Причины нарушения коммуникабельности - в кабинете детского психиатра
Видео: Кардиолог, сомнолог Андрей Дмитриевич Таран о нарушении сна
Видео: Советы психолога
ТАК МНОГО ПРИЧИН...
Подросток несколько раз нарушал дисциплину в классе. Однажды он вывел педагога из себя, и тот в приступе гнева заявил, что этот мальчик — сын опустившегося пьяницы и распутной женщины и что ему не место в одном классе с детьми «порядочных» родителей. Мальчик после этого стал тихим, незаметным, стал избегать ребят, не принимал участия в жизни класса. На переменах он уходил во двор и там играл с малышами. После уроков сразу же убегал домой. Классный руководитель заметила, что мальчик переменился, стал малообщительным и одиноким. Это был не невроз, а зафиксировавшаяся патохарактерологическая реакция, которая — если бы мальчику не оказали своевременную помощь — могла бы привести к стойкому изменению характера с преобладанием в нем отгороженности и малой общительности, то есть к патологическому формированию личности. Жестокость, нетерпимость окружающих, равнодушие близких приводят к тому, что многие люди, в том числе и дети — жертвы подобного отношения к ним, замыкаются в себе, становятся малообщительными и одинокими. Если взрослые хотят, чтобы в мире было меньше одиноких людей, они должны более бережно относиться друг к другу, быть более терпимыми и добрыми. Тем более к детям и подросткам.
У некоторых людей коммуникабельность нарушается из-за их чрезмерной робости, пугливости, нерешительности, склонности к сомнениям. Это субъекты с тревожномнительными чертами характера, которые, в свою очередь, приводят к малой контактности. Уменьшая робость и нерешительность, можно ликвидировать и недостаточную общительность. Ведь эти лица всем сердцем рвутся к людям, они хотят иметь друзей и в своих мечтах они их имеют и ни одной минуты не желают оставаться наедине. В реальной же жизни они одиноки из-за того, что не могут преодолеть свой страх перед общением с малознакомыми или даже знакомыми людьми.
Не нужно думать, что это все психопаты тревожно-мнительного (психастенического) или астенического типа. Нет, чаще всего это люди с отдельными, свойственными лицам такого типа, чертами (в основном с крайними вариантами нормального характера), усиленными неблагоприятным социально-психологическим воздействием, низкой самооценкой своих возможностей, печальным опытом общения с другими людьми и различными неудачами в жизни.
Есть еще одна категория людей, у которых может быть (но не обязательно) нарушен контакт с окружающими. Это лица с различными физическими уродствами и хроническими соматическими заболеваниями. Таким людям нередко кажется, что здоровым людям неприятно с ними общаться, что обществу они противны, поэтому некоторые из них предпочитают вести жизнь одиночек.
Речь идет не только о тяжелых уродствах, бросающихся в глаза и объективно неприятных окружающим, но и, в общем то, мало значительных явлениях, которые сами пациенты слишком болезненно переживают, отгораживаясь от людей, избегая общения со всеми. В том, что эти люди мучаются от недостатка общения, которого они сами избегают, виноваты прежде всего здоровые люди: они должны убедить больных в том, что не нужно из «мухи» делать «слона», что нельзя уходить в свои переживания и что нужно оставаться человеком.
Помимо социально-психологических причин плохой контактности людей бывают, конечно, и биологические причины, которые всегда сложно переплетаются и сосуществуют с социально-психологическими. Есть дети и подростки, у которых малая коммуникабельность связана с конституционально-биологическими особенностями. В их роду, как правило, многие отличаются этим свойством, но более или менее приспосабливаются с годами, становятся внешне более общительными, хотя и не испытывают особой тяги к общению с людьми. Иногда подобная черта характера может сочетаться с некоторыми другими аналогичными чертами, и тогда личность становится похожей на психопатическую, то есть на такую, у которой имеется дисгармония в эмоционально-волевой сфере с преимущественным недоразвитием сферы контактов. Этих людей очень мало, и они, как говорится, «не делают погоду». Более того, они с годами научаются быть более общительными и разговорчивыми, начинают понимать, что контакты рождают контакты, что, не попробовав общаться, нельзя вообще овладеть этой трудной и нужной наукой. Обычно к 35—40 годам у большинства из них увеличивается коммуникабельность и они внешне не отличаются своим поведением от других людей.
Встречаются также подростки, у которых не отмечается заметного изменения характера, но появляется отгороженность от людей и молчаливость. Обычно такие ребята ведут себя так по отношению к родителям и близким людям, а к чужим усиленно тянутся. Их отгороженность носит избирательный характер и связана с теми особенностями, которые свойственны подростковому периоду. Этот период проходит, а вместе с ним проходит и отгороженность. Однако у некоторых людей подростковый период протекает более болезненно, более карикатурно заостряются черты характера- когда же этот возраст проходит, многие черты, свойственные ему, еще сохраняются. Может сохраниться и чрезмерная молчаливость, недостаточная общительность. Поэтому важно показать такого подростка специалисту, чтобы тот, проанализировав причины возникновения этих черт характера, помог устранить какое- либо душевное расстройство, дал соответствующие врачебные рекомендации.
В более младшем возрасте у детей возможны и другие психические расстройства, большей частью преходящие, при которых нарушается контактность. Это некоторые дефекты речи, специфические поражения нервной системы в результате дисгармонического, несинхронного, неодновременного созревания разных ее компонентов. Так бывает, например, при синдроме раннего детского аутизма, описанного в начале 40-х годов крупнейшим американским психиатром Лео Каннером- так бывает при некоторых формах шизофрении, эпилепсии и ряде других расстройств, из-за которых в разной степени страдает коммуникабельность человека.
Из всех радостей человека самая большая — радость человеческого общения. Эта истина давно уже стала хрестоматийной. Люди, у которых нарушена контактность, лишены такой радости. Многие из них страдают от одиночества, от невозможности лучше выразить себя, а последнее очень часто требует умения общаться с людьми. Существует много людей, которые по своим интеллектуальным качествам должны были бы занимать видное положение, но из-за того, что не умеют общаться, вовремя не научились устанавливать нужные контакты с разными людьми, а не только с теми, кто им нравится, не могут занять подобающего места в жизни. И, конечно, нарушение контактности делает многих людей несчастными в личном плане. Вообще истоки недоразумений в жизни многих взрослых людей лежат в детстве. Почти все малокоммуникабельные люди еще с детства обнаруживали это свойство. Ребенка легче изменить, чем взрослого. Поэтому следует более внимательно относиться к нарушениям контактности в детском возрасте, стремиться понять их причины, помочь их ликвидировать.
Хотелось бы акцентировать внимание читателей на том, что избавиться от необщительности можно, но для этого необходимо приложить усилия к тому, чтобы изменить свой характер. Не желаешь себе одиночества — становись общительным, общайся с окружающими. Иного способа преодолеть некоммуникабельность пока еще не найдено.
Можно прочитать тысячи книг о плаванье, но от этого плавать не научишься. Чтобы начать плавать, нужно сделать самое простое — войти в воду. Точно так же только контакт рождает контакт.