тут:

Методика и техника эндоскопических исследований лор органов_2 - сестринское дело в оториноларингологии

Оглавление
Сестринское дело в оториноларингологии
Введение в оториноларингологию
Методика и техника эндоскопических исследований ЛОР органов
Методика и техника эндоскопических исследований ЛОР органов_2
Заболевания носа и околоносовых синусов
Заболевания носа и околоносовых синусов_2
Заболевания глотки
Заболевания глотки_2
Заболевания гортани
Заболевания гортани_2
Заболевания уха
Заболевания уха_2
Ургентная оториноларингология
Ургентная оториноларингология_2
Ситуационные задачи
Ответы к ситуационным задачам
Симптоматология
Доврачебная помощь
Лекарственные средства и схемы лечения
Современные физические технологии
Заключение

I тест. Субъективные ощущения: Жалобы на головокружение. Характер головокружения (если есть жалобы) – ощущение вращения окружающих предметов, чувство проваливания и т. д. Наличие или отсутствие тошноты, рвоты, нарушения равновесия.
II тест. Исследование равновесия: Поза Ромберга: исследуемый стоит, носки и пятки сдвинуты, руки вытянуты вперед, раздвинуты руки и пальцы. Исследование проводят с закрытыми глазами. Исследующий стоит рядом с вытянутой рукой для подстраховки, т. к. больной может упасть. При нарушении вестибулярного анализатора больной отклоняется в сторону, противоположную нистагму. При изменении положения головы меняется направление падения. При заболевании мозжечка изменение положения головы не влияет на направление падения.
III тест. Исследование походки:
а) Ходьба прямо – исследуемый идет вперед по прямой линии с закрытыми глазами в одну и другую стороны-
б) Фланговая походка – исследуемый, стоя прямо с закрытыми глазами, отставляет одну ногу и приставляет к ней другую. Движение выполняется в обе стороны.

При нарушении вестибулярной функции при движении прямо больной отклоняется в сторону, противоположную нистагму, фланговую походку выполняет в обе стороны. При заболевании мозжечка при ходьбе прямо будет отклонение в больную сторону, фланговая походка в больную сторону не выполнима.
IV тест. Указательная проба (пальце - пальцевая): Исследующий садится против больного, установив руку с вытянутым вперед указательным пальцем на уровне груди. Пациент делает то же самое. Затем больного просят попасть кончиком своего пальца в палец исследующего. Вначале пальце - пальцевая проба делается с открытыми глазами, затем с закрытыми. При нарушении функции лабиринта будет промахивание обеими руками в сторону, противоположную нистагму. При поражении мозжечка – промахивание одной рукой (на больной стороне), в больную сторону.

Вопросы для самоконтроля
1. Клиническая анатомия носа и околоносовых синусов:
а) какие анатомические образования имеются на наружной стенке полости носа?
б) перечислите носовые ходы-
в) назовите клиническое значение зоны Киссельбахова сплетения-
г) перечислите околоносовые синусы-
д) где в полости носа расположены отверстия придаточных пазух носа?
2. а) Ук а ж и т е возможные пути проникновения инфекции из носа и околоносовых пазух в полость черепа.
б) При заболевании какой придаточной пазухи в среднем носовом ходе скапливается много гноя и почему?
в) Почему при пункции верхнечелюстной пазухи не рекомендуется нагнетать из шприца воздух?
3. Перечислите клинические образования ротоглотки
4. а) Назовите парные и непарные хрящи гортани.
б) Назовите мышцы гортани, обеспечивающие ее дыхательную функцию, и чем они иннервируются.
в) Какие мышцы играют роль в голосообразоваиии и их иннервация?
г) Особенности строения гортани у детей.
д) Клинические проявления двустороннего паралича возвратного нерва.
е) Показания к прямой ларингоскопии.
5. Клиническая анатомия уха:
а) Каково строение ушной раковины?
б) Какие стенки имеет наружный слуховой проход, с чем они граничат?
в) Какое строение имеет барабанная перепонка, на какие части и квадранты делится?
г) Что относится к системе полостей среднего уха?
д) Перечислите стенки барабанной полости.
е) Что находится в барабанной полости?
6. Соберите инструменты для передней риноскопии и фарингоскопии.
7. Подготовьте рабочее место для отоскопии.
8. Отберите инструменты для отоскопии.
9. В каком отделе наружного слухового прохода может возникнуть фурункул и почему?
10. Как будете оттягивать при отоскопии ушную раковину у взрослых и почему?
11. Как будете оттягивать при отоскопии ушную раковину у новорожденных и почему?
12. а) На какие части делится орган слуха в физиологическом отношении.
б) Каковы части звукопроводящего аппарата.
в) Что такое воздушная проводимость?
г) Что такое ко стная проводимость?
д) Что относится к звуковоспринимающему аппарату?
е) Какие существуют виды исследования слуха речью?
ж) В чем заключается опыт Вебера?
з) В чем заключается опыт Ринне?
и) В чем заключается опыт Швабаха?
к) Что такое аудиометрия?
13. а) Назовите основные теории слуха.
б) Назовите основные клетки и элементы спирального органа-
в) Какие волокна улитки резонируют на средние по частоте звуки и где они находятся?
г) Какие волокна улитки резонируют на высокие по частоте звуки и где они находятся?
д) В чем преимущество исследования слуха аудиометром перед камертоном?
14. Отделы вестибулярного анализатора.
15. Адекватный раздражитель для вестибуляторного анализатора.
16. Назовите группы рефлексов при раздражении вестибуляторного анализатора.
Эталоны ответов
1. а) На латеральной стенке носа находятся 3 носовые раковины, между которыми расположены 3 носовых хода, в них открываются устья околоносовых синусов.
б) Верхний, средний, нижний, общий.
в) Сосудистое сплетение (Киссельбахово) является наиболее частым источником носовых кровотечений.
г) Верхнечелюстные (гайморовы), лобные, решетчатые, основная.
д) В средний носовой ход открываются гайморовы, лобные синусы, передние и средние клетки решетчатого лабиринта- в верхний – задние клетки решетчатого лабиринта и основная пазуха.
2. а) По продолжению, лимфогенным и гематогенным путем, по раневому каналу при травме.
б) Гной в среднем носовом ходе скапливается при воспалении верхнечелюстной пазухи, так как естественное отверстие пазухи открывается под средней носовой раковиной.
в) При пункции верхнечелюстной пазухи игла может попасть в просвет кровеносного сосуда слизистой оболочки или кости. В этом случае нагнетание воздуха вызовет воздушную эмболию.
3. Мягкое небо с язычком и передними и задними дужками. Между дужками расположены небные миндалины- задняя стенка глотки.
4. а) Парные – черпаловидные, рожковидные, клиновидные. Непарные – перстневидный, щитовидный, надгортанный.
б) Задняя черпалоперстневидная, возвратный нерв.
в) Щиточерпаловидные, возвратный нерв.
г) Рыхлый подслизистый слой, быстро отекает, при травме суживая голосовую щель.
д) Асфиксия.
е) При невозможности провести зеркальную ларингоскопию (в основном у детей младшего возраста), при верхней трахеобронхосконии, инородных телах трахеи, при интубации.
5. а) Уш н а я раковина образована хрящем, покрытым кожей, за исключением мочки, образованной дубликатурой кожи и комочком жира.
б) Верхняя стенка наружного слухового прохода граничит со средней черепной ямкой- нижняя стенка - с околоушной железой- передняя стенка предлежит к суставу нижней челюсти- задняя стенка - к сосцевидному отростку.
в) Барабанная перепонка разделена на натянутую и расслабленную части, в ней условно различают 4 квадранта: передневерхний, передненижний, задневерхний и задненижний.
г) В систему полостей среднего уха включены: барабанная полость, антрум, система воздухоносных клеток сосцевидного отростка.
д) Передняя стенка барабанной полости отделяет ее от внутренней сонной артерии- задняя - через вход в антрум соединена с клетками сосцевидного отростка- наружная представлена, в основном, барабанной перепонкой- нижняя граничит с луковицей внутренней яремной вены- верхняя отделяет среднюю черепную ямку- медиальная граничит с внутренним ухом.
е) В барабанной полости находятся три слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), мышца, натягивающая барабанную перепонку и стремянная мышца.
6. Инструменты для передней риноскопии и фарингоскопии – носовое зеркало, штапель, зонд, ватодержатель, носовой пинцет, миндаликовый зонд.
7. Рабочее место изолируется от яркого освещения, рабочий стол устанавливается справа от больного- источник света устанавливается на уровне ушной раковины.
8. Инструменты для отоскопии - ушная воронка, зонд - ватодержатель, ушной пинцет.
9. В перепончато-хрящевом, где в коже имеются волосы.
10. У взрослого человека при отоскопии ушную раковину оттягивают кзади и кверху для того, чтобы выпрямить просвет наружного слухового прохода, имеющий изгиб под тупым углом между его перепончато-хрящевым и костным отделами. При этом в глубине наружного слухового прохода можно видеть барабанную перепонку.
11. У новорожденных при отоскопии ушную раковину нужно оттягивать кзади и книзу. При этом барабанная перепонка почти из горизонтального положения переводится в вертикальное и ее можно лучше осмотреть.
12. а) Звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты.
б) Система наружного, среднего уха, кости черепа, перилимфа, основная мембрана, вторичная барабанная перепонка.
в) Проведение звука по следующим образованиями: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, цепь слуховых косточек, овальное окно, перилимфа, круглое окно, основная мембрана.
г) Проведение звука через кости черепа да капсулы лабиринта и перилимфы.
д) Чувствительные нейроэпителиальные клетки Кортиева органа, проводящие пути, центральная часть анализатора в височной доле мозга.
е) Количественное – при котором выясняют остроту слуха. Качественное – при котором определяют характер понижения слуха. Шепотная и разговорная речь.
ж) В опыте Вебера камертон С-128 ставят на середину темени и спрашивают, каким ухом слышен камертон. Этот опыт исследования латерализации звука.
з) В опыте Ринне сравнивают костную и воздушную проводимости, для чего камертон С-128 ставят на сосцевидный отросток, а затем подносят к наружному слуховому проходу. Результат бывает положительным и отрицательным.
и) Сравнивают костную проводимость (на сосцевидном отростке) пациента и в норме. Результат бывает «укороченным» и «удлиненным». к) Исследование слуха количественное и качественное с помощью генератора звуков определенной частоты и силы.
13. а) Резонансная теория Ге л ь м го л ь ц а , гидродинамическая теория Бекеши, ионная теория Лазарева.
б) Волосковые, столбиковые, опорные клетки, основная и покровная перепонки.
в) Волокна, расположенные в среднем завитке улитки.
г) Короткие волокна, находящиеся у основания улитки.
д) Больший диапазон исследования, возможность регулирования громкости и продолжительности генерируемых звуков, определение понижения слуха.
14. Рецепторы, проводящие пути, центральная часть в коре головного мозга.
15. Угловое и линейное ускорение, земное притяжение.
16. Вестибулосоматические, вестибуловегетативные, вестибулосенсорные.

Основная


1. Вознесенский Н. Л. , Пальчун В. Т. Болезни уха, горла и носа. М. : Медицина. -1981. -272с.
2. Крылов Б. С. , Иванов Н. И. Работа хирургических сестер ЛОР-учреждений. Л. :Медицина. -1979. -135с.
3. Гриненко А. Я. Справочник операционной и перевязочной медсестры. СПб. :Синтез-Полиграф. -2000. -206с.

Дополнительная


1. Гетманский Е. К. , Сергеев М. М. , Павлищук А. В. Поликлиническая оториноларингология. - Краснодар. -1994. -163с.
2. Мухина С. А. , Тарановская И. И. Теоретические основы сестринского дела. -М. : Медицина. -1996. -182с.
3. Красикова А. Ф. Сестринское дело. -Самара. :Перспектива. -1998. -Т. 1-368с.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее