Истоки одиночества - в кабинете детского психиатра
Две главные темы постоянно владеют современными журналистами: охрана окружающей среды и проблема одиночества человека. Видимо, эти темы очень актуальны в конце XX в. Что касается связи охраны окружающей среды и детской психиатрии, то тут следует отметить, что этот вопрос еще мало разработан. Ну, а между детской психиатрией и проблемой малой коммуникабельности связь самая прямая. В детстве ребенок не испытывает страха одиночества: ведь рядом родители и весь мир. Чужих людей ребенок именует тетями и дядями, он воспринимает их как близких и родных, только не таких близких и родных, как мать и отец, а в более отдаленной степени родства. Ребенок доверчиво смотрит на жизнь, он бесстрашно тянется к себе подобным, ко всему живому.
Чувство одиночества впервые обнаруживается у него только в начале подросткового периода. Подросток смутно замечает, что он такой, как все, и одновременно ни на кого не похожий. Он не хочет сливаться с миром, чтобы тот не подчинил его себе, но и не хочет отгораживаться от мира, чтобы не отбиться от «стаи». В конце подросткового периода чувство одиночества достигает предела. Противоречие между идеалами и реальностью, между осознанием высокого духовного назначения человека (а об этом неизменно думают мало-мальски совестливые подростки) и низменными, эгоистическими проявлениями животной природы человека, «вгоняет» подростка в тоску и одиночество. С годами тоска проходит, а одиночество сохраняется: у одних — в минимальной степени, у других, особенно творческих людей,— в максимальной. Это закон природы, возрастная, возможно, физиологическая динамика чувства одиночества. Бывают и иные механизмы малой общительности. Впрочем, не следует думать, что малая общительность и чувство одиночества — это синонимы или что одно вытекает из другого. Бывают люди необщительные, но которым малознакомо чувство одиночества. Встречаются рубахи-парни, которые, казалось, перезнакомились со всем человечеством и ни на мгновенье не остаются одни, но, тем не менее, эти люди мучаются от состояния внутреннего одиночества. В бытовом сознании одиночество и замкнутость — это явления, близкие друг к другу.
- Что будет с моим сыном, доктор, когда он пойдет в школу? Ведь он ни с кем не хочет играть, ни к кому не тянется, у него нет потребности общаться с детьми. У моего мужа, то есть у отца ребенка, то же самое было в этом возрасте — такие у него в роду все мужчины. Дайте какое-нибудь лекарство, чтобы сделать мальчика более живым, более разговорчивым, общительным,— такие или подобные просьбы приходится почти ежедневно выслушивать врачам-психиатрам.
Видео: США 870: Почему так предвзято относятся люди к Америке? - из кабинета мед психолога
Нарушения контактности очень часты во всех возрастных группах, а в детском и подростковом возрасте особенно. Способность к общению лежит в основе конституции людей, она закодирована в наследственном аппарате. И тем не менее есть много лиц, у которых эта способность нарушена либо плохо выявляется. Чаще всего это связано с неправильным воспитанием, когда родители культивируют в ребенке подозрительность, недоброжелательность, малую общительность.
- С этим мальчиком не дружи: он плохой. И с этим: у него плохие родители. И с тем: у него брат плохой и т. д.,— учат некоторые родители своих детей.
- Держи ухо востро, обманут тебя, лучше подальше от всех держись, зря к себе в душу никого не пускай, лучше быть одному, чем в компании с кем-то: так свободнее и независимее,— наставляют другие.
- Папа у него негодяй, свою жену бросил, держись подальше от таких типов. Старайся с ними не общаться. А как их распознать? Не знаю. Лучше заранее будь от них подальше,— говорят третьи.
Потом подобные люди удивляются, почему дети выросли малообщительными, замкнутыми, не привлекают к себе внимания сверстников и сами не тянутся к ним. Такое воспитание культивирует в детях определенные черты поведения. Эти черты закрепляются и становятся постоянной формой жизни детей. Ребенок в силу незрелости своей психики, неспособности сопротивляться давлению окружающих, не имея своего собственного мнения, не может сам решить, что правильно, а что нет из того, чему учат его старшие. Ребенок в основном подражает взрослым. Таков наиболее частый механизм неправильного поведения у детей, в том числе чрезмерной замкнутости или избирательности общительности. Видя, что у родителей мало друзей, что к ним никто не приходит, что и родителям не к кому пойти в праздники, что они изолированы от окружающих (не важно по чьей, вине), ребенок впитывает в себя подобные отношения с людьми и, когда вырастает, ведет себя так же. Развод родителей, их ссоры, противоречивое воспитание детей — все это болезненно может отразиться на чрезмерно чувствительных и впечатлительных детях.
Восьми летнюю девочку привели на консультацию по поводу извращенной реакции на представителей мужского пола —их вид, необходимость с ними общаться, разговаривать вызывали у нее крайнее раздражение. Она старалась избегать мальчиков в школе, давала им презрительные прозвища, обижалась на девочек, которые общались с мальчиками.
В чем же тут дело, откуда у маленькой девочки такая ненависть к представителям противоположного пола?
С раннего детства ребенок рос в особых условиях. У девочки был врожденный порок сердца, который потом скомпенсировался и уже не требовал лечения. Несмотря на это, она по-прежнему быстро уставала. Мать же всячески ограждала девочку от нагрузок и волнений. Вся жизнь матери была подчинена только тому, чтобы обеспечить благоприятную атмосферу девочке, предупредить ее волнения и усталость. Тревога матери, оранжерейное воспитание — все это не могло не отразиться на формировании характера ребенка. Но для развития симптомов, по поводу которых больная была приведена на консультацию, нужно было что-то еще. И это «что-то», конечно, вскоре обнаружилось. Когда девочке было 3 года, отец оставил семью. Объяснял он это тем, что дочь, дескать, инвалид и ему невмоготу нести все тяготы по ее содержанию. Мать очень переживала уход мужа, о причинах его рассказала дочери, да еще и в самых драматических тонах. «Запомни, доченька, мужчины — все негодяи, в любой момент могут предать. Сторонись их и презирай — иного они не заслуживают»,— заявляла она.
Когда девочке исполнилось 4 года, ее сильно избили соседские мальчишки. «Я же тебе говорила, чтобы ты не связывалась с мальчишками — от них можно ожидать только гадости»,— напомнила мать.
На следующий год к матери стал заходить ее сослуживец, Когда он приходил, то большую часть времени проводил с матерью, а на девочку не обращал внимания. Это ее сильно раздражало и обижало, стала ревновать мать, устраивала истерики, когда появлялся сослуживец. В его присутствии принималась плакать, охала, ложилась в постель, будто серьезно заболела, требовала вызвать скорую помощь. В конце концов она добилась своего: сослуживец матери перестал приходить. Девочке только этого и надо было. Теперь она сама говорила матери: «Ты же видишь, какие подлые эти мужчины, какие они эгоисты, больше не делай таких ошибок, не верь им». Мать ей только хмуро поддакивала.
Вот так и сформировалось у девочки отрицательное отношение к лицам мужского пола. Кто в этом виноват? Неблагоприятные совпадения жизненных коллизий? Особенности личности ребенка? Но ведь они не возникают на пустом месте, они выявляются и усиливаются воспитанием и иными социальными воздействиями. Конечно, весь комплекс психоневрологических нарушений у девочки, среди которых преобладает избирательная общительность, одной причиной не объяснишь, но в том, что дефекты воспитания сыграли тут большую роль, сомнений нет.
Итак, дефекты воспитания — одна из самых главных причин формирования во все усложняющейся и развивающейся психике ребенка и подростка отгороженности и замкнутости. Но эта причина, безусловно, не является единственной.