Возьмите направление - в кабинете детского психиатра
Видео: Медиаметрикс Piter:«Психологическая среда» Открывая дверь в кабинет психолога
Видео: Битва за анализы | no comments | 27 августа | 9:30
Просто так к врачам, а тем более к психиатрам (чтобы не травмировать чересчур мнительных и робких пациентов, детские психиатры иногда именуют себя психоневрологами) детей не посылают. Значит, есть какая-то (чаще всего существенная) причина. Какая? Или какие?
Во-первых, это может быть психическое заболевание. У ребенка или подростка возникло то или иное психическое расстройство, и он нуждается в помощи врача. Расстройства бывают по-разному выраженными (одни заметны всем, других не видят даже внимательные люди), по-разному проявляются (у одного больного бред, галлюцинации, слабоумие, а у другого — ночные страхи или частые моргания, все равно и тот и другой должны быть под наблюдением детского или подросткового психиатра), имеют разный исход (в основном хороший: не менее 80 % всех пациентов детских и подростковых психиатров полностью излечиваются или значительно улучшается их состояние).
Во-вторых, у ребенка или подростка могут обнаружится какие-то временные нарушения, свойственные тому или иному возрасту, но «карикатурно» усиленные, заостренные. Одни врачи считают их патологией, другие не считают. Ученые могут спорить по этому вопросу сколько угодно, но и самим больным, и их родителям ясно, что со здоровьем не все благополучно. Поэтому в поисках помощи они рано или поздно приходят к детскому (или подростковому) психиатру.
В третьих, бывают проблемы экспертного характера- может ли ребенок учиться в массовой школе или нуждается м определении во вспомогательную школу- может ли подросток, совершивший правонарушение, нести (по своему психическому состоянию) ответственность и пр.
Таким образом, к детским и подростковым психиатрам обращаются пациенты по самым различным причинам, которые даже перечислить трудно. Мы расскажем (очень кратко) о наиболее часто встречающихся в практике детского и подросткового психиатра нарушениях в состоянии здоровья. Наш рассказ для родителей, которых мы призываем стать помощниками врачей, ибо многие — если не большинство — рекомендаций детских и подростковых психиатров рассчитаны на то, что они будут выполняться под руководством отцов и матерей. Родители должны понимать, что психиатры — это такие же люди, как и все, что ничего страшного в психиатрических учреждениях нет, что если ребенок заболел, то его необходимо лечить, и в этом ему поможет детский психиатр. Нужно только взять у участкового педиатра или детского невропатолога направление на консультацию к психиатру, проконсультироваться и скрупулезно выполнять рекомендации.
Как же обстоит дело с психиатрической службой в нашей стране?
В Москве, например, имеется 21 психиатрический диспансер и 16 психиатрических больниц. Эти больницы располагают 18 тыс. коек, что составляет 2,4 койки на 1000 населения.
В 1978 г. в Москве работали около 400 врачей-психиатров: это не много, но и не мало. Приблизительно такое же состояние и детской психиатрической службы.
В первые годы Советской власти в Москве и в других городах страны были созданы кабинеты для наблюдения детей с психическими отклонениями в возрасте от 3 до 15 лет: более младшие дети, как правило, лечатся — при участии детских психиатров — невропатологами и педиатрами, а старшие — в подростковых кабинетах психоневрологических диспансеров. Не следует думать, что в кабинетах детского психиатра лечатся только дети с тяжелыми психическими расстройствами. В основном сюда приводят детей с недержанием мочи, заиканием, различными остаточными явлениями органического поражения головного мозга, отклонениями в поведении, неврозами и другими расстройствами, очень далекими от тех болезней, которые в прошлом называли пугающим всех словом «сумасшествие».
Детский врач не только лечит, но и выявляет психическую патологию у детей в детских садах, школах, в профессионально-технических училищах и т. д. Он работает в тесном контакте с родителями и педагогами, зная, что без этого он вряд ли сможет помочь своим подопечным.
Данная книга содержит информацию, которая должна способствовать взаимопониманию врача-психотерапевта и больного или его родителей, ее цель — сделать пациентов союзниками медиков. Но это не единственная задача нашей книги, хотя и очень существенная. Детская психиатрия — особая наука, принципиально отличающаяся, скажем, от хирургии или онкологии. Это наука о деформациях детской души и, стало быть, души родителей ребенка. Либо родители передали по наследству своему ребенку душевные пороки, либо эти пороки возникли у родителей в результате каждодневного общения с психически больным ребенком, вследствие переживания несчастья, обрушившегося на их младенца, в котором он сам ничуть не виновен. В силу разных причин родители пациентов не всегда верят врачам — детским психиатрам, боятся их игнорируют. Понять таких родителей можно, медь детская психиатрия еще несовершенна, а ее организация оставляет желать лучшего.
Чтобы у широких масс населения не было предубеждении прогни детских психиатров, чтобы они как бы изнутри шали сущность этой профессии, я рассказываю не только го, что принято сообщать в научно-популярной книге, предназначенной неспециалистам, но и то, что, быть может, составляет профессиональные особенности врачебного сословия.
Я рассказываю о своем врачебном опыте, который, схож с индивидуальным опытом каждого детского психиатра, но имеет и свои особенности. Как и каждый специалист, я иду своим путем, и мой практический опыт сугубо индивидуален. Поэтому о каких-то проблемах психиатрии я рассказываю более подробно, о каких-то — менее, что-то я считаю более существенным, что-то — менее, о каких-то вопросах, которыми я сам много занимался, и спорю охотнее, а о вопросах, которые были на периферии моих научных интересов, рассказываю лаконично или совсем по упоминаю их. В общем, эта книга, как и все книги, и определенной мере субъективна. Это не энциклопедии, не справочник и не учебник, это беседа с читателями о многих проблемах, которые возникают перед детскими психиатрами, перед родителями — перед всеми, кто занимается подрастающим поколением.