тут:

Болезни лор-органов: профилактика

Оглавление
Болезни лор-органов: профилактика
О профилактике заболеваний носа и околоносовых пазух
Что надо знать об ангине
Что надо знать об аденоидах
Что надо знать об аденоидите
Тонзиллит
Что надо знать о хроническом фарингите
О профилактике заболеваний гортани
Что надо знать о воспалении среднего уха
Как предупредить появление боли в ухе
Экзема уха и фурункул в слуховом проходе
О профилактике нарушений слуха
Как предупредить глухоту и тугоухость
Как распознать раннюю глухонемоту
Как овладеть носовым дыханием
О профилактике нарушений голоса
Как избежать осложнений при лечебно-профилактических манипуляциях
Как предупредить осложнения при ожогах глотки и пищевода
О вредных привычках, ведущих к лор-заболеваниям

Б. Шеврыгин

Нередко болезни, перенесенные в детском возрасте, дают о себе знать в течение многих лет жизни. Болезни уха, горла и носа, наиболее распространенные у детей и встречающиеся в любом возрасте, относятся к таковым. Поэтому своевременное их лечение у детей является профилактикой на будущее (у взрослых) не только болезней лор-органов, но и целого ряда заболеваний внутренних органов и систем организма, тяжелых осложнений, первоначальным источником которых могут оказаться болезни уха, горла, носа.
Так, например, миндалины, околоносовые пазухи, ухо и другие лор-органы часто становятся местом развития очаговой инфекции, откуда болезнетворные микробы распространяются по всему организму. Хронический тонзиллит, в частности, ведет к ряду заболеваний сердца, почек, суставов, печени и других внутренних органов, вызывая интоксикацию и сенсибилизацию организма, расстройства функций тех или иных систем. В результате могут развиваться и боли в области сердца, и учащения сердцебиений, нарушения сердечного ритма, длительная субфебрильная температура, самые различные осложнения, вплоть до весьма тяжелых и опасных для жизни. Воспаление околоносовых пазух (гайморит, фронтит, этмоидит, сфеноидит) в ряде случаев ведет к воспалению бронхов, легких, нагноению легочной ткани, сепсису, менингиту и многим другим опасным заболеваниям. А гнойное воспаление среднего уха может вызвать различные внутричерепные осложнения. Длительные нарушения носового дыхания также могут вести к развитию ряда общих заболеваний и их осложнений.
Более того, патология лор-органов нередко является причиной не только общих заболеваний, но и нарушений индивидуального развития человека, ограничивающих его способности. Вот почему так важно знать о заболеваниях лор-органов у детей и взрослых, знакомясь с общими принципами профилактики болезней и укрепления здоровья.

Как взаимосвязаны лор-органы

Человек познает окружающий мир посредством органов зрения, слуха, речи, обоняния, вкуса, осязания, доставляющих головному мозгу всю необходимую информацию. С медицинской точки зрения, выделение болезней уха, горла и носа в оториноларингологию, произошедшее с изобретением эндоскопических методов исследования лор-органов во второй половине XIX века, объясняется прежде всего их анатомо-топографическим единством, тесной физиологической взаимосвязью и взаимозависимостью. Действительно, ухо, глотка и гортань, нос с околоносовыми (придаточными) пазухами функционируют как единое целое: заболевания одних органов влияют на состояние других, сказываясь и на тех или иных системах организма. Ведь, например, нос с придаточными пазухами, глотка и гортань являются частью верхних дыхательных путей.
Так, полость носа является «входными воротами» дыхательных путей, через которые и проходит вдыхаемый (а также выдыхаемый) воздух. Кроме того, нос выполняет дыхательную, обонятельную, защитную, рефлекторную и резонаторную (речевую) функции. Нарушение носового дыхания, обоняния и защитной функции сказывается на многих взаимосвязанных органах и системах: сердечно-сосудистой, органах дыхания, а также на внутричерепном, спинномозговом и внутриглазном давлении, лимфотоке, мозговом кровообращении, на моторной и секреторной функциях желудочно-кишечного тракта и т. д.
Внешне нос (наружный) имеет форму неправильной трехгранной пирамиды, обращенной основанием книзу, а верхушкой к лобной кости, покрыт кожей с большим количеством сальных желез. Частично кожа заходит во вход носа, защищенный волосками, переходя далее в слизистую оболочку полости носа. Скелет носа в верхнем отделе представлен носовыми костями, имеющими вид двух одинаковых продолговатых пластинок. Полость носа разделена носовой перегородкой на две одинаковые половины, открывающиеся кпереди ноздрями и кзади (в носоглотку) — хоанами.
Слизистая оболочка полости носа выстлана многослойным мерцательным эпителием и в некоторых отделах утолщена в связи с наличием в ней кавернозной (пещеристой) ткани и желез. Верхняя область полости носа, называемая обонятельной, выстлана эпителием, который представлен двумя видами клеток — чувствительными и опорными. Обонятельная область включает в себя верхнюю часть полости носа, куда относятся верхняя носовая раковина, верхняя часть средней носовой раковины и противолежащий отдел носовой перегородки. Ниже обонятельной находится дыхательная область полости носа.

лор-органы
1 — мозг- 2 — носовая полость- 3 — твердое нёбо- 4 — резцы- 5,6,7 — кончик, спинка и корень языка- 8 — надгортанник- 9 — гортань- 10 — мягкое нёбо- 11 — глотка-. 12 — трахея

Кровоснабжение носа осуществляется из систем наружной и внутренней сонных артерий (справа и слева). Лимфатическая система полости носа представлена хорошо разветвленной сетью сосудов, несколько различной в обонятельной и дыхательной областях. Иннервация носа осуществляется ответвлениями двигательного, чувствительного (соответственно лицевого и тройничного) нервов, а также вегетативной нервной системы.
Полость носа окружена парными (слева и справа) придаточными пазухами, находящимися в решетчатой, клиновидной, верхнечелюстной и лобной костях.
Глотка выполняет дыхательную, глотательную и речевую (резонаторную) функции, являясь частью пути, по которому проходит воздух, пища- вкусовую посредством чувствительного аппарата, расположенного на корне языка и мягком нёбе. У новорожденных деятельность глотки приспособлена и к сосательной функции (при одновременном дыхании через нос).
Полость носа непосредственно связана с глоткой. К моменту рождения она имеет вид воронкообразной суженной книзу мышечной трубки, переходящей в пищевод. Глотка, в верхнем ее отделе (носоглотка), посредством хоан сообщается с полостью носа, а посредством зева — с полостью рта (ротоглотка), в нижнем отделе с гортанью (гортаноглотка). Суживаясь воронкообразно в нижнем отделе, она переходит в пищевод.
В толще мягких тканей на передней поверхности шеи расположена гортань, слева и справа граничащая с долями щитовидной железы, сосудисто-нервными пучками шеи, а позади — с глоткой.
У новорожденных и детей грудного возраста гортань занимает более высокое положение, чем в остальных возрастных группах, при этом у девочек выше, чем у мальчиков (на высоту одного позвонка). С возрастом меняется и форма гортани. Так, у новорожденных и грудных детей гортань воронкообразная, суженная книзу и несколько сплюснутая спереди назад, в дальнейшем она приближается к цилиндрической.
Гортань образуют хрящи, мышцы. У новорожденных и в первые годы жизни хрящи гортани тонкие и эластичные, с возрастом становящиеся более упругими. Слизистая оболочка гортани нежная, тонкая, с хорошо развитыми мелкими кровеносными сосудами, со скоплениями лимфаденоидной ткани. С возрастом слизистая оболочка изменяется: в ней накапливается соединительная и жировая ткани. Кровоснабжение осуществляется верхней и нижней гортанными артериями, иннервация — ответвлениями симпатического и блуждающего нервов.
Гортань выполняет дыхательную, голосообразовательную и защитную функции. С возрастом голосообразовательная функция развивается соответственно общему развитию человека и тесно связана с речью. Новорожденный способен издавать лишь отдельные звуки, а уже к концу пятого месяца появляется лепетание (звуковые комплексы). Для развития же речи требуется, гармоничное сочетание голосовой, дыхательной, резонаторной и артикулярной функций (наряду со слуховой). Естественно, окружающие условия и индивидуальность ребенка накладывают определенный отпечаток на сроки формирования и развития речи. Принято считать, что ребенок до одного года располагает запасом в 5—10 слов, в 2-летнем возрасте до 40 слов и больше (даже на порядок). В среднем к 14 годам ребенок обычно знает около 20 000 слов (формирование речи у ребенка зависит и от состояния слуха).
Известно возрастное нарушение голоса (мутация), которое у девочек протекает менее заметно, чем у мальчиков. У последних возникают значительные нарушения голосовой функции: голос становится грубым, хриплым, монотонным. Мутационный период охватывает возраст от 11 до 19 лет, хотя продолжительность его составляет от нескольких месяцев до 2—3 (5 лет). В результате происходит смена детского голосообразования, формирование механизмов взрослого.
Защитная функция гортани состоит в согревании, увлажнении и очищении вдыхаемого воздуха, в способности ее замыкаться при глотании, что проявляется и при попадании инородных тел в гортань, когда с помощью кашля, возникающего рефлекторно, инородное тело исторгается наружу.
Гортань переходит непосредственно в трахею, которая по своей форме может быть и воронкообразной, и конической, цилиндрической, веретенообразной, либо в форме песочных часов. У новорожденных чаще встречается воронкообразная форма трахеи, у детей старшего возраста — цилиндрическая или коническая.
Основу трахеи образуют подковообразные хрящи, изнутри она выстлана слизистой оболочкой, а ее задняя стенка прилегает к передней стенке шейного отдела пищевода. Далее трахея переходит в бронхи. Место разделения трахеи (выступ) на правый и левый главные бронхи именуется шпорой. Правый бронх шире и короче левого, является как бы продолжением трахеи. «Бронхиальное дерево» распадается на бронхиальные ветви и бронхиолы, находящиеся в легких.
Нос, глотка анатомически взаимосвязаны с ухом, состоящим из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего.
К наружному уху относят ушную раковину и наружный слуховой проход, к среднему — барабанную полость, слуховую трубу, пещеру-антрум и костную клеточную систему среднего уха. Барабанная перепонка является границей между наружным и средним ухом. К внутреннему уху относят лабиринт (орган равновесия и улитку).
Ушная раковина представляет собой хрящевой остов, покрытый кожей. Передняя поверхность ее вогнутая, задняя — выпуклая. Хрящ раковины покрыт надхрящницей. На ушной раковине имеются возвышения и углубления. В детском возрасте наружный слуховой проход имеет вид щели, у взрослых просвет его становится овальным. Кожа наружного слухового прохода обильно снабжена сальными железами и волосками.

Видео: Профилактика и лечение заболеваний ЛОР-органов

ухо
1 — слуховой проход- 2 — барабанная перепонка- 3 — молоточек- 4 — наковальня- 5 — стремя- 6 — полукружные каналы- 7 — улитка- 8 — слуховая (евстахиева) труба- 9 — ушная раковина

Барабанная перепонка является наружной стенкой воздухоносной барабанной полости. У новорожденных она относительно толще, чем у взрослых. В барабанной полости находятся слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремя), связки, мышцы, нервы, кровеносные сосуды. Слуховые косточки соединяются между собой с помощью сочленений, образуя единую непрерывную цепь.
Соединяет барабанную полость с носоглоткой евстахиева (слуховая) труба, состоящая из двух отделов — костного (у барабанной полости) и хрящевого (у носоглотки). Внутреннее ухо (орган равновесия) состоит из костного и заключенного в нем перепончатого лабиринта. Оно представлено преддверием, тремя полукружными каналами и улиткой.
У человека орган слуха имеет особое значение для его общего развития. Слуховому восприятию доступны звуки с частотой колебаний в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Звукопроведение осуществляется посредством ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонки, цепи слуховых косточек и улитки. Звуковое раздражение передается по нервным проводникам и корковым центрам височной доли головного мозга.
Звуковые колебания могут проводиться через воздух или же непосредственно через кость. Минуя слуховой проход, они передаются на барабанную перепонку, вызывая синхронные ее движения. Колебания барабанной перепонки проходят по цепи слуховых косточек в лабиринт (на основание стремени, затем — лабиринтную жидкость и улитку).
Равновесие и перемещение тела в пространстве, координацию движений обеспечивает орган равновесия (вестибулярный аппарат), имеющий связь с различными органами и системами организма. Не случайно головокружение может сопровождаться тошнотой, рвотой, побледнением.

Видео: Профилактика инфекционных ЛОР-заболеваний


Предыдущая страница - Следующая страница »
Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее