Ребенку нужна любовь... Но вмеру - в кабинете детского психиатра
Любовь нужна всем, и чем ее больше, тем лучше. От излишка любви никто не умирал и не превращался в инвалида. Любовь — всегда благо.
Так рассуждают многие люди. Их суждения, безусловно, верны. Но вот что думают врачи о границах родительской любви.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы он был окружен заботой, лаской, вниманием, чтобы на его — еще малодифференцированные и невыносливые — органы чувств действовало соответствующее возрасту и индивидуальным особенностям количество (и качество!) информации, чтобы по мере усложнения детской психики усложнялся и нарастал объем раздражителей, как бы подготавливающих, тренирующих, обучающих, приспосабливающих к будущей, взрослой жизни. Казалась бы, в наши дни подобные аксиомы не нуждаются в особом пропагандировании. Однако опыт психологов, врачей, педагогов показывает, что, к сожалению, имеется еще очень много родителей, которые по разным причинам не дают школьнику нужного количества эмоциональной информации или, наоборот, заласкивают ребенка, помещают его в тепличные условия, лишают малейшей самостоятельности, превращают в некое инфантильное существо. Крайности сходятся: мало любви — плохо, чересчур много — тоже нехорошо. Избрать правильную позицию в воспитании ребенка очень важно. К сожалению, в наше время родители очень заняты и, как правило, мало времени проводят с детьми (воспитывая их лишь два дня в неделю — в субботу и в воскресенье), не могут постоянно находиться с ними, зачастую откупаются от них игрушками, магнитофонами и т. д. вместо того, чтобы по душам поговорить с сыном или дочерью. Резко возрастает число семей с одним ребенком, да еще рожденным, когда родители давно уже перешли в зрелый возраст. Семья с одним ребенком — самая типичная в наши дни среди служащих и интеллигенции. И тут возникает опасность, что заласканный, не имеющий лишь птичьего молока ребенок может превратиться в тирана семьи или в существо слабовольное, не способное самостоятельно добиваться своего «места под солнцем» из-за того, что он привык, чтобы за него все делали родители, не чающие в нем души.
Нередко инфантильные личности формируются в семьях многих социально полезных и известных людей, полностью погруженных в свои производственные и творческие проблемы и не уделяющих воспитанию собственных детей должного внимания.
Таким образом, проблема качества и количества родительской любви, необходимой для гармонического развития ребенка, выходит за пределы сугубо детского возраста, она имеет большое значение для всей жизни личности.
Ребенок еще не родился, но он нуждается в любви. В 1964 г. испанский педиатр Иеронимо де Могарас описал следующий эксперимент. Он изучал связь между психическим состоянием будущей матери (во время беременности), ее отношением к находящемуся в ее лоне плоду и душевным и физическим развитием родившегося ребенка в первые годы жизни. В одной группе были женщины, у которых предшествующие беременности окончились неудачей, и поэтому они, страстно мечтая иметь ребенка, очень волновались, как завершится эта беременность. Вторую группу составили будущие матери, которые не желали иметь ребенка. Зачатие наступило вопреки их желанию, и им не удалось вовремя избавиться от плода. В третьей группе были беременные, которые относились к ребенку ровно — с любовью. Таким образом, женщины из первой группы слишком любили будущего ребенка, женщины из второй группы его ненавидели, а женщины, отнесенные к третьей группе, с радостью, но спокойно ожидали его появления на свет.
Когда дети родились, оказалось, что лишь те, которых родили женщины из третьей группы, развивались нормально. Дети же матерей, включенных в первую и вторую группы, имели те или иные отклонения, внешне похожие.
Но вот ребенок родился, мать кормит его грудью и формально выполняет свои обязанности правильно, хотя и без положительных эмоций, без явной, из глубины души идущей и внешне активно проявляющейся любви. К чему это может привести?
Тут следует сказать, что хотя мнения ученых расходятся в понимании последствий недостаточной любви матери к новорожденному, ясно одно: результаты бездушного отношения к ребенку со стороны матери всегда плохи. Многие из вскормленных без любви детей со временем вырастают дисгармоничными, эмоционально холодными, жестокими, бессердечными — некоторые из таких лиц именуются психопатическими.
Психопатия — это проявление стойкой дисгармонии в эмоционально-волевой сфере, это необычно выраженная и уродливо проявляющаяся комбинация обычных человеческих свойств. При этом расстройстве портится характер (становится очень тяжелым и неприятным), интеллект же может быть самым разным. Многие психиатры сходятся во мнении, что истоки психопатии взрослых в биологически обусловленных дисгармоничных отношениях матери и ребенка в раннем возрасте.
Ребенок пошел в детский сад а затем в школу, и тут возникают многие проблемы, о существовании которых родители прежде и не подозревали. Вот только два примера.
