тут:

Алкоголизм - в кабинете детского психиатра

Видео: КВН Станция спортивная - Кожома в кабинете психиатра

Оглавление
В кабинете детского психиатра
Возьмите направление
Голоса прошлого
Откуда берутся болезни
Раскрытые и нераскрытые тайны
Главное - родители
Какие бывают формы недержания мочи
Если нарушена активность
Психогенное недержание мочи
Неврозоподобные расстройства
Режим, тренировки, самоконтроль
Аристократическая болезнь
Церебрастения
От чего болит голова
Когда нарушена речь
Не буду говорить
Каждый молчит по-своему
Тики
Болезнь мадемуазель де Дампьер
Парадоксы сна
Проклятие Ундины
Истинные и ложные нарушения сна
Термоневроз
Болезни роста
Не буду есть
Случай в Институте красоты
Синдром Ластени де Фержоля
Обычный приемный день
И вина, и беда родителей
Душевная незрелость
Ребенку нужна любовь... но вмеру
Некоторые виды дурного воспитания
Дети воспитывавшиеся вне полноценного человеческого влияния
Нищие духом
На пути к людям
Ребенок не стал родным
Нажитая патология
История одного сердца
Истоки одиночества
Причины нарушения коммуникабельности
Фантазии на грани помешательства
Попытки к самоубийству, всегда ли шантаж?
Болезненное бродяжничество
Алкоголизм
В наркотическом дурмане
Шизофрения
Эпилепсия
В халате или без?
Лекарства: лечат или калечат?
Новая эра
Сила слов
В поисках истины
Гипноз, пациенты и психиатр
Сеансы гипноза Рожнова
Психотерапия ищет новые пути
Игры и книги
О психоанализе
Йоги и лечение
Расслабьте свои мышцы
Новые формы нервно-психической патологии и новые методы психотерапии

