тут:

Проникающие ранения грудной клетки

Проникающие ранения грудной клетки наносятся холодным и огнестрельным оружием. Встречаются также производственные и бытовые открытые повреждения.

Проникающие ранения грудной клетки делят на раны без открытого пневмоторакса, с открытым пневмотораксом. Кроме того, выделяют пулевые и осколочные ранения, которые могут быть слепыми и сквозными.

Патологоанатомические данные

Проникающие ножевые ранения груди характеризуются гладкими стенками раневого канала и обычно малыми костными повреждениями. При этих ранениях часто страдают крупные кровеносные сосуды. Тяжесть и последующее течение ранения зависит от повреждения легкого. Ранения корня легкого, где проходят крупные сосуды, бронхи, обычно смертельны- такие раненые вскоре умирают от тяжелого внутриплеврального кровотечения. Ранения срединного слоя легкого тоже опасны из-за больших кровопотерь. Только при повреждениях поверхностного слоя легкого кровотечение может быть умеренным и сравнительно быстро самостоятельно останавливается.

При огнестрельных ранениях повреждения кожи часто небольшие. Зато разрушения глубоких тканей (подкожной клетчатки, мышц, фасций, костей) более значительны.

Осколки поврежденных ребер или лопатки увлекаются ранящим снарядом и сами становятся орудием разрушения, разрывая межреберные сосуды, легкое. Повреждения легкого бывают различными: иногда узкий раневой канал в легком заполняется кровяными сгустками, иногда наступают обширные разрывы и размозжения легкого с наличием больших кусков тканей, обреченных на омертвение.

При проникающих ранениях (чаще огнестрельных) нередко развиваются эмпиемы плевры (тотальные и отграниченные). В сравнительно отдаленные сроки после ранения возможно образование бронхо-плевральных или бронхо-кожных свищей.

Проникающие ранения грудной клетки без открытого пневмоторакса

Наличие закрытого пневмоторакса часто встречается при проникающих ранениях. При склеивании раневых краев поступление воздуха прекращается и наступает состояние закрытого пневмоторакса.

Симптомы ран без открытого пневмоторакса сильно варьирует в зависимости от тяжести повреждения, наличия шока, силы внутриплеврального кровотечения. Иногда пострадавший чувствует себя настолько хорошо, что даже не соглашается лечь в постель. В других случаях, напротив, он вскоре впадает в тяжелое состояние.

При малом гемотораксе, небольших скоплениях воздуха состояние больного обычно остается удовлетворительным. В первые дни бывает кашель и умеренное повышение температуры.

Раненые со значительным разрушением легкого и большим гемотораксом часто в тяжелом состоянии. Жалуются на боли, головокружение, сильную одышку и кашель. Кожные покровы у них бледны, лицо и губы синюшны. Пульс частый, слабого наполнения. Кровяное давление понижено. Бросается в глаза сильная одышка. При изменении положения тела и малейших физических усилиях одышка еще больше возрастает и больной тяжело страдает от болей и чувства удушья.

При кровоизлиянии в плевральную полость отмечается анемия, которая особенно выражена при значительных внутриплевральных кровотечениях. При физикальном исследовании определяется тупость соответственно скоплению жидкости. Дыхание здесь не прослушивается. Голосовое дрожание отсутствует или ослаблено. Сердце смещено, и это смещение тем значительнее, чем больше гемоторакс.

Оттесненное легкое сдавлено и маловоздушно, поэтому над уровнем жидкости прослушивается лишь ослабленное с бронхиальным оттенком дыхание.

Излившаяся кровь является раздражителем плевры, поэтому уже в первые дни ранения есть сочетание гемоторакса и плеврита (гемоплеврит). При отсутствии инфекции излившаяся кровь постепенно всасывается, что благоприятно сказывается на общем состоянии раненого.

При рассасывании гемоторакса иногда образуются обширные сращения и шварты. Вследствие этого уменьшается подвижность ребер и диафрагмы, что снижает дыхательную функцию легкого. Часто сращения фиксируют перикард и медиастинальную плевру, затрудняя иногда деятельность сердца.

Проникающие ранения грудной клетки с открытым пневмотораксом

При открытом пневмотораксе устанавливается свободное сообщение полости плевры с атмосферой. Плевра и легкое являются обширной рецепторной зоной, раздражение которой при открытом пневмотораксе приводит рефлекторно к нарушениям дыхания, сердечной деятельности.

Открытый пневмоторакс дает резкое уменьшение глубины дыхания — до 200 см3 вместо 550—600 см3, что зависит от спадения легкого, смещения органов средостения, которое не только оттесняется в здоровую сторону, но и перемещается при дыхании (баллотирование, или флотирование, средостения). При открытом пневмотораксе наступает парадоксальное дыхание.

Открытый пневмоторакс вносит существенные расстройства внешнего дыхания, изменяет гемодинамику, ведет к гипоксемии и служит источником рефлекторного раздражения важных для жизни центров головного мозга.

Проникающие ранения грудной клетки с открытым пневмотораксом являются наиболее тяжелыми повреждениями грудной клетки.

Многие ранения заканчиваются в очень короткий срок смертью. Те же раненые, которых успевают доставить в больницы, часто находятся в травматическом шоке.

Видео: Наблюдатели ОБСЕ фиксируют отдельные нарушения перемирия в Донбассе (18+)

При проникающих огнестрельных ранениях в 90% случаев бывает повреждено легкое и лишь в 10% ранящий снаряд проходит через запасное пространство плевры, минуя легочную ткань. Кроме того, у 79% раненых обнаруживаются повреждения ребер, реже бывают повреждения грудины, лопатки, ключицы.

Большинство раненых с открытым пневмотораксом даже при отсутствии тяжелых повреждений легкого погибает, если им не оказывается хирургическая помощь.

Такие раненые беспокойны, страдают от сильных болей, мучительного кашля и одышки. Пострадавший не находит себе места от чувства стеснения в груди и тяжелого удушья, которые усиливаются при малейших физических напряжениях.

При осмотре такого раненого обращает внимание бледность, холодный пот, синюшность. Дыхание учащено и иногда достигает 40 дыхательных движений в минуту. В большинстве случаев пульс слабого наполнения. Кровяное давление понижено.

Через рану в грудную полость проходит воздух. При кашле из раны иногда выталкивается кровь с пузырьками. При дефектах грудной стенки удается увидеть париетальную плевру или край легкого. Однако при узких ранах грудной клетки наличие открытого пневмоторакса нередко с трудом выявляется при наружном осмотре.

Клиническое течение проникающих ранений грудной клетки с пневмотораксом тяжелое. При отказе или даже несвоевременной хирургической обработке раны, запоздалом закрытии ее швами неизбежно развивается гнойный плеврит, омрачающий прогноз.

Диагностика ранений

При диагностике проникающих ранений грудной клетки надо выяснить характер ранения — проникающее оно или непроникающее. Наличие пневмоторакса, гемоторакса с несомненностью указывает на проникающий характер ранения.

При оценке характера сквозных огнестрельных ранений важно направление раневого канала, а при обследовании слепых ранений — присутствие инородных тел. Разумеется, что одного этого критерия недостаточно для решения вопроса в отношении степени повреждения легкого, но в сочетании с другими признаками он дает приблизительное представление о возможных разрушениях по ходу прохождения ранящего снаряда.

В диагностике повреждений легкого важное место принадлежит рентгенологическому исследованию. Обширность костных разрушений наиболее точно выявляется путем рентгенографии. Пневмоторакс и гемоторакс тоже с точностью определяются рентгенологически. Кровоизлияния в легкое и инородные тела могут быть обнаружены главным образом с помощью рентгенографии. Наконец, рентгеноскопия и рентгенография позволяют точно и объективно отметить динамику изменений в легком и плевральной полости (исчезновение пневмоторакса, рассасывание кровоизлияний в легком, уменьшение или увеличение жидкости).

Плевральная пункция может установить изменение прозрачности и окраски плевральной жидкости, а также получить материал для бактериологического посева.

При исследовании плевральных пунктатов устанавливается, что в неосложненных инфекцией случаях излившаяся кровь сначала по содержанию гемоглобина и лейкоцитарной формуле приближается к крови, циркулирующей в кровяном русле. Затем процент гемоглобина снижается и к 10-му дню после ранения достигает 15—20 и даже меньше. При неинфицированном гемотораксе лейкоцитарная формула в одних случаях показывает повышение лейкоцитов, а в других — эозинофилов. Инфицирование гемоторакса проявляется гемолизом, нарастанием в лейкоцитарной формуле процента нейтрофилов.

Видео: Подорвавшийся на мине на Донбассе оператор телеканала «Звезда» пришел в сознание

Решение вопроса о проникающем характере раны иногда представляет большие трудности. Речь идет о раненых, у которых в первое время не отмечается ни пневмоторакс, ни гемоторакс. Как показывает клинический опыт, в этих случаях даже при первичной хирургической обработке не удается найти дефекта в плевре и ранение считается непроникающим. Однако в ближайшие же дни при повторном рентгенологическом исследовании удается определить незначительное количество воздуха и доказать проникающий характер ранения там, где он отрицался даже при раскрытии раневого канала и иссечении его краев.

Лечение проникающих ранений грудной клетки

До последнего времени в лечении проникающих ранений преобладали консервативные тенденции.

В настоящее время неотложные задачи лечения проникающих ранений грудной клетки состоят в остановке смертельного кровотечения, восстановления нормального дыхания, сердечной деятельности. Одновременно с разрешением этих неотложных задач нужно принять меры к профилактике раневой инфекции.

Выбор лечебных методов диктуется особенностями ранения. При современных хирургических возможностях можно наметить следующие принципы лечения проникающих ранений.

Видео: 39-летний охинец жестоко расправился со своим обидчиком

При ножевых, огнестрельных ранениях крупных сосудов грудной стенки (a. intercostalis, a. mammaria int. a. subclavia), где имеется быстро нарастающее внутриплевральное кровотечение и смертельная угроза для пострадавшего, требуется немедленное хирургическое пособие. В оказании помощи этим раненым часто допускают ошибки, так как хирурги, следуя тактике консервативного лечения гемоторакса, довольствуются отсасыванием крови, назначением гемостатических средств. Однако такое лечение, вполне уместное при гемотораксе, вызванном повреждением периферических участков легкого, оказывается несостоятельным при внутриплевральных кровотечениях на почве ранения упомянутых артерий грудной стенки. Опыт хирургии мирного времени показывает, что при повреждении межреберных артерий, смертельной угрозе внутриплеврального кровотечения не следует останавливаться даже перед широкой торакотомией с тем, чтобы перевязать поврежденные сосуды, которые особенно сильно кровоточат, если они разорваны в задних отделах близ отхождения их от аорты.

При ранении внутригрудной артерии следует обеспечить достаточный оперативный доступ. С этой целью необходимо резецировать ближайшие к месту ранения реберные хрящи и при надобности скусить щипцами Люэра край грудины. При таком доступе трудно избежать вскрытия плевры. Если плевральная полость случайно или намеренно будет открыта, следует ввести в нее палец и прижать артерию изнутри к грудине или реберному хрящу, после чего все дальнейшие манипуляции по расширению оперативного доступа проходят спокойно. Далее, вскрытие плевральной полости позволяет произвести ревизию органов (легких, перикарда), что крайне важно для решения вопроса об объеме оперативной помощи.

При ранениях подключичной артерии или вены с повреждением прилегающей плевры и внутриплевральным кровотечением встречается необходимость в резекции ключицы и рассечении тканей подключичного пространства, чтобы обеспечить необходимый доступ к кровоточащим крупным сосудам.

Внутриплевральное применение антибиотиков обязательно при всяком ранении, особенно огнестрельном.

При ранении корня легкого с повреждением находящихся здесь крупных кровеносных сосудов показано неотложное хирургическое пособие. При консервативном лечении такие раненые погибают от внутриплеврального кровотечения.

Оперативная помощь состоит в широком вскрытии полости плевры, перевязке поврежденных сосудов. Так как состояние больного в таких случаях обычно тяжелое, то в порядке оказания экстренной помощи трудно бывает решиться на более радикальное лечение, чем перевязка кровоточащих сосудов. Конечно, если состояние раненого позволяет, то следует удалить нежизнеспособную часть легкого.

После остановки кровотечения нужно зашить рану, отсосать из полости плевры воздух, по возможности добившись расправления легкого.

На 1—2 суток оставляют подводный дренаж для оттока крови и плеврального экссудата, а также для введения антибиотиков в полость плевры.

Если при проникающем ранении грудной клетки без открытого пневмоторакса нет быстро нарастающего внутриплеврального кровотечения, то вопрос о лечении решается различно.

