Сестринское дело в оториноларингологии
Сергеев М. М. , Зинкин А. Н. , Гетманский Е. К.
Учебно-методическое руководство для дисциплины «Сестринское дело в оториноларингологии».
Руководство предназначено для студентов и преподавателей медицинских училищ (колледжей) по специальности 0406 «Сестринское дело» в соответствии с рекомендациями Всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию при Минздраве РФ. В руководстве изложены методические разработки по семи основным темам теоретической и клинической оториноларингологии в пределах часов предусмотренных учебным планом. Пособие призвано облегчить и оптимизировать процесс усвоения основополагающих разделов болезней уха и верхних дыхательных путей.
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое руководство направлено на оптимизацию учебного процесса в свете происходящей в стране реформы сестринского дела. Это особенно важно, так как в 1996 году принят государственный стандарт профподготовки среднего медицинского работника.
С развитием медицины существенно меняются обязанности медицинской сестры, которая, помимо непосредственного ухода за больным, должна активно участвовать и в реабилитации, и в профилактике заболеваний.
Существенным изменением характера деятельности является осуществление сестринского процесса, одним из аспектов которого является выявление возможностей пациента в удовлетворении универсальных потребностей, необходимых для поддержания жизни и здоровья человека. Этапами этого процесса являются: 1) обследование пациента, включая сбор анамнеза, объективные и лабораторные исследования- 2) формулировка сестринского диагноза, складывающегося из определения проблем, возникающих у пациента и беспокоящих его в данный момент (боль, высокая температура, невозможность ухаживать за собой и т. д. )- 3) планирование сестринского ухода с указанием материалов и оборудования, необходимого для осуществления этого ухода- 4) выполнение намеченного плана вмешательств, осуществляемого медицинской сестрой, как по собственной инициативе, так и на основании письменного распоряжения врача- 5) заключительный этап сестринского процесса – оценка его эффективности, анализ качества и подведение итогов с учетом мнения пациента о проведенных сестринских мероприятиях.
Для будущей повседневной деятельности медицинской сестры, особенно повышенного уровня образования, является абсолютной необходимостью овладение основами одной из ведущих клинических дисциплин – оториноларингологии.
Данное пособие подготовлено в соответствии с Госстандартом по специальности 0406 «Сестринское дело», учебным планом, рекомендациями Всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию при Министерстве здравоохранения РФ.
Учебным планом на изучение теоретического раздела, где студенты знакомятся с клинической анатомией и физиологией ЛОР органов, вопросами диагностики и лечения основных нозологических форм заболевания уха, горла и носа, с организацией плановой и ургентной оториноларингологической помощи населению, а также на освоение умений и навыков, обязательных для медицинской сестры, отводится 36 часов, из которых 12 часов – лекции, 24 часа – практические занятия (доклинические и клинические).
В книге приведены: примерный тематический план лекций и практических занятий (табл. 1), методические указания к ним.
Таблица 1
Примерный учебный план
Тема | Количество часов | ||
Лекции | Практические занятия | Итого | |
1. Введение в оториноларингологию. Организация ЛОР помощи населению РФ | 2 | ; | 2 |
2. Методика и техника эндоскопических исследований ЛОР органов. Роль медсестры в осмотре больного. | ; | 4 | 4 |
3. Заболевания носа и околоносовых синусов. Сестринский уход. | 2 | 4 | 6 |
4. Заболевания глотки. Сестринский уход. Видео: Зачисление по свободному конкурсу и на платной основе | 2 | 4 | 6 |
5. Заболевания гортани. Сестринский уход. | 2 | 4 | 6 |
6. Заболевания уха. Сестринский уход. | 2 | 4 Видео: Зачисление по специальностям лечебное дело, медицинская биохимия по свободному конкурсу | 6 |
7. Ургентная оториноларингология и вопросы неотложной доврачебной ЛОР помощи. | 2 | 4 | 6 |
Всего: | 12 | 24 | 36 |
Тематический план лекций
1. Лекция – Введение в оториноларингологию. Роль верхних дыхательных путей и уха в физиологии и патологии человека. Организация ЛОР помощи населению.
2. Лекция – Воспалительные заболевания носа и околоносовых пазух. Риносинусогенные орбитальные и внутричерепные осложнения.
3. Лекция – Воспалительные заболевания глотки. Аденоиды. Ангины и хронический тонзиллит.
4. Лекция –Воспалительные заболевания гортани.
5. Лекция – Острый и хронический гнойный средний отит. Отогенные внутричерепные осложнения.
6. Лекция –Неотложные состояния в оториноларингологии.
Пособие призвано облегчить работу студентов с учебником, способствовать систематизации знаний и содержит принципиальные указания с учётом темы занятий, цели, краткое содержание, рекомендации студентам и преподавателю, способы контроля приобретенных знаний, а также перечень наглядных пособий и рекомендуемую литературу.
Работая в поликлинике или стационаре, студенты приобретают практические навыки, перечень которых изложен в пособии. В нем также уделено внимание вопросам ухода за ЛОР больными, особенно в послеоперационном периоде.
Методически правильное построение учебного процесса предполагает самостоятельную непрерывную подготовку студентов, обязательным элементом которой являются контроль и самоконтроль с использованием тестового программированного контроля и ситуационных задач.