тут:

До 1933 года - немецкая психиатрия

Оглавление
Немецкая психиатрия
Ранние стадии развития институциональной психиатрии
Середина XIX - начало XX столетий
До 1933 года
Период нацизма
Мюнхен и нацистская психиатрия
Окончание войны и новое начало
Психиатрия в современной Германии
Психиатрия по DSM-III и фармакопсихиатрия
Психиатрия в ГДР

Видео: 13 минут про холокост.

Время от начала столетия до прихода к власти нацистов — это второй этап, когда проявилась гениальность немецких психиатров. Тогда обе формы психиатрии развивались во всем их разнообразии, оставляя место и для многих других направлений. Развитие психоанализа с его новыми разветвлениями, внутренним расколом и богатой литературной базой многократно описывалось на многих языках, так что здесь нет необходимости специально останавливаться на этом вопросе.
Не менее содержательно развивалось и крепелиновское направление, вылившееся в конечном итоге в то, что стало известно как классическая немецкая психиатрия. Крепелиновское название Dementia ргаесох было очень скоро подвергнуто нападкам, несмотря на то, что Крепелин неоднократно и ясно заявлял, что никакая деменция в обыденном понимании не имелась в виду- речь шла о состоянии «своеобразной слабости», о чем упоминалось в цитированной выше первой строке его сочинения. Это означает, что больные по особым причинам не в состоянии воспользоваться своим рассудком (Verstand) или пользуются им извращенно, хотя они не дементны в собственном смысле слова. Кроме того, Крепелин не сопроводил свои описания никакой собственной семиологией — учением о симптомах, на основании которых можно было бы распознать Dementia ргаесох. Напротив, картина Dementia ргаесох собиралась Крепелином наподобие того, как пуантиллистское полотно создается из тысяч единичных штрихов — он описывал огромное количество мелких деталей, почерпнутых из богатого клинического опыта. От издания к изданию этих деталей становилось все больше, так что ему в конечном счете потребовалось 355 страниц только для описания клинической картины Dementia ргаесох. Едва ли найдется на свете психиатр, прочитавший весь этот текст, хотя в действительности в нем нет ничего малосущественного. Но и проработав довольно монотонный крепелиновский текст, с его помощью потом все же нельзя поставить диагноз. Потому Э.Блейлер с самого начала (1908) переименовал заболевание, назвав его шизофренией. При этом он воспользовался метафорой из идеалистической немецкой психиатрии прошлого столетия, видевшей в гипнотическом воздействии искусственное расщепление личности (Peters, 1991). Далее, Блейлер произвел двойную иерархическую систематизацию симптомов, подразделив их на основные и второстепенные, на первичные и вторичные. Ее можно было применять в клинической диагностике. Кроме того, в качестве объясняющего принципа Блейлер использовал английскую ассоциативную теорию, которую Крепелин для Dementia ргаесох не применял (но использовал ее, однако, для объяснения маниакальных состояний).
Хотя блейлеровскими симптомами «Пользуются» во всем мире и по сегодняшний день, их уже тогда было недостаточно для более тонкой дифференциальной диагностики шизофрении среди других заболеваний со сходными клиническими картинами. Это послужило импульсом, чтобы спустя всего лишь год под идейным руководством Карла Ясперса (Jaspers, 1912) в психиатрии зародилось (частично) «феноменологическое направление», в котором вновь отчетливо прослеживалась связь между философией и психиатрией. Ясперс начинал как психиатр, но в дальнейшем целиком посвятил себя философии. Вплоть до 1948 г. он продолжал работу над новыми изданиями своей книги «Общая психопатология», впервые изданной в 1913 г. Ясперс был знаком со всей литературой по этому вопросу. Представители феноменологического направления стремились в сфере патологии психики добиться того же, чего достиг Линней в области систематики растений. По их мнению, единичные симптомы должны быть описаны настолько точно, чтобы их можно было распознать в жизни, даже если их ранее никогда не наблюдали ни у одного пациента. Понятно, что речь здесь идет, прежде всего, о чисто описательном формализме, берущем начало от русского формализма и широко распространившемся в гуманитарных дисциплинах того времени. Наиболее убедительно и доходчиво для западного читателя это было описано Виктором Эрлихом в его книге «Russian Formalism» (1955). То было психологическое направление в психической патологии человека, внесшее немало ясности. Но ему недоставало, так сказать, души. Поскольку его основные мысли пришли из русского литературоведения, оно получило большой резонанс и в самой России.
Феноменологическое направление, зародившееся непосредственно перед первой мировой войной (1914-1918), из-за нее же на несколько лет задержалось в своем развитии. Задержалось, однако прервано, в полном смысле этого слова, не было, несмотря на большие социальные и исторические перемены в Европе. Сразу после войны феноменологическое направление стало набирать силу, сосредоточившись в Гейдельберге, где университетской клиникой руководил психиатр Карл Вильманс, значительную часть своей жизни проведший в России.
Теперь обратимся к начальному периоду нацизма, что позволит лучше отобразить судьбу последующих течений, существовавших в немецкой психиатрии. Кроме того, едва ли возможно себе представить более трагическое вторжение в духовную историю и, в частности, в психиатрию, чем это случилось при нацизме.


Видео: Die Deutsche Wochenschau 1944/8

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее