Особенности кровообращения в головном мозгу - клиническая реоэнцефалография
Видео: 13 Депрессии, расстройства памяти
Видео: НЕЙРОСТРОНГ натуральный препарат для улучшения микроциркуляции, повышения эффективности кровоснабжен
Кровообращение головного мозга характеризуется специфическими особенностями, обусловленными его сложной структурной и функциональной организацией (Б. Н. Клосовский, 1951- А. А. Кедров и А. И. Науменко, 1954- Lazorthes, 1961- М. И. Холоденко, 1963).
Объем крови, протекающей через головной мозг человека, составляет, как правило, значительную часть (у взрослых примерно 15%) общего объема крови (Scheinberg, Stead, 1949- Bard, 1956). Из общего количества кислорода, поступающего в организм с вдыхаемым воздухом, головной мозг потребляет 20—25% (Mangold, 1954- Fazekas, Kleh, Parrisch, 1955- Mcllwain, 1962).
Кроме массы циркулирующей крови, очень важным фактором, определяющим интенсивность кровоснабжения мозга, является скорость кровотока. Известно, что скорость артериального кровотока в мозгу значительно больше, чем в других органах.
Такое интенсивное кровоснабжение обеспечивается большой и сложной сетью мозговых сосудов с разнообразной ангиоархитектоникой (Pfeifer, 1928- Б. Н. Клосовский, 1951, 1960- Б. Н. Клосовский, Е. Н. Космарская, 1961, и др.).
Кровоснабжение мозга осуществляется двумя парами магистральных артерий — внутренними сонными и позвоночными, образующими на основании мозга виллизиев круг. Виллизиев круг является мощным коллектором, обеспечивающим распределение крови в головном мозгу. Вследствие равенства давления в правых и левых, а также передних и задних половинах виллизиева круга в определенных местах передней и задних соединительных артерий образуются «мертвые пункты», в которых движения крови нет. Следовательно, кровь из разных сосудов в пределах виллизиева круга в физиологических условиях не смешивается, а попадает в зону васкуляризации.
Заднемозговая циркуляция поддерживается кровотоком из позвоночных артерий, причем после их слияния в основную артерию кровь из правой позвоночной артерии течет строго по правой половине a. basilaris, а из левой позвоночной — по ее левой половине (McDonald, Potter, 1951- McDonald, 1960- Dorizzi, Ayala, Vanadia, 1964, и др.). Возможно, равномерному распределению крови по гомолатеральным сторонам способствуют и сосудистые пучки, отходящие от дорсальных сторон позвоночных артерий у места их слияния (С. М. Огнева, 1957).
Однако даже при незначительном уменьшении давления в каком-нибудь из магистральных сосудов (прижатие артерий на шее при резких движениях головы или при сдавлении шеи) сейчас же происходит переток крови в направлении снизившегося давления. Из сказанного видно, что динамика кровоснабжения мозга даже в физиологических условиях зависит от состояния коллатерального кровообращения. Виллизиев круг является наиболее мощной и постоянно действующей системой анастомозов (Rogers, 1947), обеспечивающей коллатеральное кровообращение в обоих полушариях. Кроме того, существуют еще две системы анастомотических связей, не функционирующие в нормальных условиях, но приобретающие важное значение в условиях сосудистой патологии. Это связи внутренней сонной и позвоночной артерий с наружной сонной артерией и анастомозы трех мозговых артерий между собой на поверхности мозга.
Общая масса внутричерепного содержимого (мозговое вещество, артериальная кровь, венозная кровь и ликвор) относительно постоянна. Приток артериальной крови — важный фактор для поддержания внутричерепного давления. Изменение кровенаполнения мозга сказывается на давлении ликвора. Гемодинамика в головном мозгу поддерживается пульсовыми движениями крови (Ries, 1920- Е. К. Сепп, 1928- А. А. Кедров и А. И. Науменко, 1954). Ритмические колебания объема мозговых сосудов (пульсация мозга) связаны с активным сужением и расширением сосудов и перемещением ликвора, а также находятся в зависимости от ряда .влияний, в частности от сокращений сердца и дыхания (присасывающего действия грудной клетки, способствующего венозному оттоку от мозга).
Отток крови из полости черепа осуществляется по развитой венозной системе (вены, синусы, венозные выпускники), открыто сообщающейся с внечерепными венами. Анатомическое и функциональное единство мозговых вен с внечерепными венами и отсутствие в них клапанов обеспечивают возможность кровотока в разных направлениях.
Используя эти особенности венозного кровообращения головы, А. А. Кедров и А. И. Науменко (1954) при изучении церебральной гемодинамики собак с помощью электрической плетизмографии получили экспериментальные данные, подтверждающие пульсовый характер движения крови в сосудах мозга в закрытом черепе, которое оспаривалось некоторыми исследователями (Б. Н. Клосовский, 1951). Постоянные пульсовые и дыхательные колебания внутричерепного давления в закрытом черепе согласно их данным возможны благодаря наличию своеобразных приспособительных механизмов: с одной стороны, существованию пульсового венозного оттока из полости черепа и, с другой,— благодаря перемещению ликвора из полости, черепа в спинномозговую полость в связи с разными фазами дыхания. Это позже подтвердилось также в исследованиях Ю. Е. Москаленко и А. И. Науменко (1957). Они определили не только характер этих колебаний (пульсовых волн, дыхательных и волн третьего порядка), но и их абсолютные величины. В замкнутой полости черепа объем мозга колеблется незначительно благодаря тому, что он окружен со всех сторон несжимаемым ликвором и при пульсовых колебаниях давление крови встречает со всех сторон противодавление. Согласно данным ряда авторов (Ryder, Kristoff, Evans, 1951- А. И. Науменко и Н. Н. Василевский, 1962), соотношения между изменениями внутричерепного давления и объема ликвора при определенных условиях являются экспоненциальными.
Церебральная гемодинамика, таким образом, отличается от кровоснабжения других органов не только большей интенсивностью и постоянством, но и, как отмечено выше, особенностями коллатерального кровообращения, а также тесной взаимосвязью с ликворообращением. Последняя проявляется главным образом в большой взаимозависимости между венозным и ликворным давлением. При венозном застое мозга развивается ликворная гипертензия.
Наряду с существованием взаимосвязи между циркуляцией крови и ликвора имеется тесная взаимозависимость между состоянием регионарного кровотока и функциональной активностью различных образований мозга. Усиление кровообращения в одних структурных образованиях мозга при их усиленной деятельности сопровождается уменьшением кровоснабжения других, находящихся в это время в состоянии относительного покоя (Б. Н. Клосовский, 1951- Schmidt, 1950- Е. Д. Антошкина и А. И. Науменко, 1960- Г. П. Конради и Д. И. Паролла, 1963- Kety, 1962- Л. А. Луговой, 1964).
Благодаря богатому интракраниальному коллатеральному кровотоку — как артериальному, так и венозному — в обоих полушариях нет области, которая обеспечивалась бы исключительно одной магистральной артерией или одной магистральной веной. Это обстоятельство, наряду с перераспределением крови в мозгу в зависимости от функциональной активности различных его образований, предопределяет целесообразность изучения регионарной гемодинамики мозга одновременно в нескольких его областях. Ряд авторов (Г. П. Конради и Д. И. Паролла, 1963- Lassen, Ingvar, 1963, и др.) отмечают, что разработка методов исследования кровотока в ограниченной области головного мозга может иметь большое клиническое значение.