Четырехлетний мальчик, чрезвычайно привязанный к матери и отцу, болезненно относящийся ко всему новому, сугубо домашний ребенок, пошел в детский сад. Точнее, он был насильно, вопреки желанию, отдан в детский сад. Мальчик сопротивлялся, плакал — все было бесполезно: родители твердо решили воспитывать его в условиях коллектива. Прежде они так не думали, прежде им не приходило в голову, что нельзя держать ребенка взаперти, что его нужно воспитывать гармонично, приучать правильно воспринимать все новое. Более того, они попросили воспитателей, чтобы те как можно более требовательно, сурово и решительно относились к их сыну: «Пусть растет мужчиной, а не тряпкой: за всякое непослушание его наказывайте, не жалейте». Воспитатели принялись исполнять просьбу родителей. Через несколько недель в детском саду заметили, что ребенок стал оправляться в белье: и мочевыделение, и дефекация происходили только днем и только в детском саду. Когда ребенка забирали домой, подобных явлений не происходило. Родители привели ребенка на консультацию к специалисту. Тот посоветовал забрать ребенка из детского сада. Родители были раздосадованы: они думали, что врач назначит лекарства, проведет сеанс гипноза или еще что-либо сделает, а он посоветовал то, что им давно уже и самим приходило в голову. Когда они забрали ребенка из детского сада, у него исчезло недержание мочи и кала как реакция протеста против помещения в детский коллектив. Через полгода, когда ребенок успокоился, окреп, его отдали в детский сад - уже в другой, где к нему относились ровно, доброжелательно. Все обошлось нормально. Потом мальчик пошел в школу, с отличием окончил ее и стал известным физиком.
Восьмилетняя девочка была отдана в интернат потому, что ее мать решила еще раз попробовать создать семью. Отношения с девочкой были не совсем обычными. Мать очень много времени отдавала своей работе, она часто бывала в заграничных командировках, выступала по телевидению. Воспитанием девочки занимались беспрерывно менявшиеся домработницы, а с 4 лет девочка постоянно находилась в детских садах и санаторно-лесных школах. Она соскучилась по дому и многократно говорила об этом матери. Та объясняла, что иначе нельзя, что надо терпеть. Когда же в доме поселился отчим, девочка возмутилась: «На меня нет времени, на него есть. Меня в интернат, а его в мою комнату». Отношения матери и дочери накалились до предела. Мать даже перестала приходить за девочкой: она снималась в кино, много времени уходило на нового мужа — было не до дочери. Через месяц после того, как мать перестала приходить в интернат, ее вызвали в школу. Мать ехала туда без особых волнений: она предполагала, что с дочерью ничего страшного не могло произойти. Ну, а тот факт, что девочка ее не видела уже месяц, мать не переживала. В это время ее часто показывали по телевидению, дочь ее наверняка видела и должна гордиться, что у нее такая популярная мать.
Каково же было удивление матери, когда директор объявил, что ее дочь собираются исключить из интерната за почти ежедневное воровство. Девочка ворует на глазах у всех, стараясь попасться, не стыдясь, когда ее поведение обсуждают в классе. Она словно получала удовольствие от того, что ее стыдят и бранят за воровство. Вначале педагоги думали, что девочка стремится воровать, чтобы привлечь к себе внимание, покрасоваться. Потом поняли, что девочка хочет любой ценой быть исключенной из интерната, чтобы побольше побыть в своем доме, со своей матерью.
Услышав обо всем этом, мать попросила разрешения взять дочь домой на несколько дней. Ей позволили. Приехав домой, она жестоко избила дочь и заявила, что если дочь не пообещает прекратить воровство, она уморит ее голодом. Два дня девочка ничего не ела и не просила еды, два дня она молчала. Тогда мать пообещала ей, что через две недели заберет домой, просила потерпеть еще немного.
Девочка с радостью согласилась. Две недели она жила в интернате и вела себя примерно. Но мать забыла о своем обещании, она в это время писала научную моногафию и ей было не до дочери. Девочка вновь принялась за старое. Вновь вызвали мать. Вновь та обещала повлиять на дочь. Вновь избила ее, но после этого обратилась за советом к детскому психиатру, который заявил ей примерно следующее:
- Под страхом смертной казни вас никто не заставлял рожать ребенка. Это был акт сугубо добровольный, радостный. Но иметь ребенка — это не только удовольствие, но и большая ответственность, снять которую никакими производственными или иными аргументами нельзя. Всякий ребенок нуждается в родителях, он требует любви. Это его законное, неоспоримое право, и всякое государство обязано защищать подобное право ребенка. Нет никаких чрезвычайных обстоятельств (войны, голода, землетрясения и пр.), вынуждающих лишить ребенка общения с матерью. Очередная научная монография, еще одно замужество — все это малосущественные доводы в пользу того, что дочь должна находиться в интернате. Сам по себе интернат хороший, девочке в нем нравится находиться, но еще более ей нужна мать. Нужно хотя бы на время — на полгода или на год — взять девочку домой, а дальше видно будет. Окрепнет, насытится общением с матерью, надоест ей домашний уют — вот тогда и можно будет вернуть ребенка в интернат (если в этом еще будет потребность). Никаких лекарств, никаких психотерапевтических вмешательств тут не нужно.
Едва врач закончил, как мать раздраженно проговорила:
- Какой же вы врач? Вы даете советы, а не лечите.
- Правильный совет — это и есть в данном случае самое адекватное лечение. На языке медиков все, что я посоветовал, называется психотерапией средой. Сейчас многие врачи все чаще используют разные виды психотерапии: их много, не менее 200 приемов,— гипнозом или аутогенной тренировкой современная психотерапия далеко не исчерпывается. Лекарства же мы назначаем лишь тогда, когда без них невозможно обойтись.
Видео: 3. Если ребенок делает не так? Как научить, если не указывать на ошибки? | Школа Любящих Родителей
Мать послушалась моего совета. Когда через 5 лет мы случайно столкнулись с этой женщиной, она рассказала, что все утряслось, что через 2 года дочь была возвращена в интернат, и воровства или иных реакций протеста у нее не было.