Ребенок не стал родным - в кабинете детского психиатра
Видео: Психолог Лилия Шелег. Как проходят консультации психолога онлайн
Видео: Ребёнок не может жить без компьютера!
На консультацию пришли приемные родители взятого из детского дома ребенка.
— Доктор, мы взяли ребенка из детского дома, три года относились к нему, как к родному, а он нас ненавидел, безобразничал, поджигал вещи, выбросил с балкона коллекцию кактусов и т. д. Одним словом, это исчадие ада, хуже «вождя краснокожих» из рассказа О&rsquo-Генри. Что нам делать? Может, лучше вернуть ребенка в детский дом?
- Для кого лучше?
- Для ребенка, конечно.
- Не наводите тень на ясный день: понятно, что лучше для вас, а не для ребенка.
- Ну, хотя бы для нас.
- Когда вы усыновляли ребенка, вы давали обещание относиться к мальчику, как к родному. Ну, а если бы родной сын вел себя так же, как приемный, вы бы отказались от родного сына?
- Так то родной сын, а этот — совсем другое дело: родился он от какого-то уголовника и проститутки, они наградили его своими ненормальными генами, да зачали еще в пьяном виде, а нам за это мучиться.
- Никто вас не неволил: по своему желанию взяли ребенка из детского дома...
- Это наше дело, и нотации нам не читайте.
- Чего вы хотите?
- Мы хотим получить официальное заключение о том, что ребенок страдает неизлечимой душевной болезнью и поэтому мы имеем право вернуть его в детский дом.
- Все справки выдаются лишь в ответ на соответствующий официальный запрос. Он у вас имеется?
- Нет, мы его принесем.
- Заодно приведите и ребенка. Посмотрим на него, назначим лечение, если понадобится. Может быть, госпитализируем. Лишь когда исчерпаем все возможности терапии, тогда и дадим справку о том, каким заболеванием он страдает (если оно, конечно, есть). Что же на основании этой справки решат органы просвещения и социального обеспечения, мы заранее предсказать не можем.
Видео: Консультация психолога: если ребенок рисует черным
Проблема приемных детей в конце XX в. куда более сложная, чем раньше. Очень наглядно это видно из книги «Дети в эрзацсемьях», выпущенной под эгидой западно- германского филиала Международного общества воспитателей детских приютов в 1974 г. и переизданной шестью годами позже. Ее авторы — психотерапевты, психологи, юристы, социальные работники, служители культа, живущие чуть ли не во всех значительных населенных пунктах ФРГ. Книга вышла в серии, пропагандирующей «лечение людей с помощью людей». Учитывая название серии, книга не носит сугубо медицинский характер, а имеет отношение к психологии и лечебной педагогике, составляющим вместе с психотерапией в узком смысле слова современную психотерапию детей и подростков.
Название монографии многопланово, неоднозначно. Эрзац-семья — это не только неблагополучная или неполная семья, далекая от идеала гармоничной семьи. Этот термин означает и пребывание в приюте или жизнь в семье, усыновившей или удочерившей ребенка, но где к ребенку плохо относятся. В основном в монографии речь идет о приемных детях и о детях, живущих в детских приютах. Книга посвящена многим вопросам, в том числе и вопросу, испокон веков волновавшему человечество: что делать с детьми, живущими в неполноценных семьях? Равнодушно смотреть, как в таких семьях будут физически и нравственна уродовать детей, а потом констатировать у них психопатию, алкоголизм или неврозы, или, невзирая на сопротивление родителей, активно и целеустремленно бороться с тлетворным воздействием этих суррогатов нормальной семьи? И что такое неблагополучная семья? К таким семьям авторы сборника относят семьи, в которых имеются душевнобольные (в том числе психопаты), личности с креминальными тенденциями, субъекты с половыми извращениями и пр. Где точка отсчета — какая семья благополучная для ребенка, а какая нет? Критерием является отношение к ребенку, поэтому некоторые внешне благополучные семьи являются неблагополучными в плане воспитания детей, и наоборот. Чаще же всего семьи с криминальными, психопатическими н прочими аномальными социобиологическими тенденциями являются неблагополучными и: по отношению к ребенку.
Есть еще одна сторона проблемы: дети из этих семей нередко оказываются в детских приютах, а оттуда попадают к приемным родителям — вот тут-то и начинаются для новых родителей неожиданные проблемы, о существовании которых они прежде и не подозревали. Для приемных же детей эти проблемы — лишь продолжение тех психиатрических и психологических проблем, которые сопутствовали им с того дня, когда они были зачаты своими биологическими родителями.
Ну, а если ребенок долгие годы находится в детском приюте — какие психологические и психопатологические пертурбации могут происходить в его душе и что сделать, чтобы их не было? В большинстве современных высокоиндустриальных стран, много десятилетий не испытывающих войн, голода и т. д., подавляющее число детей, попадающих в приюты для сирот,— это потомки уголовников, психически больных, аморальных личностей, алкоголиков и проституток. Лишь в относительно редких случаях биологические родители этих детей «были без заметных изъянов, еще в более редких случаях дети рождались при нормально протекавших беременности и родах, не болели и не голодали в первые годы жизни. Таким образом, значительная часть таких детей в той или иной степени нуждается в помощи детского психиатра или невропатолога, учитывая, что очень часто на все эти биологические дефекты наслаивались дефекты воспитания, нередкие в детских приютах. Все это создает сложную и клинически полиморфную картину состояния подобных детей.
Когда такие дети попадают к приемным родителям, у тех возникает страх: а не дадут ли знать о себе тяжкая психопатологическая наследственность или последствия патологических беременности и родов? У значительного числа таких детей указанные факторы действительно очень быстро дают о себе знать, поэтому многих из таких детей возвращают в приют либо на долгое время помещают в психиатрические лечебницы. И без того страдающие от своей неполноценности, нередко обозленные, такие дети, вернувшись в приют, еще более ожесточаются, становятся «трудными» по поведению. Именно из таких детей и подростков могут в дальнейшем формироваться криминальные личности: в происхождении подобной антисоциальности решающую роль играют переживание своей неполноценности, лишенности нормальной семьи, эмоциональная и социальная заброшенность, а не только сугубо биологические факторы.
Как же должны вести себя приемные родители, узнав, что у ребенка имеется душевная аномалия? Немедля возвращать его в приют или лечить? В каждом конкретном случае ответ должен быть конкретным, но с точки зрения морали ясно, что приемные родители должны относиться к больным неродным детям так же, как они относились бы к своим родным, если бы у тех имели место похожие расстройства. Чтобы детям, не имеющим биологических родителей, было хорошо, нужно создать соответствующую атмосферу в приюте или подыскивать им подходящих приемных родителей, адекватных по темпераменту, характеру, уровню интеллигентности. Необходимо постоянно подсказывать родителям, как вести себя, что делать в тех или иных ситуациях. Следует неустанно контролировать приемных родителей как государству, так и общественным организациям, иначе дети могут оказаться в руках душевнобольных, социально опустившихся или сексуально извращенных людей. Короче говоря, в отношении детей из приютов больше возникает вопросов, чем можно найти ответов. И все-таки хотя многие из этих детей первое время производят удручающее впечатление, с годами большинство полностью выравниваются и становятся полноценными членами общества. Известно множество людей с тяжелым детством и неблагополучной наследственностью, которые достигли выдающихся успехов в жизни. «Предрасположенность — это не приговор»,— любил повторять известный французский педиатр Леон Мишо. «Приговор» выносит среда. В том числе и та, что складывается в семье приемных родителей. Врач всегда стоит на стороне больного. О здоровых думают многие — о больных нет. В случае с приемными детьми врач тем более обязан помогать детям. Я сталкивался с десятками случаев, когда, поддавшись бурным эмоциям, родители намеревались немедля вернуть ребенка в детский дом и требовали, чтобы врач помог им в этом. Когда же страсти утихали, когда ребенок проходил лечение, когда его состояние улучшалось, когда добрая воля приемных родителей возобладала над их эгоизмом и страхом, тогда ребенок оставался в семье и новые родители в нем души не чаяли. Все были счастливы: и приемные родители, и ребенок, ставший им родным. А поторопились бы — наделали бы непоправимых ошибок, остались бы одинокими.