тут:

О психоанализе - в кабинете детского психиатра

Оглавление
В кабинете детского психиатра
Возьмите направление
Голоса прошлого
Откуда берутся болезни
Раскрытые и нераскрытые тайны
Главное - родители
Какие бывают формы недержания мочи
Если нарушена активность
Психогенное недержание мочи
Неврозоподобные расстройства
Режим, тренировки, самоконтроль
Аристократическая болезнь
Церебрастения
От чего болит голова
Когда нарушена речь
Не буду говорить
Каждый молчит по-своему
Тики
Болезнь мадемуазель де Дампьер
Парадоксы сна
Проклятие Ундины
Истинные и ложные нарушения сна
Термоневроз
Болезни роста
Не буду есть
Случай в Институте красоты
Синдром Ластени де Фержоля
Обычный приемный день
И вина, и беда родителей
Душевная незрелость
Ребенку нужна любовь... но вмеру
Некоторые виды дурного воспитания
Дети воспитывавшиеся вне полноценного человеческого влияния
Нищие духом
На пути к людям
Ребенок не стал родным
Нажитая патология
История одного сердца
Истоки одиночества
Причины нарушения коммуникабельности
Фантазии на грани помешательства
Попытки к самоубийству, всегда ли шантаж?
Болезненное бродяжничество
Алкоголизм
В наркотическом дурмане
Шизофрения
Эпилепсия
В халате или без?
Лекарства: лечат или калечат?
Новая эра
Сила слов
В поисках истины
Гипноз, пациенты и психиатр
Сеансы гипноза Рожнова
Психотерапия ищет новые пути
Игры и книги
О психоанализе
Йоги и лечение
Расслабьте свои мышцы
Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии

Несмотря на то что в первой трети XX в. было предложено много новых методов психотерапии и те из них, о которых мы кратко писали выше, сохранили свое значение в наши дни, практически весь XX в. прошел под знаком психоанализа—наиболее мощного и активного из всех учений, вышедших из психотерапии. Психоанализ всегда был тесно связан с детской психиатрией. В нашей стране его долгие годы решительно критиковали, это вызвало у любознательных людей феномен запретного плода: коли ругают, то, значит, метод хорош. Некоторые и сейчас думают, что если разрешить психоанализ в Советском Союзе, то все проблемы детской психиатрии сами по себе исчезнут. Но это заблуждение: не ищите, читатели, панацею в психоанализе, не воспринимайте Фрейда как единственного избавителя человечества от всех существующих и будущих проблем.
И сторонники, и противники психоанализа признают, что не было в истории психологии и смежных областей знания такого направления, которое оказало бы столь большое влияние на развитие многих гуманитарных и естественных наук, а также литературы и искусства, как учение австрийского мыслителя. Психоанализ существует около 100 лет. За эти годы появилось много теорий и концепций, большинство из них забылись, а психоанализ живет. Одни ученые беспрекословно признают мысли, высказанные Фрейдом- другие — стремятся их приспособить к быстро меняющимся социальным взглядам и достижениям науки, сохраняя ядро психоанализа- третьи, опасаясь, что их заподозрят во фрейдизме, публично не афишируют свою связь с ним, но по существу пишут о том же- четвертые — выступая против психоанализа, тем не менее широко используют психоаналитическую терминологию и систему понятий- пятые — считая психоанализ перевернутой страницей истории, восхищаются им или ревниво завидуют Фрейду и его учению. Есть и шестые, и седьмые Психоанализ оплодотворил и ускорил развитие многих отраслей знаний — и психоаналитикам, и их противникам фрейдизм дал пищу для размышлений, поисков и находок.
Если учения Дарвина и Эйнштейна, оказавшие громадное влияние на развитие биологии или физики, по существу знакомы лишь узкому кругу специалистов и серьезно не повлияли на литературу и искусство, то этого нельзя сказать о психоанализе.
Несмотря на то, что психоанализ повлиял на все области знаний, его место в психотерапии очень узкое, спорное и условное. Одни ученые считают, что психоанализ — это синоним психотерапии, другие рассматривают психоанализ в качестве составной части психотерапии, третьи вообще отрицают какую-либо связь психоанализа с психотерапией. Мы воздерживаемся от крайних точек зрения и считаем, что психоанализ и его различные модификации не могут быть исключены из системы психотерапии, однако место психоанализа как одного из приемов психотерапии определяется его ограниченными терапевтическими возможностями, сложной техникой проведения и очень узкими, не во всем еще разработанными показаниями к использованию.
Фрейд начинал как гипнолог, но в конце 80-х годов он пришел к выводу о крайней ограниченности и малой эффективности гипноза. Он, по его словам, решил «заменить медь гипноза золотом психоанализа». Начиная с 1895 г. Фрейд опубликовал ряд работ, пропагандировавших его взгляды, которые (это следует отметить обязательно) неоднократно менялись на протяжении большой жизни создателя психоанализа, дав сторонникам психоанализа основание отказываться от тех или иных мыслей Фрейда, отдавать предпочтение другим его взглядам, усовершенствовать их и отвергать. Современный психоанализ очень мало похож на тот, что возник в начале XX в.
Как и любое другое новое направление, психоанализ вначале не встретил понимания у специалистов, его сурово критиковали, отказывали в праве на самостоятельное существование, обвиняли во «всех, смертных грехах». В 20—30-е годы психоанализ стал очень популярным, особенно среди либеральной и социалистически настроенной интеллигенции, пытавшейся соединить его с марксизмом, с атеизмом и различными другими гуманистическими устремлениями. Лишь психотерапевты-психиатры (в отличие от психотерапевтов-психологов) в основном осторожно относились к повальному увлечению психоанализом, ибо видели его практическую ограниченность, а при недифференцированном применении — и вредность.
С захватом гитлеровцами Австрии Фрейд был заключен в венское гетто, и лишь в результате вмешательства международной общественности ему было разрешено покинуть родной город — в качестве выкупа за него Международное психоаналитическое общество заплатило нацистам значительную сумму. По прибытии в Париж Фрейд был торжественно встречен французской общественностью, как жертва нацизма. Он уехал в Лондон и там вскоре умер.
После второй мировой войны, в самом факте которой многие увидели иллюстрацию к фрейдовским построениям, а психопатология нацизма дала много подтверждений правильности психоаналитической концепции, психоанализ расцвел еще больше, и в настоящее время нет оснований утверждать, что имеются признаки его угасания.
В наши дни психоанализ среди других направлений современной психотерапии — гуманистической, поведенческой и т. д.— занимает несколько меньшее место, чем еще 10—20 лет назад. И хотя в прямом смысле психоаналитические методы лечения ныне используются не очень часто, психоанализом в той или иной степени пронизаны многие наиболее распространенные приемы современной психотерапий.
Однако я не хочу, чтобы у читателя сложилось впечатление, будто психоанализом или гипнозом пропитана вся психотерапия и этими методами она и исчерпывается. Нет, ни в коем случае нет. Хочу еще раз повторить, что современная психотерапия — это большое и сложное в методологическом отношении здание, состоящее из множества более или менее самостоятельных приемов, методик, направлений. Одни из этих компонентов психотерапии более известны, другие — менее, но все они — часть этой замечательной науки, прекраснее и полезнее которой, с моей точки зрения, нет.
Психоаналитическое учение о бессознательной сфере в психике человека дало мощный толчок к изучению многих процессов, протекающих в не осознанной самим человеком сфере нашей психики. Необходимость исследования этой сферы неоднократно подчеркивалась И. П. Павловым и другими физиологами, с большим интересом, хотя в ряде частных случаев и критически, относившихся к психоанализу.
Однако малая терапевтическая ценность психоанализа как раздела психотерапии, ограниченность его применения заставили врачей продолжить поиски новых методов психотерапии — на этом пути психотерапию ожидало еще много больших открытий, значение которых было по-настоящему оценено лишь в последние десятилетия, когда мода на психоанализ стала несколько уменьшаться и большинство психотерапевтов стали более трезво относиться к возможностям каждой из психотерапевтических методик, понимая, что эффективны они только при дифференцированном и комплексном применении.
Итак, не думайте, читатели, что вас спасет только психоанализ. Если б этот метод всегда и всем помогал, то все врачи планеты немедля стали бы психоаналитиками — ведь все практикующие врачи в конечном итоге прагматики.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее