тут:

Сила слов - в кабинете детского психиатра

Видео: Как научить ребёнка учиться с желанием и интересом. Фрагмент онлайн-тренинга, часть 3

Оглавление
В кабинете детского психиатра
Возьмите направление
Голоса прошлого
Откуда берутся болезни
Раскрытые и нераскрытые тайны
Главное - родители
Какие бывают формы недержания мочи
Если нарушена активность
Психогенное недержание мочи
Неврозоподобные расстройства
Режим, тренировки, самоконтроль
Аристократическая болезнь
Церебрастения
От чего болит голова
Когда нарушена речь
Не буду говорить
Каждый молчит по-своему
Тики
Болезнь мадемуазель де Дампьер
Парадоксы сна
Проклятие Ундины
Истинные и ложные нарушения сна
Термоневроз
Болезни роста
Не буду есть
Случай в Институте красоты
Синдром Ластени де Фержоля
Обычный приемный день
И вина, и беда родителей
Душевная незрелость
Ребенку нужна любовь... но вмеру
Некоторые виды дурного воспитания
Дети воспитывавшиеся вне полноценного человеческого влияния
Нищие духом
На пути к людям
Ребенок не стал родным
Нажитая патология
История одного сердца
Истоки одиночества
Причины нарушения коммуникабельности
Фантазии на грани помешательства
Попытки к самоубийству, всегда ли шантаж?
Болезненное бродяжничество
Алкоголизм
В наркотическом дурмане
Шизофрения
Эпилепсия
В халате или без?
Лекарства: лечат или калечат?
Новая эра
Сила слов
В поисках истины
Гипноз, пациенты и психиатр
Сеансы гипноза Рожнова
Психотерапия ищет новые пути
Игры и книги
О психоанализе
Йоги и лечение
Расслабьте свои мышцы
Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии

В последние десятилетия в нашей стране стала интенсивно развиваться психотерапия детей и подростков — метод лечения разнообразных недугов с помощью психических методов воздействия. Психотерапевты занимаются не только больными людьми, но и здоровыми, находящимися в состоянии психологического напряжения. Поэтому точками приложения психотерапии являются и спорт, и искусство и другие виды деятельности.
Ни об одной сфере знаний не существует столько невежественных суждений, как о психотерапии. Поэтому рассмотрим (очень кратко) составные компоненты этой науки, используя прием исторического анализа. Сразу оговоримся, что мы не можем и не должны обучать читателей всем методам психотерапии, хотя некоторые из них мы уже приводили.
В нашей стране всегда были сильны психотерапевтические традиции. Одним из центров отечественной психотерапии был Харьков. Здесь работали выдающиеся советские психотерапевты К. И. Платонов и И. 3. Вельвовский. Здесь существует одна из немногих в Советском Союзе кафедр психотерапии, на которой готовят будущих психотерапевтов.
Известно, что от дурного слова можно заболеть, от хорошего — выздороветь. Психотерапия всегда касалась проблем, которые многим казались мистическими, чуть ли не колдовскими, это вызывало настороженное отношение к ней официальной медицины (в том числе и многих психиатров). Подозрительность к психотерапии не исключена полностью и в наши дни.
Взаимоотношения психотерапии и психиатрии (как части медицины) сложны и дискуссионны. Если суммировать различные точки зрения, то они могут быть сведены к следующим основным положениям: часть исследователей считают психотерапию составной частью психиатрии, другие (в большинстве своем практические психотерапевты) утверждают, что психотерапия — это самостоятельная область знаний и умений, что она не только не часть психиатрии, но вообще занимает промежуточное место между медициной и некоторыми гуманитарными областями знаний. Психотерапия предназначена для лечения неврозов, многих психосоматических заболеваний (например, некоторых форм бронхиальной астмы, гипертонической, язвенной болезней, поносов и т. д.), ликвидации состояний психологического напряжения и пр., т. е. тех явлений, которые, как правило, не поддаются традиционному психиатрическому воздействию (да и компетенция психиатров не всегда распространяется на данный контингент людей). Однако, несмотря на спорность места психотерапии в системе знаний, она более всего примыкает к психиатрии и к психологии, поэтому психотерапевт (независимо от того, врач он или психолог) должен хорошо ориентироваться в этих дисциплинах.
Психотерапия включает в себя более 200 основных, самостоятельных лечебных приемов, одним из которых является гипноз — особый вид лечебного внушения. История психиатрии первых 100—125 лет — это по существу история изучения гипноза, ибо именно гипнозом в течение многих лет исчерпывалась психотерапия.
История любой науки — это прежде всего история людей и идей, за каждым научным открытием всегда стоят сложные человеческие судьбы, жизни конкретных людей.
Основатель современной психотерапии — венский врач Франц Антон Месмер (1734—1815 гг.). Следует отметить, что Вена и потом была своего рода родиной психотерапии — многие выдающиеся психотерапевты прошлого были так или иначе связаны с этим городом.
Месмер лечил и детей, и взрослых, он отличался глубокой и бесстрашной любознательностью, постоянным стремлением познать явления, вызывавшие у многих его современников чувство растерянности и недоверия. Месмер лечил своих пациентов бесплатно, чем вызывал зависть коллег. Ом одинаково ровно держался с людьми разного социального положения, и это еще больше усиливало неприязнь к нему. Месмер был разносторонне развитым человеком, общавшимся с лучшими умами Европы. Не понимаемый современниками, Месмер скитался по Европе и умер в нищете и безызвестности.
Человеческое общество можно сравнить с лесом — густым и смешанным. Некоторые деревья в нем очень большие, в тени их скрываются маленькие. Сосчитать их, эти маленькие деревца, практически невозможно, да они и незаметны совсем, так как надежно закрыты большими деревьями. Подул сильный ветер. Большие деревья гнутся, трещат, некоторые ломаются. А маленькие деревца стоят, как стояли. До них ветер и не доходит. Тем, кто выше, сильнее, заметнее, всегда плохо. Они принимают удар на себя, они защищают остальных, даже если те и тяготятся этой защитой и протестуют против нее. Так всегда было и в жизни. Поэтому судьба гениев редко была счастливой.
Мало кто из психиатров прошлого и настоящего не критиковал Месмера. Ругали его за то, что он не сделал то-то и то-то. Это все равно, что критиковать Ньютона за то, что он не создал атомную физику, Пушкина — за то, что он не писал натюрмортов, а писателей — за то, что они не марсиане.
Месмер был первым профессиональным психотерапевтом, который поставил суггестологию (один из разделов психотерапии) на службу медицине вообще и психиатрии в частности.
Можно сказать, Месмер открыл «целину», открыл «целый континент», но оценить истинное значение своего открытия не смог (вспомним Колумба, всю жизнь искавшего Индию, а открывшего Америку и до своей смерти не понимавшего великое значение своего открытия).
Пионер психотерапии, Месмер использовал учение о лечебном влиянии магнитов, существовавшее с далеких времен. Месмер магнетизировал своих пациентов, и они выздоравливали. Вскоре он обнаружил, что лечебная сила скрыта не в магнитах, а в нем, Месмере, ибо без того воздействия, которое врач производил на пациента, никакие магниты не имели лечебного эффекта. Месмер считал, что из него выходят особые флюиды — специфический вид энергии. Он также заметил, что разные люди по-разному внушаемы: одни больше (особенно те, кто хочет, чтобы им что-то внушили), другие — меньше. Наиболее внушаемых Месмер излечивал от функциональной слепоты, нарушений сна, аппетита и других расстройств. Конечно, и до Месмера были известны феномены внушения, но именно Месмер обобщил (на уровне своего времени) все сведения о внушении, собранные его предшественниками, и широко использовал внушение в лечебных целях.
Когда этот красивый, высокий мужчина появлялся в парижских салонах, его лиловая мантия с ослепительно сверкающими пуговицами привлекала к себе всеобщее внимание. Когда он повелительным голосом обращался к аудитории, уже наэлектризованной ожиданием месмеровских чудес, все, что он делал, напоминало красочный спектакль, в котором не было безучастных и недоброжелательных зрителей.
Месмер часто демонстрировал сеансы внушения, и у него появилось много последователей. Один из них, кавалерийский офицер граф Максим де Пюисегюр (1751 — 1825 гг), внес значительный вклад в психотерапию. Проводя внушение пастуху по имени Виктор, Пюисегюр обнаружил, что тот периодически впадал в особое душевное состояние, во время которого ему можно было внушить практически все. Пюисегюр назвал это состояние чрезвычайно повышенной внушаемости сомнамбулизмом. Помимо этого любознательный граф заметил, что, выйдя из состояния сомнамбулизма, человек нередко выполняет то, что ему было внушено в состоянии сомнамбулизма. Впоследствии этот феномен был назван постгипнотическим внушением, которое широко используется в современной психотерапии.
Под влиянием Месмера в Европе появилось много так называемых магнетизеров, которые разъезжали по разным городам с эстрадными концертами, с демонстрацией феноменов внушения. Это, естественно, вызывало повышенный интерес к внушению и стимулировало любознательных людей к более глубокому изучению загадочных явлений. На одном из таких концертов, который давал знаменитый магнетизер Лафонтен (внук знаменитого французского баснописца), побывал английский хирург Джеймс Брэд (1795—1860 гг.). Под огромным впечатлением от всего того, что демонстрировал Лафонтен, Брэд увлекся внушением и в 1843 г. опубликовал книгу об этом явлении. В ней автор впервые употребил слово «гипноз», назвав им этот особый вид внушения, и высказал предположение, что гипнотическое состояние — это нечто похожее на сон. Брэд впервые использовал и самовнушение, придавая ему большое значение в терапевтической практике.
Брэд открыл новую главу в изучении психотерапии, но добрэдовскую эпоху мы осветим недостаточно, если не расскажем о знаменитом аббате Фариа (1756—1819 гг.), имя которого гремело в начале прошлого века, а сейчас оно мало кому знакомо, разве только поклонникам «Графа Мон те-Кристо» А. Дюма, где легендарный аббат упоминается в особой романтической обстановке.
Хосе Кустодио Фариа родился в Индии, жил в Португалии и Италии. В 1789 г. он приехал в Париж и радостно встретил французскую революцию. Следует, кстати, отметить, что Месмер, Пюисегюр и многие другие психотерапевты были сторонниками социальных реформ и с неприязнью относились к Наполеону, уничтожившему многие завоевания революции 1789 г. После свержения Наполеона бывший аббат и бывший санкюлот стал публично заниматься магнетизмом. Он открыл зал магнетизма, в котором демонстрировал различные психологические феномены. Фариа разработал несколько приемов усыпления, которые используются и в наши дни.
Церковники выступали против опытов, проводимых бывшим аббатом, так же, как они выступали против опытов Месмера и других пионеров психотерапии. Хосе Фариа пришлось прекратить свою деятельность. Он публично покаялся в своих занятиях, получил приход и стал смиренным аббатом, втайне продолжая заниматься внушением. Он написал книгу, посвятив ее своему учителю Пюисегюру. Умер Фариа при невыясненных обстоятельствах, что породило множество разнообразных слухов. На родине Фариа, в Индии, стоит памятник этому бесстрашному человеку».


Видео: Упражнение 1/3 Сила слов и Волшебные картинки

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее