Травматический хилоторакс
Проникнув из брюшной полости в грудную, лимфатический проток располагается справа от аорты, пересекая затем среднюю линию слева от средней трети пищевода и вливаясь в венозную систему в области слияния левой подключичной и внутренней яремной вен. Травматический хилоторакс возникает как результат разрыва грудного протока при переразгибании туловища. При проникающей травме проток повреждается редко. Он может также быть травмирован ятрогенно во время операции, когда осуществляется мобилизация пищевода с целью ликвидации трахеопищеводного свища или при кардиохирургическом вмешательстве.
Диагностика хилоторакса
Разрыв грудного протока приводит к скоплению лимфы в средостении или в плевральной полости. Диагноз хилоторакса, как правило, ставится поздно, поскольку для того, чтобы вызвать дыхательные расстройства, лимфа должна накопиться в значительном количестве. Диагноз хилоторакса становится очевидным, когда при аспирации из грудной клетки выделяется белая мутная жидкость, содержащая жир.
Лечение травматического хилоторакса
Первоначальное лечение состоит в дренировании плевральной полости в сочетании с оральным введением триглицеридов или тотальным парентеральным питанием с целью уменьшения лимфотока. Эмпиема при хилотораксе возникает редко, поскольку лимфа обладает бактериостатическими свойствами. Если в течение 4—6 недель консервативное лечение оказывается безуспешным, то показана операция перевязки грудного протока. Доступ осуществляется с той стороны грудной клетки, где отмечается подтекание лимфы. Обнаружить поврежденный проток помогают такие приемы, как назначение перед вмешательством жирной пищи, введение синьки Эванса до операции в бедренную кость или интраоперационно в пищеводное отверстие диафрагмы, либо заполнение плевральной полости физиологическим раствором. Иногда поиски с применением указанных методов оказываются безуспешными. В этом случае необходимо перевязать проток сразу над диафрагмой со стороны правой половины грудной клетки.
Хроническая постоянная потеря лимфы приводит к значительному уменьшению количества лимфоцитов и в результате — к иммунной недостаточности. В конечном счете развивается лимфоцитопения и истощение. На этом фоне ребенок становится объектом агрессивной грибковой инфекции, чаще всего кандидозной.