Изменения рэг при сочетанных поражениях сонной и позвоночной артерий - клиническая реоэнцефалография
Нами исследованы РЭГ у 26 больных с сочетанными поражениями внутренней сонной и позвоночной артерий (диагноз верифицирован ангиографически). У 6 больных была обнаружена односторонняя полная закупорка, у 13 —односторонний стеноз внутренней сонной и позвоночной артерий, у остальных— сочетание закупорки одной артерии со стенозом другой. У 6 больных отмечалась двусторонняя окклюзия внутренней сонной и одной позвоночной артерии, у 3 — двусторонняя окклюзия позвоночной и одной внутренней сонной артерий.
Как следовало ожидать, РЭГ-исследования выявили выраженную асимметрию кровенаполнения не только полушарий, но и затылочных областей мозга. Реографические волны были значительно закруглены, уплощены на стороне окклюзии, с почти полным исчезновением дикротического зубца, что указывало на резко выраженное склеротическое изменение мозговых сосудов в бассейне пораженных магистральных артерий шеи. Особенно выраженный дефицит кровоснабжения одноименного полушария выявлялся у больных с поражением трех магистральных сосудов. Это сопровождалось грубыми нарушениями функций корковых, подкорковых и стволовых образований.
Развитие резко выраженного дефицита кровоснабжения мозга при сочетанных поражениях двух и особенно трех магистральных сосудов обусловлено не только механической окклюзией, но и ограничением компенсаторных возможностей виллизиева круга.
Однако даже при полной закупорке двух внутренних сонных и одной позвоночной артерий, как указывалось выше (см. рис. 48 и 51),но при отсутствии выраженных атеросклеротических изменений мозговых сосудов благодаря развитию достаточно эффективного коллатерального кровообращения возможно почти полное восстановление нарушенных функций. Коллатеральное кровообращение в этих случаях осуществлялось из обоих наружных сонных и непострадавшей позвоночной артерий. При одностороннем сочетанном поражении внутренней сонной и позвоночной артерий коллатеральный кровоток в значительной степени обеспечивался через переднюю соединяющую артерию и в меньшей степени — из наружной сонной артерии на той же стороне.
Иногда, как у больного А., 59 лет, с полной закупоркой внутренней сонной и позвоночной артерий слева, несмотря на отсутствие перетока контраста через переднюю соединительную артерию (разобщение виллизиева круга), на фоне слабой выраженности полушарных, затылочных, а также фронто-темпоральных РЭГ слева (отражающих состояние кровенаполнения в проксимальном отделе передней мозговой артерии) можно было отметить резкое увеличение амплитуды фронтоцентральных РЭГ и заметное увеличение амплитуды париетоцентральных РЭГ (рис. 72). Такое улучшение кровенаполнения в зоне поверхностных, дистальных ветвей передней и средней мозговых артерий отражало, по-видимому, усиление коллатерального кровотока через корково-менингеальные анастомозы (Rosergy, Welch, 1954- Wiener, Berry, Kundin, 1964).
Функциональные нагрузки вызывали закономерные изменения РЭГ, характерные для окклюзирующего поражения как внутренней сонной, так и позвоночной артерий, что позволяло нам диагностировать в таких случаях сочетанную их патологию.
Рис. 72. Выраженная межполушарная асимметрия полушарных (FM), лобно-височных (FT) и затылочных (ОМ, ОР) РЭГ за счет уменьшения и уплощения реографических волн слева у больного А. с полной закупоркой левых внутренней сонной и позвоночной артерий.
Следует отметить, что при сдавлении общей сонной артерии наблюдалось уменьшение амплитуды не только полушарных, но и, затылочных РЭГ. Уменьшение кровенаполнения затылочной области при компрессии общей сонной артерии связано, по-видимому, как со снижением окольного кровотока из системы внутренней сонной в вертебрально-базилярную систему (Sanchep, Lopes-Escobur, 1961- Titrud, 1962), так и с тем бесспорным фактом, что при окципитомастоидальном расположении электродов захватывается, зона, снабжаемая ветвями средней мозговой артерии, (aa. parietooccipital и temporalis posterior), а при окципито-париетальном расположении электродов— область васкуляризации аа. parietalis anterior и posterior.
Этим, очевидно, можно объяснить наблюдающееся при сдавлении общей сонной артерии уменьшение амплитуды затылочных РЭГ в наших исследованиях и сообщениях Martin, France и Vaney (1965).
Совпадение данных РЭГ и ангиограмм при сочетанных окклюзирующих поражениях внутренней сонной и позвоночной артерий отмечалось у 19 из 26 больных, т. е. в 73% случаев (см. рис. 47, Г).
Рис. 73. Ангиограмма больного Б., 49 лет, с полной закупоркой безымянной артерии.
Нарушения мозгового кровообращения нередко могут быть обусловлены окклюзирующими поражениями не только сонных и позвоночных артерий, но и отходящих от дуги аорты крупных артериальных стволов (Н. Н. Боголепов, 1966). Синхронно проводимая глобальная и регионарная РЭГ в сочетании с записью реограмм кожно-мышечного покрова виска, рук и ног помогает в таких случаях диагностировать уровень окклюзии сосудистого русла, начиная от безымянной артерии до основных артерий мозга.
Полная закупорка безымянной артерии у наблюдавшихся нами 5 больных сопровождалась уменьшением кровенаполнения и повышением тонуса сосудов одноименного полушария,
затылочной области, виска и рук на стороне поражения при хорошем кровоснабжении обеих ног (рис. 73 и 74).
Рис. 74. Реограммы того же больного Б.
Выраженная асимметрия затылочных (ОМ) и полушарных (FM) РЭГ, а также реограмм кожно-мышечного покрова виска (ТТ1), предплечья и кисти за счет снижения пульсовых волн справа. Реограммы голени симметричны, d1 и S1— первые производные кривых.
У 7 больных с полной закупоркой устья подключичной артерии было выявлено значительное уменьшение кровенаполнения затылочной области и руки на стороне окклюзии при отсутствии заметной асимметрии реограмм мозговых полушарий, виска и ног. В 10 из 12 случаев (см. рис. 47, Д) отмечалось совпадение данных РЭГ и ангиограмм.
В двух случаях недостаточность кровообращения в вертебрально-базилярной системе была обусловлена не столько закупоркой устья подключичной артерии, сколько ретроградным кровотоком из позвоночной артерии в подключичную. Возможность развития такого синдрома, названного subclavian steal syndrome, необходимо учитывать при окклюзирующем поражении подключичной артерии (Revich с соавт., 1961- Simon с соавт., 1962- Heyman, Young, 1964- Newton, Wylie, 1964- H. В. Верещагин, 1965- Javid с соавт.). При subclavian steal синдроме поворот головы в противоположную сторону по отношению к пораженной артерии, затрудняя или даже прекращая ретроградный кровоток в позвоночной артерии, сопровождается значительным увеличением амплитуды затылочных РЭГ на стороне пораженного сосуда. Это может служите дифференциально-диагностическим признаком вертебрально-базилярной недостаточности, развивающейся по механизму subclavian steal синдрома.