Видео: Детский Психиатр: жестокость, убийство - выбирайте

СТУПЕНИ ПАДЕНИЯ
Все — и хорошее, и плохое — начинается с детства. Да и пьяницами становятся чаще всего с молодых лет. Во всяком случае первое знакомство с алкогольными напитками часто происходит еще в школьном возрасте, и многие люди употребляют спиртное затем всю жизнь. Чем чаще принимают алкоголь, тем быстрее развиваются тяжелые формы хронического алкоголизма.
Болезненное пьянство развивается у молодежи (особенно у девушек) быстрее, чем у взрослых людей. Молодой возраст — это период повышенного риска заболеть хроническим алкоголизмом. Те изменения, которые у взрослого алкоголика будут развиваться годами, у юного появляются через 10—15 дней. Взрослый пьет длительное время и до поры, до времени ничего особенного с ним не случается. У молодого же человека хронический алкоголизм развивается во много-много раз быстрее и протекает значительно тяжелее. Среди безнадежных пьяниц очень редки лица, которые впервые приобщились к водке случайно или в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств — в основном это жертвы сознательного спаивания их взрослыми (в первую очередь родителями и соседями).
У подростков и юношей заострены чувства, все эмоциональные проявления очень яркие, сильные, плохо контролируемые интеллектом. В организме молодого человека происходят бурные психологические и гормональные изменения, из-за этого резко понижается его сопротивляемость и переносимость алкоголя. Небольшая доза водки, впервые принятая, сразу же выводит подростка или юношу из строя и надолго вызывает в нем отвращение к алкоголю. Однако бывает, что взрослые говорят такому юноше: «Тебе жить да жить, а как же ты будешь жить, если не научишься пить: ведь без алкоголя сейчас никакие вопросы не решаются, и непьющему жить очень тяжело. Давай мы тебя научим хорошо переносить водку, а этого можно добиться лишь постепенно: сегодня выпьешь 5 капель, завтра — 10, послезавтра — 15 и т.д.— так ты подавишь свой рвотный рефлекс». Такие «учителя жизни» не только разрушают здоровье подрастающего поколения, но и уродуют его душу, внушая, что без водки жить нельзя.
Если обобщить мнения различных ученых, то можно условно выделить следующие этапы возникновения хронического алкоголизма в молодом возрасте. На первом этапе (у тех, кто в дальнейшем стали хроническими алкоголиками, он начинается в семи — двенадцатилетнем возрасте и длится в среднем от 4—5 мес до 1 —1,5 года) отмечается постепенное привыкание к алкоголю. Вначале алкоголь принимается в кругу семьи. На дне рождения или на каком-нибудь семейном празднике школьнику говорят: «Ну- ка, давай выпьем, ничего с тобой не будет, пора становиться мужчиной» и пр. Потом мальчишка сливает в одну посуду остатки недопитого родителями и гостями алкоголя и пьет эту «бурду». Чрезвычайно редки случаи, когда ребенок по ошибке выпивает водку, приняв ее за нечто иное. Правда, пьяницы любят рассказывать, будто они впервые попробовали алкоголь, приняв его за лимонад, и пр.
Порой к пьянству приучают из невежества, следуя дурным традициям. Мне довелось консультировать четырехлетнего мальчугана, превратившегося в отпетого пьяницу: он не мог существовать без ежедневного приема стакана красного вина. Периодически у него развивалась белая горячка с обилием устрашающих образов и переживаний. Когда ребенок был еще грудным, мать заметила, что стоит ему дать хлебную мякину, смоченную в вине, как он засыпал или становился спокойным. Так и стала давать мальчику вино. Он привык к нему и уже не мог без него жить. Такие случаи, конечно, очень редки. Чаще всего знакомство с алкоголем происходит в подростковом возрасте.
Первое знакомство с алкоголем обычно оставляет дурной осадок и отбивает у подростка желание пить. Но стойкие алкогольные традиции в семье и обществе, спаивание подростков взрослыми, дух молодечества, подогреваемый в них взрослыми людьми («Какой же ты мужчина, если не можешь крепко выпить?»),— все это принуждает подростка продолжить прием алкоголя. Вскоре он начинает ощущать внутреннюю раскованность, внутреннюю свободу: становится легче подойти к незнакомому человеку, уменьшается чувство собственной неполноценности (подросток уже не ребенок, всецело зависящий от родителей, но и не взрослый, способный сам себя содержать и самостоятельно принимать решения: от этой двойственности — социальной и психологической — у подростка нередки идеи собственной неполноценности), повышается настроение. И хотя часто выпивший подросток испытывает головокружение, головную боль, нарушение координации движений, у него возможен понос или запор, тем не менее обманчиво ощущение свободы и раскованности кажется ему более ценными и необходимыми.
Если на этом этапе не удастся остановить формирование у подростка алкогольного стереотипа (этим, понятно, занимаются не врачи, а родители и педагоги), то может наступить следующий этап — этап усвоения стереотипов алкогольного поведения, когда подросток активно стремится употреблять алкогольные напитки, он уже осознает, что выпив (обычно плодово-ягодного вина, содержащего много вредных веществ,— так называемой бормотухи), он гарантирует себе прекрасное настроение и бесстрашие в отношении взрослых и лиц противоположного пола. Начавшие пить подростки ищут таких же, как и они сами, и организуют группки, единственным занятием которых является добывание алкоголя, его употребление, затем рассказы о своих подвигах, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Эти подростки совершают дерзкие антисоциальные поступки, нередко отличающиеся жестокостью.
Употребление подростком спиртного носит характер алкогольных эксцессов: накопив деньги на выпивку, он 2— 4 дня подряд ходит пьяный. Поскольку в пьянстве подросток видит психический феномен, дающий ему свободу, тут возможен переход на третий этап — этап психической зависимости от алкоголя. На этом этапе подросток пьет не только вечером, но и в течение дня- не только в компании, но и в одиночку- не только вино или водку, но и всяческие суррогаты: политуру, клей БФ и т.д. Спорт, увлечения марками или стереозаписями — все уходит на задний план. Подросток думает лишь об одном: где бы выпить и что бы выпить? Ищет повод для этого. Не пропускает ни одного семейного или государственного праздника, чтобы выпить. Дни рыбака, шахтера, военно-воздушных сил, годовщина того или иного сражения — все без исключения выдающиеся даты становятся поводом для официализированных выпивок, а выпивки без какого-либо повода вообще не поддаются учету. Напивается почти ежедневно. У трети выпивающих подростков очень быстро нарушается память.
Через год-полтора болезнь переходит на следующий этап — этап физической зависимости от алкоголя, когда не пить больной, по его словам, уже не может. Пьет до 1 л водки и не может опьянеть (появилась толерантность к алкоголю). Формируется антисоциальный образ жизни: в школу такой ученик уже не ходит, околачивается возле винно-водочных магазинов, по утрам у него трясутся руки, появляются другие признаки похмелья — хронический алкогоголизм уже расцвел в типичной форме.
Многие ученые раньше считали, что алкоголизм у подростков — это следствие их биологической дефектности. Это неверно: у двух третей «будущих алкоголиков», приобщившихся к пьянству в подростковый период, не обнаруживается никаких биологических аномалий. Тут решающую роль играет семья. Исследования показали, что лишь у 16 % алкоголиков в семье не было пьяниц. Таким образом, совершенно ясно, на что следует направить усилия общественности в борьбе с алкоголизацией подрастающего поколения.
Вспомните пьесу М. Горького «На дне». Почти все персонажи этой пьесы — хронические алкоголики: спившиеся и спаивающие своих близких. Они красиво рассуждают, говорят складно и порой убедительно о том положении, в которое попали, но всех их объединяет потребительское отношение к жизни. Они сами не хотят палец о палец ударить, чтобы выздороветь. Лживость, пустопорожняя болтовня алкоголиков, их эгоизм, жестокость, стремление втянуть в пьянство непьющих — все это правдиво показал драматург. Всех их объединяет слабоволие, резко усиленное хроническим алкоголизмом. Водка разрушает не только печень или сердце, она калечит душу и в первую очередь убивает волю. Один из персонажей пьесы — Актер — меч тает выздороветь, но ничего не делает для этого. О выздоровлении он мечтает как в пьяном, так и в трезвом состоянии, наконец, кончает свою жизнь насильственно. Эта замечательная пьеса может сыграть большую роль в антиалкогольной пропаганде. Мерзкие образы ее героев — хронических алкоголиков, у которых нет за душой ничего святого, могут образумить многих, кто еще не докатился до их положения, еще не достиг последней ступени падения личности в бездонную пропасть хронического алкоголизма.
Обращаясь к родителям, чьи дети стали пьяницами, со всей ответственностью заявляю, что в 99 % случаев в этом виновны лишь сами родители.
Вряд ли можно встретить детского психиатра, который бы не сожалел о том, что слишком редко наказывают взрослых (в первую очередь родителей) за спаивание детей и подростков. Можно спорить о том, нужен ли сухой закон (по моему мнению, нужен), но, несомненно, необходимо исключить спаивание молодежи.
Родители должны показывать положительный пример своим детям, полностью отказываясь от спиртного, и активно бороться с производством и продажей алкогольных напитков, бороться на каждом шагу.
Человеческое сообщество одолело чуму и холеру, теперь здоровью людей угрожают наркомания и алкоголизм. Если не удастся осилить этих врагов, вряд ли человеческая цивилизация будет развиваться гармонично.


Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Похожее