О сыворотке правды - о психиатрии и психоанализе - познай себя
Видео: Познай себя и ты познаешь мир
В разное время использовались различные средства, чтобы снять эмоциональные блоки и помочь пациентам лучше себя чувствовать и свободней говорить. В Америке, в частности, применяется аминал натрия, который первоначально использовался как снотворное- в Англии многие психиатры предпочитают пентотал натрия. Последнее средство используется в обеих странах как анестезирующее при легких операциях. При лечении неврозов оба эти средства путем инъекций вводятся в кровь, пациента охватывает сонливость, и в таком состоянии его начинают расспрашивать. Поскольку система сдерживания подавлена лекарством, пациент в таких условиях говорит то, что не стал бы говорить без инъекции.
Почти все сказанное о гипнозе относится и к применению этих лекарств. Состояние, вызванное лекарствами, как и при гипнозе, — искусственное, и поэтому пациенту трудно соотнести то, что произошло с ним в этом состоянии, с бодрствующей личностью. Снова следует напомнить, что снятие симптома ослабляет внутреннюю защиту пациента, и хотя пациента и его семью может удовлетворить быстрое и драматичное «излечение» от симптома, в конечном счете оно может принести ему больше зла, чем добра. Если врач не позаботится дать пациенту какой-нибудь источник для сознания своей безопасности, заменивший бы симптом, пациент сам может заменить потерю речи общим ощущением несчастья, вялостью и депрессией, а сильные головные боли — психозом.
История болезни Мозеса Тока иллюстрирует одну из опасностей применения лекарств. Мистер Ток, младший партнер в адвокатской конторе «Савитар, Тизл и Ток», начал страдать от сильных головных болей. Доктор Трис, хорошо знавший мистера Тока, уже некоторое время беспокоился о нем. Он подозревал, что тот параноик. Все медицинские исследования дали отрицательный результат, поэтому доктор Трис разрешил одному из интернов больницы попробовать «наркоанализ» с помощью амитала лития как средства от головной боли. Средство подействовало. Три дня мистер Ток находился в хорошей форме. Потом начал жаловаться на боль в нижней части живота. Немного погодя он стал намекать на то, что его отравили. Два дня спустя он спокойно заявил, что его боль вызвана психическим радио и что он знает, кто за этим стоит. А виноват во всем мистер Савитар. Неделю спустя у мистера Тока параноидальный психоз был в полном расцвете. Головные боли на протяжении двух или трех лет были его последней защитой от медленно развивающегося и тщательно скрываемого психоза. Доктор Трис никогда не забывал урока относительно амитала лития- с тех пор он предварительно убеждался, что не имеет дела с психотиком, прежде чем позволял использовать это лекарство.
Как и в случае с гипнозом, большинство психиатров считает, что все, чего можно достичь с помощью лекарств, лучше попытаться добиться использованием психотерапии. При этом транквилизаторы и другие лекарства используются в случае необходимости как вспомогательное средство. Психиатры считают, что пациент под влиянием лекарств расскажет о себе не больше и не проявит чувства откровенней, чем в бодрствующем состоянии при искусном с ним обращении. Они также считают, что если пациент «готов» к улучшению, результат обычно будет более прочным и длительным без использования «искусственных» помощников. Например, в дни, предшествовавшие психотерапии, гипноз широко использовался при лечении истерии- сам Зигмунд Фрейд в течение нескольких лет использовал его с этой целью, пока не решил, что лучшие, более глубокие и продолжительные последствия могут быть достигнуты без гипноза, и за немногими исключениями большинство психотерапевтов последних пятидесяти лет с ним согласны.
Всем знакома двуокись углерода — газ, который образует пузырьки в газированной воде. Если вдохнуть этот газ в большой концентрации, он может привести пациента в состояние комы, и когда пациент приходит в себя, он обычно испытывает радостное возбуждение в результате снятия накопившихся напряжений.
В свое время было объявлено о получении замечательных результатов такого лечения, повторяемого десять, пятьдесят или сто раз и обычно сопровождаемого психотерапией. Большинство психиатров относится к такому лечению с некоторым скептицизмом, и во всяком случае все сомнения и предосторожности, высказываемые по поводу гипноза и «сыворотки правды», столь же явно относятся и к этому методу.