Даже при огнестрельных ранениях, которые отличаются наиболее неблагоприятным течением, больные с проникающим ранением грудной клетки без открытого пневмоторакса чаще не нуждаются в оперативном лечении. Речь идет о таких пострадавших, у которых имелись незначительные по размерам раны и минимальные костные повреждения. Действительно, при небольших ранах грудной клетки нет смысла рассекать ткани, превращать закрытый пневмоторакс в открытый, дающий более тяжелое клиническое течение. При сильных разрушениях тканей грудной стенки, напротив, необходима тщательная обработка раны с резекцией размозженных ребер. При этом возможно вскрытие плевральной полости.

У некоторых раненых может понадобиться ревизия плевральной полости. Показанием к ревизии является тяжелое внутриплевральное кровотечение, подозрение на значительное разрушение легкого и заведомое нахождение инородных тел.

Лечение проникающих ранений грудной клетки с открытым пневмотораксом представляет трудную задачу. Важное значение имеет оказание первой помощи – немедленное закрытие раны повязкой, которая предотвращает свободное поступление воздуха. В порядке первой врачебной помощи больному вводят под кожу морфин и делают вагосимпатическую блокаду.
В лечебном учреждении при наличии у раненого сильного, опасного для жизни кровотечения приступают к операции немедленно, проводя противошоковые мероприятия, включая (обязательно) и переливание крови.

Важнейшая цель операции при ранах с открытым пневмотораксом состоит в закрытии раны и устранении зияния плевральной полости. Чтобы достигнуть этого, производят иссечение раны, удаляя нежизнеспособные мягкие ткани и извлекая утратившие связь с надкостницей осколки костей (ребра, лопатки). Часто приходится прибегать к резекции сломанных ребер.

Когда рана грудной стенки будет обработана, нужно осмотреть плевральную полость и удалить попавшие инородные тела. Резаные раны легкого следует зашить одиночными кетгутовыми швами. При размозжении части легкого от огнестрельного ранения показано удаление разрушенных тканей (краевая резекция легкого, лобэктомия), разумеется, если позволяет общее состояние раненого.

Видео: На проспекте Победы пенсионер изрезал ножом школьницу

Во многих случаях ножевых, огнестрельных ранений имеются лишь небольшие повреждения легочной ткани, причем кровотечение к моменту операции уже останавливается, поэтому показаний к вмешательству на легком не возникает. У таких раненых необходимо зашить наглухо рану после тщательной хирургической обработки.

При больших дефектах ребер и межреберных мышц сближение краев раны после ПХО не удается, поэтому целесообразно выкроить лоскут из находящихся поблизости мышц и вшить его в дефект.

Особого внимания требует хирургическая обработка чрезлопаточных ранений. Раздробление лопатки и ребер, а также повреждения расположенных здесь мышц вынуждают обеспечить достаточный доступ к задним отделам плевры. С этой целью поврежденные и нежизнеспособные мышцы приходиться иссечь, а сломанную часть лопатки удалить, обнажив прикрываемые ею разрушенные ребра. Прикрытие дефекта грудной стенки после резекции ребер осуществляют смещением и фиксацией соседних мышц или выкраиванием и перемещением мышечного лоскута.

При условии проникающих ранений грудной клетки с закрытым пневмотораксом, а также после хирургической обработки и зашивания ран, превращения открытого пневмоторакса в закрытый необходимо обратить самое серьезное внимание на раннее и возможно наиболее полное удаление крови и экссудата из плевральной полости, добиваясь расправления легкого и соприкосновения плевральных листков.

Требуется строгое клиническое наблюдение за больным и рентгенологический контроль. Накопление экссудата обычно указывает на начинающийся инфекционный процесс в плевре. При наличии мутного плеврального экссудата и тем более при положительных бактериологических посевах требуется внутриплевральное введение антибиотиков. При обнаружении микробов в плевральном экссудате желательно выбрать наиболее активный препарат, что легко устанавливается микробиологическим дисковым методом. Применение антибиотиков по шаблону, без надлежащего бактериологического контроля, приводит к введению недеятельного для данного микроорганизма (или ассоциации микробов) препарата, а иногда вызывает образование устойчивых к нему форм микробов.

Видео:

  • Поделись в соц.сетях:

    Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Похожее