Психотерапия ищет новые пути - в кабинете детского психиатра
Видео: Тестирование персонала (модельное агенство). Психодиагностика психолога (Киев) Данила Протаса
Видео: Коллекторы. СЛАБОНЕРВНЫМ НЕ СМОТРЕТЬ!!!
В начале XX в. наиболее проницательные врачи поняли, что область применения различных видов внушения очень ограничена, лечебный эффект наступает далеко не всегда и бывает нередко весьма нестойким. Все это стимулировало поиски новых приемов психотерапии.
В 1903 г. швейцарский врач Поль Дюбуа (1848— 1918 гг.) опубликовал книгу «Психоневрозы и их лечение», в которой выступил против применения гипноза. Дюбуа утверждал, что цивилизованный человек нуждается в первую очередь в психотерапии, адресованной к разуму индивидуума, что «психотерапия должна быть рациональной или никакой». Под рациональной психотерапией Дюбуа понимал систему убеждения пациента, разъяснения ему причин и сущности его страдания.
Большинство врачей не разделяли взгляды Дюбуа, но согласились с ним в том, что необходимо более широко использовать рациональную психотерапию при лечении некоторых категорий больных. Важно, чтобы информация, которую врач дает пациенту, была окрашена в эмоциональные тона. Если бы психотерапевты полностью согласились с мнением Дюбуа, то это означало бы возврат к далеким временам, когда лечением психически больных занимались философы, переубеждавшие своих пациентов с помощью мощной и целенаправленной логики. Кант, Гегель и многие другие великие мыслители оставили подробные описания того, как они лечили «переубеждением» психически больных- правда, об отдаленных результатах лечения они предпочитали не говорить.
Многие больные и без разъяснений врачей знают о своих заблуждениях, о том, что их психическая аномалия может быть следствием этого, но преодолеть свои заблуждения они сами не всегда могут, ибо не разумом единым жив человек.
То, что Дюбуа привлек внимание к необходимости более широкого и дифференцированного использования рациональной психотерапии для лечения некоторых (далеко не всех) нарушений, сыграло определенную роль в развитии психотерапии.
Одним из приемов психотерапии является отвлечение больного от неприятных переживаний, переключение его внимания на что-то другое. Кстати, выражение «заговорить зубы» означает отвлечь внимание, в частности, от зубной боли. Есть одно курьезное слово, имеющее прямое отношение к такому виду терапии.
В мольеровские времена в Париже жил итальянский лекарь Галли Матье. Каково было его врачебное искусство, нам неизвестно, но история сохранила его имя как человека, умевшего быстро и легко переключать внимание своих пациентов от болезненных ощущений на нечто более приятное. С этой целью доктор Матье рассказывал своим пациентам увлекательные истории, зачастую фантастические, поражающие воображение. Больные, что называется, сидели, «развесив уши». Но запас историй у словоохотливого лекаря вскоре исчерпался, и он стал их сам выдумы вать, не останавливаясь ни перед какими небылицами Иногда эти истории были столь нелепы, что концы с концами в них не сходились. Из-за этого врач постепенно при обрел славу первейшего вруна и проходимца. Его имя и фамилия стали нарицательными- когда слух об этом лекаре дошел до России, то от его имени и фамилии было образовано слово «галиматья», означающее всякую ерунду и чушь.
Говоря о рациональной психотерапии детей и подростков, следует подчеркнуть, что она, конечно, имеет большое значение, но в то же время весьма отличается от рациональной психотерапии, проводимой взрослым людям. Дети не склонны в силу особенностей психики к восприятию логических построений, всякую интеллектуализированную информацию им следует преподносить в еще более эмоциональной форме, чем взрослым.
Нужно помнить, что у подростков очень обострено чувство справедливости. Из-за того что они видят в окружающем мире несправедливость, у них возникают реакции оппозиции, конфликты с педагогами и родителями.
Подростка необходимо воспитывать в духе гибкого, непрямолинейного стремления к справедливости, тогда воспитание будет встречать в нем душевный отклик и формировать авторитет старших.
В начале XX в. стала развиваться и коллективная психотерапия. В разных странах (в том числе и в России) ученые разрабатывали этот раздел, но как организованное и четкое направление коллективная психотерапия развивалась в первую очередь в США. В дальнейшем этому способствовало и то, что в середине 30-х годов в США переселилось много психотерапевтов из Германии и Австрии, которые существенно обогатили американскую науку новыми веяниями.
В 1905— 1910 гг. Претт, Эмерсон, Марч и другие североамериканские врачи обнаружили, что если из пациентов создают специальные группы, то лечение нередко идет значительно успешнее и быстрее. Использование влияния одного больного на другого в лечебных целях и составляет сущность коллективной психотерапии. Эмерсон, например, собирал в группы детей с нарушенным аппетитом и занимался с ними по специальной программе — результаты резко превышали те, что достигались при индивидуальной психотерапии (каждого пациента в отдельности). Марч устраивал пациентам лекции, танцы, современные прогулки, и излечение в процессе коллективного общения наступало намного быстрее, чем при индивидуальной психотерапии. Бехтерев объединял, например, группы алкоголиков, которым проводил лечебное внушение. Все это экономило время врачей и способствовало большей эффективности терапии. Однако возможности применения коллективной психотерапии также ограничены, этот вид лечения можно использовать далеко не всегда и лишь при определенных расстройствах.