Фрейд и его последователи - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Видео: Зигмунд Фрейд - Методика и техника психоанализа (аудиокнига)
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году на территории, которая сейчас является частью Чехословакии, и умер в Англии в 1939 году. Большую часть жизни он провел в Вене, где у него появилась группа замечательных последователей, которые считали, что, применяя идеи Фрейда для лечения невротических пациентов, принесут им больше пользы, чем другими методами. Эти люди распространили идеи Фрейда в Европе и Америке. Немного погодя некоторые из них отделились от первоначального Психоаналитического общества и основали собственные школы. Наиболее известные из таких отделившихся — Альфред Адлер и Карл Юнг.
Примерно в 1910 году Альфред Адлер начал обращать внимание на некоторые сознательные факторы личности и постепенно отошел от основных идей Фрейда, а именно, от представления о важности младенческого либидо и о движущих импульсах подсознательного Ид. Немного погодя Адлер сам осознал, что все дальше и дальше отходит от идей фрейдистского психоанализа, поэтому отказался от этого термина и назвал свою систему «индивидуальной психологией».
Его наиболее известная идея — «комплекс неполноценности». Таким термином он обозначает чувства, сосредоточивающиеся вокруг явного физического или психического недостатка. Примерами таких недостатков могут служить хромота, малый рост и заикание. «Неполноценность» вызывает напряженное стремление компенсировать эти недостатки и добиться власти и известности каким-то иным способом. Временами это достигается развитием какого-то другого органа взамен пораженного, но часто сосредоточивают внимание именно на неполноценно функционирующем органе, развивая его до такой степени, что он помогает занять выдающееся положение в обществе. Так хромой Байрон становится выдающимся пловцом, а заикающийся Демосфен — великим оратором- в то же время маленький Наполеон добивается компенсации, став великим полководцем.
Реакции, вызванные комплексом неполноценности, укрепляют «стремление к власти» и приводят к усиленному «мужскому протесту», то есть к попыткам доказать свою превосходящую мужественность. Согласно Адлеру, стремление к власти вызывает симптомы невроза. Иногда подобный мужской протест приводит к появлению выдающихся способностей, как в случаях с Байроном и Наполеоном, но слишком часто индивид не может доказать свое превосходство в мире, основанном на соревновании, и поэтому тратит время и энергию, выражая свой протест таким образом, что настраивает против себя окружающих. Согласно Адлеру, поскольку женщинам труднее утверждать свое мужское стремление к власти, у них чаще встречаются неврозы.
Психоаналитики считают, что метод лечения, предложенный Адлером и заключающийся главным образом в основанных на сознании объяснениях с пациентом, не затрагивает пациента достаточно глубоко, чтобы вызвать постоянные изменения в способах управления энергией, и потому этот метод скорее подходит для руководства, но не для подлинного лечения.
Психиатры очень высоко оценивают ранние работы Карла Юнга, особенно связанные с психологией шизофрении и словесными ассоциациями. Однако в 1912 году Юнг опубликовал книгу о психологии подсознательного, которая показала, что его идеи сильно отклоняются от основных положений психоанализа. Он стал называть свою систему «аналитической психологией», чтобы отличить ее от психоанализа. Юнг путешествовал по Индии и Африке и после этих поездок особенно заинтересовался мистическими аспектами психики. По мере того как проходило время, его идеи все дальше и дальше отходили от мыслей учителя, и он начал все больше черпать из некоторых учений, усвоенных на Востоке, которые трудно оказалось совместить с психологией западного мира. Вдобавок он меньше, чем психоаналитики, уделяет внимания связям между психикой и телом, так что его идеи очень трудно использовать в современной медицине. Однако многие мысли Юнга поразительны и наводят на дальнейшие размышления, особенно его подход к вопросу об образах и о смысле жизни.
Еще одним неудовлетворенным членом семьи фрейдистов оказалась Карен Хорни. Адлер, Юнг и Хорни (так же, как Ранк и Штекель) — все очень проницательные психотерапевты с большим опытом- их слова следует воспринимать серьезно и тщательно обдумывать, прежде чем оценивать их идеи. Никто не может отрицать глубины их наблюдений, и они имеют право иметь собственное истолкование того, что происходит с их пациентами. Единственный вопрос заключается в следующем: действительно ли перемещение внимания с неудовлетворенных подсознательных импульсов Ид, сложившихся в раннем детстве, на разнообразные другие факторы, интересующие этих авторов, всегда благотворно для пациентов и действительно ли эти другие факторы важнее тех, которые подчеркивал Фрейд? Ортодоксальные психоаналитики считают, что это не так.
Хорни подчеркивает конфликт между индивидом и его окружением в данный момент, а не конфликты раннего детства. Ортодоксальные психоаналитики считают, что она допускает ошибку и что лечение, направленное на устранение текущих конфликтов, не будет иметь долговременных результатов, которые бывают при ослаблении ранних напряжений. Тем не менее, они признают, что Хорни, как и Адлер, внесла большой вклад в изучение некоторых аспектов личности.
Одна из главных попыток Хорни ввести в психоанализ новые методы связана с самоанализом. Психоанализ — длительная и дорогостоящая процедура, недоступная для большинства, и способ, сокращающий время лечения и расходы на него, был бы большим вкладом в психотерапию. Доктор Хорни полагала, что в некоторых случаях пациент мог бы проводить анализ без постоянного руководства со стороны врача, как только постиг сущность метода. Она доказывала, что некоторые люди в состоянии получить ясное представление о своих подсознательных стремлениях без присмотра профессионального аналитика. Судя по ее утверждениям, для такого самоанализа пациент должен обладать высшим образованием (в объеме колледжа), быть совершенно свободным от обычных моральных предрассудков и обладать в высокой степени «психологической интуицией».
Многие психоаналитики проводили эксперименты, пытаясь сократить необходимое для «психоанализа» время, сводя его иногда к нескольким посещениям на протяжении одной-двух недель. Используя психоаналитические принципы, им иногда удавалось избавить пациента от одного-двух симптомов за удивительно короткое время, но остается еще проверить, насколько прочными и долговременными будут эти результаты и выдержат ли они испытания будущих лет, такие, как уход на пенсию или климакс. Для тех, кто не может позволить себе психоанализ или страдает от болезней, при которых психоанализ неэффективен, имеются другие психотерапевтические подходы, которые во многих случаях дают лучшие результаты.