тут:

Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии - в кабинете детского психиатра

Оглавление
В кабинете детского психиатра
Возьмите направление
Голоса прошлого
Откуда берутся болезни
Раскрытые и нераскрытые тайны
Главное - родители
Какие бывают формы недержания мочи
Если нарушена активность
Психогенное недержание мочи
Неврозоподобные расстройства
Режим, тренировки, самоконтроль
Аристократическая болезнь
Церебрастения
От чего болит голова
Когда нарушена речь
Не буду говорить
Каждый молчит по-своему
Тики
Болезнь мадемуазель де Дампьер
Парадоксы сна
Проклятие Ундины
Истинные и ложные нарушения сна
Термоневроз
Болезни роста
Не буду есть
Случай в Институте красоты
Синдром Ластени де Фержоля
Обычный приемный день
И вина, и беда родителей
Душевная незрелость
Ребенку нужна любовь... но вмеру
Некоторые виды дурного воспитания
Дети воспитывавшиеся вне полноценного человеческого влияния
Нищие духом
На пути к людям
Ребенок не стал родным
Нажитая патология
История одного сердца
Истоки одиночества
Причины нарушения коммуникабельности
Фантазии на грани помешательства
Попытки к самоубийству, всегда ли шантаж?
Болезненное бродяжничество
Алкоголизм
В наркотическом дурмане
Шизофрения
Эпилепсия
В халате или без?
Лекарства: лечат или калечат?
Новая эра
Сила слов
В поисках истины
Гипноз, пациенты и психиатр
Сеансы гипноза Рожнова
Психотерапия ищет новые пути
Игры и книги
О психоанализе
Йоги и лечение
Расслабьте свои мышцы
Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии

ДОРОГА БЕЗ КОНЦА
Число форм нервно-психической патологии не уменьшается, а формы проявлений давно известных заболеваний меняются- одни формы исчезают, другие, ранее неизвестные, появляются.
Все это требует дальнейших поисков новых методов психотерапии (как и новых медикаментов), и этому процессу не может быть конца.
В бесконечной гонке за поисками все новых методов лечения постоянно меняющихся форм заболеваний врач-психотерапевт должен всегда оставаться на высоте, так как сколько бы ни создавалось методов лечения, эффективность их, как и прежде, зависит в большой степени от врачебного мастерства, от того, как назначается лечение. У хорошего врача, то есть у квалифицированного специалиста, доброго и чуткого человека, способного сопереживать, тонко понимать и ценить человеческую сущность пациента, больной выздоравливает не столько от лекарств, сколько благодаря влиянию самой личности врача. Психотерапевт должен быть в первую очередь личностью, обладающей такими качествами, как тактичность и мудрость, он должен пройти сложную профессиональную подготовку. Тенденция современной психотерапии будет, по-видимому, заключаться в создании все нарастающего количества приемов условнорефлекторной психотерапии, обучающих ребенка и подростка лучше управлять собой и контролировать себя.
В этом направлении перед психотерапией открыты большие перспективы. Важно только, чтобы при распространении лечебных методов не утратилось то, ради чего врачи лечат человека,— чтобы человек был счастлив, здоров, разнообразен и не превратился в выдрессированного и стандартного субъекта, лишенного индивидуальности, то есть чтобы человек имел чувство собственного достоинства и чести.
Дети любят умных и добрых взрослых. Врачи, как и все люди на земле, далеко не всегда бывают мудрыми и интеллигентными- там, где они не могут поддержать свой авторитет, в этом им должны помочь родители пациентов. Ни в коем случае родители не должны настраивать свою дочь или сына против врача-психиатра, как впрочем и любого другого врача.
Важно не только то, чтобы люди выздоравливали от своих хворей, но и то, чтобы они были гармоничными. А это возможно лишь при условии, что в мире установятся те добрые и предупредительные межлюдские отношения, которые будут исключать конфликты, приводящие детей и подростков к психиатру- те отношения, к которым призывает Булат Окуджава:
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая...
Это глобальные вопросы. А каковы частные, конкретные, волнующие мам и пап, дедушек и бабушек?
Их много, на большинство из этих вопросов мы уже ответили, но на все вопросы ответить в этой книге просто невозможно.
Еще 10—15 лет назад редкий родитель не задавал мне вопроса о том, не вредно ли смотреть телевизор? Не дожидаясь ответа, приводили цитаты из газет, свидетельствующие о том, что вследствие злоупотребления телевизионными передачами возникают всевозможные болезни, за исключением разве ветрянки и скарлатины. Я обычно пожимал плечами и отвечал, что смотреть телевизионные передачи надо в меру.
Незачем сидеть даже взрослым, тем более детям, у телевизора по многу часов подряд, особенно если болит голова и т. д.
Описывали в свое время «телевизионную эпилепсию», «телевизионную астению» и еще десятки болезней, виновником которых якобы является телевизор. А сейчас об этих болезнях уже никто и не вспоминает, хотя ныне дети смотрят телевизионные передачи куда больше, чем прежде.
Фактически значительную часть знаний ребенок теперь получает не в школе и не от родителей, а благодаря телевидению. Ругать телевидение — это значит не принимать любое достижение цивилизации, ибо, пока к нему не привыкли, оно может вызывать опасения. Телевидение не породило ни одной новой болезни, ни одной новой проблемы, дети и взрослые приспособились к тому потоку информации, который обрушивается на зрителей с телевизионного экрана. Только вес нужно делать в меру. Детям не рекомендуется смотреть на ночь передачи, слишком будоражащие воображение- просматривать все подряд, сидя часами перед экраном телевизора.
Для детей вреден малоподвижный образ жизни (гиподинамия). Разрешение смотреть передачи должно быть могучим рычагом воспитания ребенка («не сделал уроки — не будешь смотреть»).
Интересует родителей и вопрос, могут ли они сами применять к своим детям психотерапию. На этот вопрос я бы ответил так: ничего нельзя делать, не посоветовавшись с врачом. Тем более недопустимо проводить эксперименты над детьми.
Органы отечественного здравоохранения осознают необходимость расширения диапазона лечебных приемов в детской психиатрии. Поэтому в ближайшем будущем психотерапия будет использоваться все шире и чаще. Но при этом не стоит надеяться на чудеса. Здоровье прежде всего зависит от самого человека: от его активности, уверенности, бодрости.
Больше двигайтесь, занимайтесь любимым делом, больше бывайте на природе — и тогда многие расстройства сами по себе пройдут, без лечения.
Хотелось бы обратить внимание на один существенный недостаток, свойственный некоторым мамам и папам. Речь идет о потребительском отношении к медицине многих родителей, чьи дети страдают психоневрологическими расстройствами. Эти родители требуют, чтобы врач все делал за них, чтобы он был и медиком, и воспитателем, и нянькой — всем на свете. Ну, а родители? Они будут стоять в стороне и ожидать результатов. Такое поведение родителей особенно опасно в случае малой коммуникабельности ребенка. Врач даст полезный совет такому ребенку, назначит ему лечение, но это не сразу сделает человека контактным.
Чтобы преодолеть свой дефект, ребенок должен сам учиться общаться, и в этом родители ему помогут больше, чем кто бы то ни было.
Прежде чем закончить нашу книгу, хочу остановиться на одном вопросе — одинаково актуальном и для родителей, и для больных детей. Хотя цивилизация достигла больших высот, в обозримом будущем не видно конца людским несчастьям. Важно иное: как человек относится к своим бедам. Если он мужественный, стойкий, не поддающийся унынию, то и болезнь рано или поздно отступит. Если же легко впадает в панику, не борется за свое здоровье, примиряется с горем, то болезнь одолеет его. Героическое отношение к несчастьям необходимо воспитывать сызмальства. Все это зависит главным образом от родителей — от их личного положительного примера, их выдержки, благоразумия, мужества.
Родители, воспитывающие психически больных детей, в целом достойны восхищения. Большинство из них — подвижники, жертвующие всем ради здоровья ребенка. Детские психиатры постоянно сталкиваются с людьми, свято исполняющими свой родительский долг. К сожалению, приходится видеть и другое — то, о чем часто говорилось на страницах книги: когда отцы и матери сами становились виновниками неврозов, патологических формирований характера и других психоневрологических расстройств у своих детей.
Выдающихся примеров силы и величия человеческого духа много. В этом отношении типична жизнь крупнейшего путешественника Германа Вамбери (1832—1913 гг.). Этот человек с рождения был хромым, каждое движение вызывало у него сильнейшую боль. Если бы он рос в более или менее зажиточной семье, то ему, возможно, хотя и было бы плохо, но не настолько. А какие надежды могли быть у хромоногого сироты? Но этот убогий телом человек обнаружил удивительные резервы человеческого духа, он преодолел все и достиг своего. С детства маленький калека мечтал о странствиях, о чужих странах, о тех местах, куда еще не ступала нога европейца. В конце концов Вамбери посетил все эти страны, даже самые труднодоступные. И не на автомобиле или самолете, а пешком, своими ногами, одна из которых была непоправимо изуродована. Вамбери изучил все европейские и большую часть азиатских языков он говорил на них, как на своем родном. Арабы и китайцы, узбеки и индийцы — все принимали Вамбери за своего, ибо, по их мнению, чужестранец не мог так владеть языками этих народов, как владел ими сын рано скончавшегося бедняка из далекой Венгрии.
Жизнь Николая Островского, Владислава Титова, Алексея Маресьева, Франклина Рузвельта, австралийского писателя Алана Маршалла и многих других героических личностей, оказавшихся в очень сложном положении в силу физических дефектов, но преодолевших свой недуг, должна быть примером для людей, на которых обрушилось подобное несчастье. Найти свое место в жизни — сложная задача для всех, а для увечных людей — тем более. Нужно воспитывать в них героическое начало, уметь подавлять в себе отчаяние и страдание, стремление быть равноправными членами общества. Главным образом это зависит от родителей.
Никогда нельзя опускать руки и сдаваться, нужно всегда оставаться человеком, даже если внешних проявлений принадлежности к «среднеарифметическому» человеку не так уж много. Недавно скончавшаяся Ольга Ивановна Скороходова, полностью слепоглухонемая, показала пример этого героического сопротивления своим несчастьям. Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Института дефектологии, автор многих замечательных произведений, она своей жизнью еще раз подтвердила, что человек выше своей судьбы.
Всем больным и их родным я советую прочитать стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь». В нем есть строки, которые могут влить новые силы в отчаявшихся людей. Они должны стать девизом детского психиатра:
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей на смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерам отпусти их грех...
Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно все пусто, все сгорело,
И только воля говорит: «Иди!»
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неутомимый бег,—
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты станешь Человек!
(пер. М. Лозинского)

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее