И вина, и беда родителей - в кабинете детского психиатра
Видео: СК напомнил родителям об ответственности за жизни своих детей
Каждый прием больного — это тяжкий труд (если, конечно, врач прилагает максимум усилий, чтобы помочь пациенту). Каждый больной — это нечто неповторимое, сложное, загадочное. Лечат больных по-разному, и результаты, естественно, тоже неодинаковые. Прежде чем мы перейдем к рассказу о нарушениях личности детей и подростков (пока, мы касались в основном неврозов и неврозоподобных расстройств), хотелось бы остановиться на некоторых принципиальных вопросах.
Рассказывая о психических нарушениях детского и подросткового возраста, некоторые авторы всячески стараются убедить читателей, что, дескать, ничего страшного в этих расстройствах нет, что современная медицина легко их излечивает, что чудодеи-врачи способны на любые подвиги. В таких случаях переставляются акценты: не нужно перекладывать всю ответственность за лечение на плечи медицинских работников. Конечно, медики исправно выполняют свой долг и помогают многим маленьким пациентам. Но перестроить все общество (в лице конкретных семей, своим неверным поведением уродующих души детей или не помогающих их гармоничному развитию) врачи не в силах. Сколько раз мы убеждались в том, что врач помог ребенку, но когда ребенок вышел из врачебного кабинета и вновь попал в свою ненормальную семью, у него начались все расстройства снова.
Нужно помнить, что у врача — свои обязанности, возможности и цели, а у родителей — свои. Не перекладывать друг на друга ответственность за лечение, а вместе помогать лечению — вот наша общая задача. Не враги или соперники, а друзья и союзники — вот кем должны быть родители и медики. К сожалению, часто бывает иное.
Испуганная мать привела на консультацию тринадцатилетнюю девочку. Та несколько дней назад объявила, что влюбилась в популярного актера и живет лишь одной мечтой — о встрече с ним. «Только сумасшедшая могла до такого додуматься»,— прокомментировала это ее довольно решительная мать и начала наводить справки, кто из врачей мог бы спасти дочь от опасной страсти. Девочке стали давать психотропные препараты, а потом решили попробовать гипноз. Так она оказалась в нашем кабинете.
При клиническом анализе выяснилось, что у девочки нет никаких психических отклонений, а в том, что ей понравился киноактер, не было, кстати, ничего удивительного. В подростковый период метафизические, идеальные представления нередко приводят мальчиков и девочек в состояние влюбленности в каких-либо спортсменов, актеров, космонавтов и пр. Тем самым дети идентифицируют себя с уверенными в себе, добившимися чего-то в жизни людьми. С таких людей подрастающее поколение берет пример, создавая себе модель для подражания. Порой эта влюбленность принимает карикатурные формы, но это не дает оснований обращаться за помощью к психиатру. Это проблемы социальные, и включать их в сферу психиатрии незачем. Мать же хотела с помощью врачей добиться того, чем должна была заниматься сама. Одна из особенностей детской и подростковой психиатрии в том и заключается, что представители этой профессии главным образом дают советы, а как их реализовать — это дело родителей. Иногда эти советы прямые, чаще же косвенные, вытекающие из той или иной клинической иллюстрации. Поэтому, родители, сами делайте вывод для себя из приводимых в нашей книге историй.
Читатели, наверное, уже обратили внимание, что мы рассказываем не обо всех психоневрологических расстройствах у детей и подростков, а лишь о тех, в происхождении и течении которых большое значение имеет родительское влияние. Оно может быть положительным и отрицательным. Если родители всячески контролируют прием лекарств ребенком, заставляют его строго выполнять все советы врачей, если родители относятся к болезни сына или дочери здраво и правильно, то они помогают врачам поскорее излечить их дитя. Неправильное поведение родителей заключается не только в чересчур равнодушном или, наоборот, в слишком опекающем, подавляющем или отвергающем отношении к больному ребенку, но и в том, что очень часто родители становятся причиной болезни их детей. Нередко именно родители повинны в неврозах и других психогенных расстройствах у детей. Внимательно прочитайте, пожалуйста, матери и отцы, нашу книгу и сделайте разумные выводы. Мы не даем советы на все случаи жизни, мы не выступаем в роли судей, надумавших наставить на путь истинный заблудшие человеческие души. Задумайтесь над тем, к чему приводят конфликты, ненависть, непонимание, дефекты воспитания, равнодушие и жестокость, и сделайте так, чтобы эти отрицательные факты ушли из жизни, не повторялись. Берегите себя и окружающих — в первую очередь подрастающее поколение) .
Есть болезни, причиной которых является слепая стихия природы. Но таких расстройств не так много. Основная же масса — это такие расстройства, которые, если не вызываются, то наверняка усиливаются неблагоприятными социальными воздействиями, и предупреждение их всецело зависит от самих людей. Взрослые ссорятся и мирятся — это, как говорится, их дело, но за все их «шараханья» в отношениях друг с другом приходится расплачиваться детям. Ни в одном другом врачебном кабинете не видно так ясно, к каким несчастьям приводят детей импульсивность, глупость, злоба взрослых, как это видно в кабинете детского психиатра. И, как правило, чем зажиточнее люди живут, чем меньше у них детей, тем неразумнее они относятся к своим детям: либо заласкивают их, создают им парниковые условия и тем самым не формируют в них волю к жизни и самостоятельность- либо не обращают на них внимание, и дети растут как никому не нужные золушки- либо унижают, обижают, избивают детей или... Перечислять все крайности родительского поведения можно бесконечно. Бо всем нужна мера- если родителей покинуло чувство меры, то они не смогут воспитать гармоничного ребенка.
Врач стремится к тому, чтобы ребенок был здоров — в приложении к психиатрии это заключается в стремлении сделать мальчика или девочку гармоничными. Будет ли ребенок счастлив или талантлив в будущем — это не дело медиков, это дело семьи и общества. Слишком часто родители заставляют ребенка заниматься иностранными языками, фигурным катаньем, живописью и еще многими иными видами деятельности. Всегда ли ребенку это под силу? Всегда ли ему это нужно и интересно? Не пора ли остановиться, задуматься, спокойно сопоставить свои необъятные честолюбивые устремления и скромные возможности дочери или сына?
Как вы уже почувствовали, читатели, детская психиатрия — это особая наука, все в ней мало похоже на то, что бывает в практике хирурга, инфекциониста или врача какой-либо иной специальности. Например, вследствие неправильного воспитания или плохих отношений между членами семьи у ребенка не появится аппендицит или грипп, а вот психические расстройства возникают очень часто. Оттого, что родители постоянно ругаются, у ребенка не будет ни оспы, ни плоскостопия, а невроз может быть. Психологическая несовместимость членов семьи, постоянная напряженность в их взаимоотношениях могут вызвать у ребенка различные болезненные реакции, больше относящиеся к сфере характера. Результаты неблагоприятных социальных воздействий на психику ребенка психиатр видит на каждом шагу. Фактически едва ли не 75 % всех пациентов детского психиатра — это лица, у которых болезнь возникла либо заострилась или выявилась вследствие ссор дома и в школе, неправильного поведения родителей и прародителей (бабушек, дедушек, прабабушек и т. д.), в результате обид, подражания дурным примерам, как реакция защиты собственного достоинства от грубых посягательств со стороны взрослых и пр.
Общаясь, например, с детским хирургом, родители заболевшего ребенка уповают на его профессиональное мастерство, а советы по воспитанию воспринимают как нечто второстепенное, несущественное, а чаще как блажь этого врача, как следствие его неотреагированной и ущемленной страсти поучать человечество. Это не всегда оправданно. Но особенно недопустима такая позиция родителей в общении с детским психиатром. Советы детского психиатра по воспитанию не есть нечто пустое, формальное, никому не нужное. Нет, эти советы и есть лечение. Самое главное, самое существенное!