Немецкая психиатрия
Видео: Ольховой К. «Большая психиатрия - мифы и реальность»
Уве Генрих Петерс
Немецкая психиатрия прошлое и настоящее
Введение
Германия занимает центральное положение в Европе не только географически. Продолжительное время ей принадлежала основная роль и в психиатрии. Современная психиатрия начала развиваться именно в Германии, причем как в форме динамической психиатрии (психотерапии), так и в форме психиатрии институциональной. Само слово «психиатрия» впервые стали употреблять в Германии (Heinroth, 1818)- его относили, прежде всего, к деятельности тех «врачевателей психики», которые лечили своих пациентов путем психологического воздействия, не применяя ни медикаментов, ни операции. Врач-психотерапевт уже сам нес в себе целительное начало. Тут нельзя, однако, не упомянуть о том, что во времена нацизма в Германии практиковалась массовая насильственная стерилизация и жесточайшее истребление душевнобольных.
Видео: Теракт или самоубийство? Взрыв в немецком городе Ансбахе
У истоков психотерапии
Первые попытки психотерапевтического лечения восходят к началу XVIII столетия. Первый учебник по психотерапии, в нашем сегодняшнем ее понимании, был опубликован в 1751 г. Иоганном Христианом Больтеном. (И произошло это за 18 лет до того, как в Англии Джеймс Уатт получил патент на паровую машину.) Автор — 23-летний врач И.Х. Больтен — до этого уже опубликовал несколько трудов на общемедицинские темы. В учебнике Больтен сделал обзор имевшейся к тому времени литературы по психотерапии. Кроме того, он описал, как психотерапия сочетается с фармакотерапией. При характеристике обеих дисциплин он, разумеется, использовал те средства, которые были в его распоряжении на то время, но «терапевтический» смысл описания близок к сегодняшнему. «Психологическое лечение» («psychologische Киг») дефинировано у Больтена достаточно логично: «Психологическое лечение — это такое врачевание души, которое проводится в соответствии с законами, проистекающими из природы души» (Bolten, 1751, с. 58). Поэтому врач должен познать «законы природы души». И Больтен объясняет, как это следует делать: необходимо изучать произведения великих философов. Без философской базы не может состояться хороший врач. Больтен выражает эту необходимость довольно резко: «Мне думается, врачеватель, посвятивший себя практической работе и не изучавший философии, есть не что иное, как одушевленная аптека», то есть ничуть не более, чем машина, прописывающая пилюли. Психическое лечение, пишет Больтен, помогает не только при ипохондрии, ностальгии, истерии и булимии, но и при лечении тех чисто телесных заболеваний, где наблюдается повышенное влияние эмоций. Итак, в 1751 г. уже была высказана идея психосоматики, хотя самого этого понятия еще не существовало.
Теперь становится понятным, почему психотерапия смогла развиться в Германии примерно на 150 лет раньше, чем в других европейских странах. Благодаря особо благоприятным условиям Германии эпохи Просвещения сама философия достигла здесь высокого уровня. Эпоха Просвещения в разных странах Европы принесла самые различные плоды. В Англии Просвещение привело к формированию независимой государственной религии и к развитию демократии. Соответственно, с религиозных позиций были выработаны меры своего рода «управления моралью», которые мы сегодня скорее назвали бы социально-психиатрическими мероприятиями. Под влиянием Просвещения во Франции произошла Великая французская революция с ее идеей свободы, что привело к символическому «освобождению душевнобольных от их цепей». В Италии и в Испании из-за влияния католической церкви Просвещение как таковое не состоялось. В Германии же вместе с Просвещением возникла богато разветвленная философия. В большинстве многочисленных немецких университетов появилось значительное число кафедр философии. Эта философия вскоре получила распространение и в России, где немалым влиянием пользовался Христиан Вольф, ученики которого в то время и в Германии возглавляли почти все кафедры. Другие философы, оказавшие огромное воздействие на развитие психиатрии, также имели своих последователей в России. Веланский (1774-1847) и Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) были, как известно, шеллингианцами. Виссарион Григорьевич Белинский (1811—1848), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) и другие стали приверженцами Гегеля. В отличие от философов соседних с Германией западных стран, упомянутые российские философы превосходно владели немецким языком- они оживленно участвовали в философской жизни и России, и Германии. В политическом отношении это было связано с определенными проблемами, но в развитии философии обнаружилось много общего. Врачи и философы Германии в одинаковой степени увлекались новой философией и ее концепцией человека, получившей название антропологии (Herz, 1773- Kant, 1789- Erhard, 1794-1796- Heinroth, 1882- Schulze, 1819- Fries, 1837-39- подчеркнуты фамилии врачей). Фридрих Антон Месмер оказался, как говорится, в самом центре духовной жизни, когда в 1775 и 1779 гг. опубликовал свои первые сообщения о гипнозе как о методе психотерапии. Он также изучал философию и ориентировался на идеи Христиана Вольфа. Его метод называли «месмеризацией», и он был очень модным явлением, в особенности в Германии и во Франции, вследствие чего многие другие психотерапевты, работавшие в тот же самый период, не были замечены. К 1800 г. в немецких университетах работало примерно 15 профессоров, приглашенных либо в качестве уже состоявшихся психотерапевтов, либо благодаря их публикациям, которые имели однозначно психотерапевтическую направленность.