Церебрастения - в кабинете детского психиатра
Видео: КАБИНЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Видео: Кабинет психолога (Неля)
Невропатия, как и любое иное нарушение состояния здоровья, может сочетаться с самыми разнообразными расстройствами психоневрологической сферы. Важно помнить и то, что она бывает лишь в определенном возрасте (обычно до 5—б лет). По мере взросления ребенка у него могут обнаруживаться иные болезни, каждая из которых имеет свой период выявления. Если в грудном и ясельном возрасте самое распространенное расстройство — невропатия, то в дошкольном и младшем школьном возрасте на первое место выходит церебрастения. Иногда, правда, они могут сочетаться. И еще одно уточнение: церебрастения может возникать и в другие возрастные периоды
Мальчик родился в результате беременности, протекавшей с сильной рвотой, отеками, головной болью. В конце беременности мать перенесла тяжелое заболевание вследствие простуды. Роды также протекали неблагополучно. В раннем возрасте ребенок развивался нормально, но много болел. Во время болезни (особенно при высокой температуре тела) у него начинался «бред» с галлюцинациями ребенок плохо засыпал, испытывал страх, очевидно, видел тяжелые сны, иногда у него возникали судорожные подергивания мышц рук и ног. С трех-четырехлетнего возраста эти явления стали проходить, но мать заметила, что ребенок плохо переносит жару, духоту, езду в транспорте, быстро устает, не выдерживает даже незначительного психического и физического напряжения. Если ребенок простуживался, то болезнь протекала длительно. После болезни долго не мог прийти в себя, еще быстрее утомлялся мальчик был повышенно суетлив, несобран, раздражителен, плаксив. Все эти черты стали особенно заметными, когда мальчик пошел в школу (к тому же он учился во вторую смену): быстро уставал, к концу урока плохо соображал, становился непоседливым. Продуктивность труда его была неравномерной: если не уставал, то учился хорошо, все интеллектуальные процессы протекали нормально, память была отличной. Стоило же ребенку утомиться, плохо отдохнуть, как он начинал хуже усваивать новое, с трудом запоминал, внимание его рассеивалось, он становился неусидчивым. Мать заметила также, что если сын днем не поспит или слишком поздно ляжет спать вечером, все эти явления усиливаются, он «встает с левой ноги», бывает драчлив. Помимо этого мальчик отличался двигательной неловкостью, неуклюжестью, из-за чего превращался в объект насмешек со стороны сверстников. Обидчивый и вспыльчивый, в ответ на легкие обиды и иронию начинал драться. Во время этих драк мальчику доставалось больше всех: однажды, например, его толкнули, он упал и ушиб голову. Пробыл неделю в больнице в связи с сотрясением мозга (кружилась и болела голова, несколько раз была рвота, постоянно чувствовал себя уставшим).
Учился все хуже и хуже, что стало особенно заметно в 4-м классе, когда нагрузка возросла и мальчик помимо занятий в общеобразовательной школе стал дополнительно изучать иностранный язык (по инициативе матери, мечтавшей о том, чтобы сын говорил по-английски). Мальчика направили на консультацию к детскому психиатру. У него был диагностирован церебрастенический (от лат. церебро — мозг, астения — слабость) синдром, обусловленный органическим поражением головного мозга. Было назначено соответствующее лечение, даны лечебно-педагогические рекомендации, которые неукоснительно выполнялись. Через 2 года мальчик был совершенно здоров.
Большинство признаков, которые встречаются у больных церебрастенией, бывают у множества совершенно здоровых людей, но у больных церебрастенией они так сочетаются, что создают специфическую картину болезни Поэтому не ищите у своих детей, уважаемые родители, эти симптомы: кто ищет, тот всегда находит, но это еще ни о чем не говорит, а на мнительных и впечатлительных людей действует удручающе.
Проявления церебрастенического синдрома зависят не только от причин его возникновения (их может быть много), но и от времени воздействия болезнетворного фактора на мозг. Признаки болезни усиливаются от езды в транспорте, физического переутомления, вследствие общих заболеваний. Дети жалуются на сильную головную боль, на то, что их укачивает в транспорте, они плохо переносят жару и духоту, быстро утомляются. При усилении церебрастении обычно нарушается и поведение больных: одни из них становятся слишком суетливыми, расторможенными, двигательно активными, непоседливыми, раздражительными, возбудимыми, даже агрессивными (это астено-гипердинамический вариант церебрастенического синдрома), другие — вялыми, сонливыми, заторможенными, малоподвижными, бездеятельными (астено-адинамический вариант), у третьих на первый план выходят крайняя апатия, отсутствие желаний, невероятная «лень» и сонливость (астено-апатический вариант), у четвертых появляются капризность, угрюмость, раздражительность (астено-дистимический вариант). Помимо этих четыре выделенных нами вариантов церебрастений встречаются разнообразные смешанные варианты болезни.
У некоторых детей нарушается сон: иногда он чрезмерно глубокий (из-за этого больные, например, не просыпаются во время позыва к мочеиспусканию), иногда очень поверхностный, с множеством сновидений, отражающих ту информацию, которую ребенок получил днем. Настроение больных обычно неровное: при утомлении они плаксивы, раздражительны, вспыльчивы- когда отдохнут — слишком веселы, беззаботны.
Очень типична для больных церебрастенией неравномерная интеллектуальная продуктивность: дети хуже отвечают в конце уроков, чем в начале их, хуже отвечают на последнем уроке, чем на первом. Таким больным необходимы дозированные нагрузки с частыми перерывами и активным отдыхом, им рекомендуется дневной сон. Не следует вечером пить слишком много жидкости, рацион питания должен включать достаточное количество витаминов, фруктов, овощей, соков. Желательно, чтобы в меню преобладали молочно-растительные блюда. Следует избегать переохлаждении и перегревания организма, длительного пребывания в душном помещении, в транспорте, так как возможны обмороки вследствие перегревания (тепловой удар).
Важное значение при лечении церебрастении имеет, кроме применения медикаментов и организации правильного режима дня, лечебная педагогика. Детей с церебрастеническим синдромом следует спрашивать не на последнем уроке, а на первом, не в конце урока, а в начале. Нельзя заставлять их беспрерывно заниматься, нужно устраивать перерывы, так как чем больше занимается ребенок, тем ниже его продуктивность. Необходимо освобождать детей от дополнительных нагрузок (занятий в специализированных классах, спортом, большой общественной работы и пр.). Соблюдение этих мероприятий особенно важно в первые школьные годы, хотя щадящего режима следует придерживаться с первых лет жизни ребенка.
Церебрастения (как и многие другие остаточные явления органического поражения головного мозга) с годами постепенно уменьшается, а затем исчезает. Это связано с большими компенсаторными возможностями развивающегося человеческого мозга. В случае отсутствия дополнительных мозговых инфекций и травм, обычно наступает полная компенсация, которая зависит от возраста ребенка и от своевременно начатого лечения. Как правило, компенсация заканчивается к девяти-десятилетнему возрасту, хотя отдельные болезненные признаки (например, склонность к укачиванию во время езды в транспорте) могут сохраняться на долгие годы.