуру сосудов, поскольку полоска гладкой мышцы аорты кролика в эксперименте сокращается от тиопентала и, кроме того, он усиливает вазокострикторный эффект норадреналина. Wollman и Craighead (1965) объясняют уменьшение мозгового кровотока под влиянием тиопентала и закиси азота снижением напряжения СО2, так как в их наблюдениях у здоровых добровольцев при отсутствии падения напряжения углекислоты мозговой кровоток оставался во время наркоза на нормальном уровне. Эти данные о влиянии наркоза на мозговое кровообращение получены с помощью газоаналитического метода.
Длительное наблюдение за состоянием мозгового кровообращения стало возможным благодаря РЭГ. Однако, как вполне обоснованно отмечает Jenkner (1962а), оценка РЭГ-изменений под влиянием наркоза значительно затрудняется, так как само оперативное вмешательство и гипервентиляция в связи с искусственным дыханием также могут влиять на мозговое кровообращение. Поэтому о влиянии того или иного наркотика на мозговое кровообращение можно судить лишь во время вводного наркоза, т. е. до начала оперативного вмешательства.
В наших наблюдениях тотчас после внутривенного введения тиопентала наступало уменьшение амплитуды РЭГ на 40% (при снижении напряжения СО2 до 18,3—22,1 мм рт. ст.), что указывает на заметное уменьшение кровенаполнения мозга и гипокапническую природу этого феномена. М. И. Кузин, Г. О. Лурье, Э. А. Богданова и В. С. Сачков (1965), Г. О. Лурье (1965) во время гексеналового вводного наркоза также наблюдали значительное уменьшение амплитуды РЭГ-волн, указывающее на снижение мозгового кровотока, что, по их мнению, связано с угнетением кровообращения под влиянием этого барбитурата.
Динамика РЭГ во время самой операции, как вполне обоснованно подчеркивают эти авторы, отражает уже влияние этапов обезболивания и характера оперативного вмешательства на интенсивность мозгового кровообращения. Последнее соответствовало клиническим проявлениям гипоксии вследствие недостаточной вентиляции. Наконец, М. И. Кузину с соавт. (1965) на основании сопоставления данных ЭЭГ и РЭГ в ряде случаев удалось отличить углубление наркоза за счет наркотика от ухудшения состояния больного в результате нарастания гипоксии и гиперкапнии.